Дипломная работа "Информационные технологии как средство познавательной активности младших школьников"
учебно-методический материал
Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании способствует реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса [16].
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании [12].
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. Информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mortina_kristina.docx | 213.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дипломная работа
Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников
Выполнила:
Мортина Кристина Викторовна,
студентка группы ПНК16.Б
по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
очной формы обучения
Руководитель:
Балясникова Мария Васильевна
Оценка: _____________________
______________ /Карасева В.П.,
заместитель директора колледжа по учебной работе
Истра
2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..5
- Сущность познавательной активности младших школьников
- Особенности формирования познавательной активности младших школьников
- Значение информационных технологий в образовательном учреждении
Глава 2. Применение информационных технологий при формировании познавательной активности младших школьников…………………………...23
- Способы выявления уровней познавательной активности младших школьников
- Анализ эффективности использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы ……………………………………………..44
Приложение ……………………………………………………………………...47
Введение
Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании способствует реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса [16].
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании [12].
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. Информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.
Вместе с тем проблема использования информационных технологий в школе изучена недостаточно. Это обусловлено тем, что информационные технологии сравнительно недавно начали использоваться в образовании.
Объект ВКР: познавательная активность младших школьников.
Предмет ВКР: роль информационных технологий в системе развития познавательной активности младших школьников.
Цель ВКР: изучение значения информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.
Задачи изучения.
- Проанализировать сущность познавательной активности младших школьников.
- Охарактеризовать особенности формирования познавательной активности младших школьников.
- Рассмотреть значение информационных технологий в образовательном учреждении.
- Выявить уровень познавательной активности младших школьников.
5) Проанализировать эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
Методы изучения.
1) теоретический анализ литературы
2) наблюдение
3) анкетирование
4) беседа
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования данного материала на занятиях с детьми младшего школьного возраста преподавателями начальных классов, а также данная работа может быть использована студентами средних профессиональных образовательных учреждений.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников
- Сущность познавательной активности детей младших школьников
Сегодня обществу необходим человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса, развитого кругозора. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащийся получает образование. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности[4].
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что, если школьник проявляет познавательную активность, то процесс обучения проходит эффективнее, так же отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность»[1].
В педагогике постоянно поднимается вопрос о субъектной и объектной позиции участников учебного процесса. Принято считать, что традиционно сложившаяся система обучения ставит учащегося в пассивную, принимающую (или объектную) позицию в учебном процессе. В то время как учитель, активно воздействующий на ученика, как правило, является основным организатором (или субъектом) учебно-познавательного процесса. Пассивная позиция учащегося чревата отсутствием интереса, отказом действовать в нестандартных (как учебных, так и внеучебных) ситуациях.
Как следствие этого в ряде психолого-педагогических исследований поставлен вопрос о необходимости формировать у учащихся познавательную активность через познавательный интерес. В последние десятилетия практика педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильиной, В.Ф, Шаталовой и др, доказала, что это не только возможно, но и стимулирует самообразование учащихся [15].
Термины «активность» и «познавательная активность» широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в толкованиях многих ученых. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[18].
Познавательную активность психологи и педагоги изучают также с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. На примере разнообразной деятельности учащихся, сегодня проблема интереса всё шире исследуется, это позволяет учителям, не равнодушным к своей профессии, успешно формировать и развивать интересы учащихся, мотивировать к изучению предмета, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает существенное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Развитие и активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически стараться сделать каждое занятие незабываемым, вызывать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся, и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность школьника, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления [23].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Эта структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [8].
Дает познавательной активности совершенно особое определение Э.А. Красновский: «Проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»[24 С.54].
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности наглядно показывает, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Основательные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников [6].
В целом же, педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [1].
«Развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований» – отмечает Д.Б. Эльконин. Развитие, по его мнению, состоит в «качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно - познавательного опыта[17 С.96].
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности. Познавательный интерес – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать. Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Познавательная активность младшего школьника является как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности [4].
Несмотря на существенное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет единого общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует структурированная, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности. Познавательная активность определяется единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоциональный, волевой [23].
1.Эмоциональный компонент.
Включает в себя особенности эмоционального содержания индивидуального познавательного опыта. Внешнее проявление выражается в эмоциональном настрое к выполнению той или иной работы. Длительность проявления задается эмоционально - волевым настроем, который выполняет стартовую функцию зародившейся активности личности через процесс адаптации в плоскость действия. Такое состояние A.M. Матюшкин, Г.И. Щукина назвали состоянием любознательности. Эмоциональное состояние фиксируется через такие внешние проявления как радость, увлечение, уважение, азарт, решительность и т.д.[8].
