Самостоятельная работа и ее роль в познавательной активности младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Данная статья раскрывает всю важность самостоятельной работы учащихся на уроке. Любая форма самостоятельной работы сопутствует развитию познавательного интереса в учении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельная работа и ее роль в познавательной активности младших школьников. | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа и ее роль в познавательной активности младших школьников.
На современном этапе приходится считаться таким фактом как нежелание детей учиться. И одной из причин является отсутствие всякого интереса в области получения знаний.
Проблема интереса в обучении ненова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию интереса видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, заинтересовать его так, чтобы учение для него тало желанным и способствовало развитию познавательной активности на уроке.
Что необходимо делать для того, чтобы ребенку захотелось учиться? Самостоятельные работы являются формой совместной, единой деятельности учителя и учащихся. Учитель закладывает в них программу действий ученика в соответствии с определенной целью. Ученик же, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, совершенствует ту поисковую творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель. Любая форма самостоятельной работы ученика способствует познавательному интересу. Давайте, будем смелее давать детям возможность работать самостоятельно.
Например, работая на уроке окружающего мира над темой «Разнообразие растений» в 3 –м классе, не стоит учителю преподносить материал в готовом виде. Давно известен один из приемов критического мышления -ЗХУ, который поможет ученику самостоятельно поработать с текстом учебника и добыть новую информацию. В начале урока вместе с детьми заполняем первый столбик. Что же мы знаем о растениях? Далее ученики заполняют и второй столбик-чтобы они хотели еще узнать. Третий столбик заполняется по ходу чтения текста в учебнике.
Знали | Хотим узнать | Узнали |
Растения-часть живой природы | ||
Растения выделяют в воздух кислород. | ||
Растения делятся на группы? Деревья, кустарники, травы. |
Таким образом, дети самостоятельно добывают новую информацию, осознавая то, что справились они с этим самостоятельно. Возрастает самооценка у ребенка и желание покорять новые вершины.
Каким другим путем можно развить ум ученика, расположить его к познанию, заставить мобильно действовать, творить? Самостоятельные работы учащихся, которые тали предметом психолого-педагогических исследований и активного внедрения их в практику учебного процесса, являются главной магистралью развивающего обучения, развития активности и самостоятельности познавательных ил, способностей и интересов учащихся.
Поиск науки а практики в области высокого эффекта самостоятельных работ учащихся показал, что их стимулирующая роль в развитии интереса к знаниям бесспорна и обеспечивается она не только фактом внедрения их в учебный процесс, но и соблюдением ряда необходимых требований в целях развития познавательной самостоятельности.
Именно в самостоятельной работе необходимо последовательное усложнение содержания, формы, способов учения, требуемых для их выполнения.
Любая самостоятельная работа ученика должна преследовать предметные, метапредметные и личностные цели обучения.
Очень важно, чтобы весь строй предлагаемых ученику самостоятельных работ опирался на активные познавательные процессы учащихся. Таким образом, проблема самостоятельной работы учащихся на уроке как главного стимулятора познавательного интереса, активности и развития личности учащихся требует от учителя очень тонкой и глубокой работы по отбору содержания самостоятельных работ, их формы, определения их мета в общей структуре учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".
В данном обобщении опыта прослеживается: использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...
Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.
В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников....
Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...
Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...
Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...
Дипломная работа "Информационные технологии как средство познавательной активности младших школьников"
Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное на...