2. Волевой компонент.
Стремление личности к осознанной деятельности зависит не только от ее эмоционального состояния, но и от волевых усилий. Под волей понимается способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Овладевая новыми знаниями, умениями, навыками, способами действий, ребенок неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными внешними и внутренними факторами, преодоление которых связано с затратой волевых усилии, даже при условии наличия у него положительного познавательного мотива. Воля обеспечивает дополнительную мотивацию по осознанию цели, принятия и реализации решения и, как следствие, общую активизацию внутренней и внешней деятельности, направленной на достижение результата [1].
3. Мотивационный компонент.
Содержание мотивационного компонента раскрывается через понятия «потребность» и «мотив». Под потребностью понимается направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Конкретным проявлением потребности являются мотивы. Мотив - это внутреннее психическое состояние человека, напрямую связанное с селективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Мотивам принадлежит центральное место в характеристике мотивационного компонента. Относительно познавательной активности ведущим является учебно-познавательный мотив, направленный на овладение новыми знаниями и способами действие, на побуждение к самообразованию [15].
4.Содержательно - операционный компонент
Данный компонент включает в себя практическую подготовленность обучаемого и выражается в определенном объеме знаний, умении и навыков, составляющих основу их познавательного опыта и готовность к их реализации посредством системы способов действий, которыми должны овладеть обучаемые. В познавательной активности наиболее важным является овладение такими способами действий, которые связаны с умением осуществлять преобразующую, поисковую деятельность, как под руководством воспитателя так и самостоятельно[17].
Познавательная активность как педагогическое явление является двусторонним взаимосвязанным процессом: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося [1].
- Особенности формирования познавательной активности младших школьников
Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию [24].
В процессе развития познавательной активности можно выделить три группы этапов усвоения знаний: начальную (актуализация опорных знаний, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление), среднюю (закрепление и применение), завершающую (обобщение и систематизация)[3].
Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель, с помощью применений на уроках и внеурочных занятий информационных технологий, таких как презентация, видеофайлы, аудиофайлы, онлайн экскурсии. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью данных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой логике выстраиваются программы обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем — к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности младших школьников в учебной деятельности. Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося [8].
Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх. То есть человек с такими качествами стремится брать активное участие во всём, показывает себя в деятельности [6].
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания[4].
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня[9].
Таким образом, прогрессивное развитие младшего школьника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно – ориентированной модели образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность [15].
Активность младших школьников нельзя оценивать только уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обосновывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- из жизни и книжки. Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать [23].
Важный источник познавательной активности младшего школьника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Однако познавательную активность нельзя рассматривать как прямолинейное движение. Это – движение по спирали. Сказанное обозначает, что разработка оптимальной технологии формирования определённых умений предвидит не только определения взрослыми круга знаний, которые должен усвоить ребёнок, а и согласование спроектированного содержания с индивидуальным опытом каждого ребёнка. Только при таких условиях практические задания связываются с нуждами исполнителя, с его намерениями и ценностями [1].
Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, т.е., процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их противники категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности [18].
Если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Получается, как раз за пониманием идёт «вспышка активности». Это, в свою, очередь, вызывает у ребенка положительные эмоции [15].
Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой – последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности младшего школьника [8].
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей [4].
Хорошо известно, что развитие творческого мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов действий, а формированием у него способности комбинировать перегруппировать, рассматривать что-то с разных точек зрения, прибегать к ассоциациям. Чем богаче ассоциации, тем свободнее чувствует себя ребёнок, исполняя практические задания, и тем выше его познавательная активность. Безусловно, использование готовых образцов (правил, принципов, алгоритмов) облегчает взрослому руководство процессом усвоения ребёнком знаний, создаёт благоприятные условия для контроля, коррекции и оценки его деятельности. Но не стоит забывать, что такая стратегия, целесообразна, относительна некоторых детей, а она снижает самостоятельную и познавательную активность детей, приучает их быть послушными исполнителями чьих-то условий, поэтому не может быть приоритетной [17].
Оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребенок может сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет. Поскольку такая ситуация для детей, неуверенных в себе, необычная или даже нежелательная необходимо подбодрить ребёнка, высказать уверенность в его возможностях, поддержать его старания, подчеркнуть, что он может выбрать самый удобный, самый интересный для себя способ. Сделать ему это нелегко, потому что придется освободиться от привычки заглядывать к соседу, ждать указаний взрослого, от страха перед ошибкой [3].
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде [24].
Таким образом, познавательная активность является меняющимся свойством личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Всё это является условием дальнейшего успешного обучения.
1.3.Использование информационных технологий в образовательном учреждении
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека [22].
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных [5].
Информационные технологии предоставляют возможность:
а) рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
б) сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
в) построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
г) вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
д) использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
е) интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса [20].
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [19].
Коллективы школ уделяют большое внимание информатизации образования, под которой понимается изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ [10].
Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов [13].
Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:
-создание единой информационной среды образовательного учреждения;
-разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
-анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
-формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
-подготовка пользователей единой информационной системы [7].
Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого [11].
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):
1.Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку [14].
2.Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
-они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
-удобная система навигации на основе гиперссылок;
-возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты [16].
3.Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt[3].
4.Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках [9].
5.Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента [13].
6.Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности [20].
7.Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и решить несколько задач [21].
8.Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре [2].
На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала [11].
Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов [12].
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще три функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой [9].
В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности [5].
Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:
1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
2. Проектная деятельность.
3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
4. Выпуск школьной газеты, которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
5. Кружок по компьютерной графике и анимации [7].
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в сети Интернет, дистанционного обучения, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации младших школьников, соответственно наблюдается рост их достижений [19].
В условиях школы, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Это позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, а также откроет новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога[10].
Таким образом, познавательная активность как педагогическое явление является двусторонним взаимосвязанным процессом: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт только отсидеться на уроке. Но чтобы заинтересовать ученика учитель использует на уроках и внеурочных занятиях информационные технологии. Целесообразность которых определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.
Глава 2. Применение информационных технологий при формировании познавательной активности младших школьников
2.1. Изучение познавательной активности младших школьников
Практическое изучение проводилось на базе МБОУ "Муриковская СОШ» д. Муриково, г.о. Шаховская. В изучении принимали участие 13 человек в возрасте 8-9 лет(2 класс). Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе выявлялся уровень познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Изучение предполагало:
- наблюдение за познавательной активностью детей младшего школьного возраста;
- изучение познавательной активности детей младшего школьного возраста.
На основе изучения познавательной активности детей младшего школьного возраста были выделены следующие показатели: уровень любознательности; уровень самостоятельности; высокий интерес к процессу познания; практическое приспособление к ситуациям.
Для обработки результатов тестирования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у младшего школьника: низкий, средний и высокий.
Наблюдение за детьми проходило в индивидуальном порядке. Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности детей во время занятий. Наблюдение за детьми проходило по следующим критериям: активность ребенка во время занятия; задаваемые вопросы учителю; ответы ребенка на вопросы учителя; выполнения задания (наличие ошибок); взаимодействие с ребятами; активно поднимает руку.
Максимальное оценивание наблюдения 3 балла, минимальное- 1 балл
Обработка результатов: высокий уровень- 15-18 баллов; средний уровень- 10-14 баллов; низкий уровень- 0-9 балла.
Условные обозначения: высокий уровень - В, средний уровень- С, низкий уровень- Н.
Таблица №1 Уровень активности младших школьников во время занятий.
№, ФИО | Задает вопросы во время урока | Активно себя проявляет во время урока | Взаимодействует с ребятами | Поднимает руку | Отвечает на вопросы учителя | Задание выполняет без ошибок | Сумма балов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | В |
2.Воронина М. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | В |
3.Гайшун Е. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 13 | С |
4.Домбровский Д. | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | С |
5.Зайцева О. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 16 | В |
6.Ишекова О. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | С |
7.Кирюшин А. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 16 | В |
8.Лаптева А. | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 14 | С |
9.Маргарян Г. | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | С |
10.Мотяжова Е. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | Н |
11.Покладов Я. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 14 | С |
12.Семечева К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | Н |
13.Тихонов Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 11 | С |
Таблица №2Уровень активности младших школьников во время занятий.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень активности младших школьников | 2 человека (15%) | 7 человек (54 %) | 4 человека (31%) |
Рис. № 1 Результаты наблюдения уровня познавательной активности младших школьников.
В результате наблюдения за детьми были получены следующие результаты. 31% детей имеют высокий уровень познавательной активности.
Такие дети любознательны, стремятся самостоятельно рассуждать, проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
54% младших школьников имеют средний уровень познавательной активности. Такие дети проявляют любознательность, у них наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца.
15% детей имеют низкий уровень познавательной активности. Такие дети не любознательны, не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий. Утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляют интерес к познанию.
В ходе изучения познавательной активности младших школьников была проведена методика А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника».
Цель методики: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников. Методика проводилась в индивидуальном порядке. Школьнику предоставлялся бланк анкеты и предлагалось выбрать ответ из предъявленных возможных вариантов (приложение №1).
Критерии оценивания: высокий уровень познавательной активности– от 11 до 15 баллов, средний уровень познавательной активности – от 10 до 7 баллов, низкий уровень познавательной активности– от 6 и меньше баллов.
Таблица №3 Уровень познавательной активности младших школьников
Ответ на вопрос | Сумма баллов | Уровень | |||||
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1.Волхонов Е. | 3б | 2б | 2б | 2б | 3б | 12 | В |
2.Воронина М. | 3б | 3б | 2б | 3б | 3б | 14 | В |
3.Гайшун Е. | 2б | 2б | 2б | 1б | 1б | 8 | С |
4.Домбровский Д. | 1б | 2б | 1б | 1б | 1б | 6 | Н |
5.Зайцева О. | 2б | 3б | 2б | 1б | 3б | 11 | В |
6.Ишекова О. | 2б | 1б | 1б | 2б | 2б | 8 | С |
7.Кирюшин А. | 3б | 2б | 3б | 2б | 3б | 13 | В |
8.Лаптева А. | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 10 | С |
9.Маргарян Г. | 3б | 2б | 2б | 3б | 3б | 13 | В |
10.Мотяжова Е. | 1б | 1б | 2б | 1б | 1б | 6 | Н |
11.Покладов Я. | 2б | 2б | 1б | 2б | 3б | 10 | С |
12.Семечева К. | 2б | 2б | 1б | 1б | 2б | 8 | С |
13. Тихонов Н. | 2б | 1б | 2б | 2б | 3б | 10 | С |
Таблица №4 Уровень познавательной активности младших школьников.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень познавательной активности младших школьников | 2 человека (16%) | 6 человек (46 %) | 5 человек (38%) |
Рис.№3 Уровень познавательной активности младших школьников по методике А.А. Горчинской.
В результате проведенной методики были получены следующие данные. 38% детей имеют высокий уровень. Такие дети стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
46% младших школьников имеют средний уровень познавательной активности. Такие дети имеют потребность в знаниях, но привлекает их только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
16% детей имеют низкий уровень. Такие дети удовлетворяются односложной информацией, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
При выявлении познавательной активности была проведена методика «Оценка уровня познавательной активности».
Цель методики: изучение уровней познавательной активности у младших школьников.
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в приложении №2 и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,0 – 2,9 балла
Таблица №5 Оценка уровня познавательной активности.
№ | Ф.И.О. | Вопросы | Ср.б | Уровень | ||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
Волхонов Е. | 5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | С | |
Воронина М. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4,2 | В | |
Гайшун Е. | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | С | |
Домбровский Д. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 5 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3 | Н | |
Зайцева О. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | В | |
Ишекова О. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2,2 | Н | |
Кирюшин А. | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,1 | В | |
Лаптева А. | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,7 | С | |
Маргарян Г. | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,8 | С | |
Мотяжова Е. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 2 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | Н | |
Покладов Я. | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | С | |
12 | Семечева К. | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,2 | С |
13 | Тихонов Н. | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3,3 | С |
Средний балл познавательной активности по группе | 3,3 | С |
Таблица №6 Оценка уровня познавательной активности
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень познавательной активности младших школьников | 3 человека (23%) | 7 человек (54 %) | 3 человека (23%) |
Рис. 5 Уровень познавательной активности.
В результате данной методики были получены следующие результаты. 23% детей имеют высокий уровень познавательной активности. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
54% младших школьников имеют средний уровень. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
23% -низкий. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.
При выявлении уровня заинтересованности информационными технологиями был проведен опрос «Мультимедийная презентация на уроке».
Цель опроса: Оценка заинтересованности школьника информационными технологиями. Опрос проводится в индивидуальном порядке. Школьнику дается бланк стандартизированного опросника и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой - либо один. Каждый положительный ответ оценивается в 2 балла, отрицательный- 0баллов (приложение №3).
Критерии оценивания: высокий уровень познавательной активности– от 9 до 12 баллов, средний уровень познавательной активности – от 5 до 8 баллов, низкий уровень познавательной активности– от 4 и меньше баллов.
Таблица №7 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
№;Ф.И.О. | Сумма баллов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 8 | С |
2.Воронина М. | 10 | В |
3.Гайшун Е. | 9 | В |
4.Домбровский Д. | 6 | С |
5.Зайцева О. | 9 | В |
6.Ишекова О. | 6 | С |
7.Кирюшин А. | 7 | С |
8.Лаптева А. | 5 | Н |
9.Маргарян Г. | 8 | В |
10.Мотяжова Е. | 6 | С |
11.Покладов Я. | 8 | С |
12.Семечева К. | 10 | В |
13. Тихонов Н. | 5 | Н |
Таблица №8 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока | 2 человека (16%) | 6 человек (46%) | 5 человек (38%) |
Рис.7 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Данные показали, что 38% детей имеют высокий уровень заинтересованности информационными технологиями. Таким детям интересны уроки с использованием презентаций, интерактивной доски, аудио- и видеофрагментами. Они проявляют любознательность на уроке, если возникают какие-то затруднения в заданиях, дети стремятся найти решение самостоятельно.
46% младших школьников имеют средний уровень заинтересованности ИКТ- технологиями. Таких детей привлекает только конкретная информация, информационные технологии отвлекают их от учебного процесса.
16% детей имеют низкий уровень. Такие дети не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, не задают познавательных вопросов. Информационные технологии не дают младшим школьникам в полной мере освоить учебный материал.
В результате проведенного тестирования во время практики были получены следующие результаты.
Таблица №9 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Методики | 1.Уровень познавательной активности | 2.Методика А.А. Горчинской | 3.Оценка познавательной активности | 4.Уровень заинтересованности ИКТ-технологиями | Уровень |
ФИО | |||||
1.Волхонов Е. | В | В | С | С | С |
2.Воронина М. | В | В | В | В | В |
3.Гайшун Е. | С | С | С | В | С |
4.Домбровский Д. | С | Н | Н | С | С |
5.Зайцева О. | В | В | В | В | В |
6.Ишекова О. | С | С | Н | С | С |
7.Кирюшин А. | В | В | В | С | В |
8.Лаптева А. | С | С | С | Н | С |
9.Маргарян Г. | С | В | С | В | С |
10.Мотяжова Е. | Н | Н | Н | С | Н |
11.Покладов Я. | С | С | С | С | С |
12.Семечева К. | Н | С | С | В | С |
13.Тихонов Н. | С | С | С | Н | С |
Таблица №10 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень сформированности познавательной активности младших школьников | 1 человек (8%) | 9 человек (69%) | 3 человека (23%) |
Рис.9 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников.
23% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.
69% детей имеют средний уровень, ребенок стремиться к выявлению смысла изучаемого содержания, желает познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
У 8% учащихся был выявлен низкий уровень познавательной активности. Уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.
Анализ результатов показал, что у большинства детей познавательная активность развита на среднем уровне. Дети проявляют любознательность, у них наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, младшие школьники обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца это свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
2.2.Развитие познавательной активности младших школьников с использованием информационных технологий
В результате изучения познавательной активности были получены данные, на основании которых разработаны занятия с использованием информационных технологий.
1. Урок литературного чтения «Люблю природу русскую. Весна» (приложение №4).
2.Урок литературного чтения «С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот..»» (приложение №5).
3. Урок окружающего мира «Посмотри вокруг» (приложение №6)
4. Урок по русскому языку «Единственное и множественное число имен существительных» (приложение №7).
При проведении урока литературного чтения с использованием ИКТ «Люблю природу русскую. Весна» была поставлена цель: ознакомление учащихся с новым разделом; анализирование произведения, восприятие выраженных чувств, настроения; развитие речи, образного и логического мышления, внимания; воспитание любви к природе и русской словесности.
Были поставлены следующие задачи: уметь прогнозировать содержание раздела; учиться составлять загадки; развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Дети познакомились с нестандартным дидактическим материалом. Были использованы: мультимедийная презентация; показ репродукций известных картин о весне на интерактивной доске.
Учащиеся развивали представления о весне, ее признаках; учились понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; формировали навык самоконтроля и самооценки; способствовали формированию смекалки и сообразительности;
Обучающиеся были любознательны, проявляли инициативность, интерес и желание решать задания. Проявляли упорство и настойчивость в достижении результата. Были активны, задавали вопросы и стремились узнать что-то новое.
В ходе урока «С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот..»», было поставлено несколько целей: ознакомление со стихотворением; формирование навыков правильного выразительного чтения; развитие речи, памяти, внимания; воспитание эстетических чувств, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Чтобы добиться хорошего результата были использованы: карточки со стихотворением, видеофрагмент из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», презентация.
Во время занятий дети стремились самостоятельно рассуждать, проявляли инициативность и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение. Активно задавали вопросы.
Урок открытия новых знаний «Посмотри вокруг» был проведен как урок-путешествие.
Дети открыли для себя новый раздел, понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; закрепляли умение ориентироваться в пространстве. Получали радость, удовольствие от упражнений на данную тематику. Воспитывали стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе; воспитывать интерес к окружающему миру.
Методические приемы: наглядный (презентация); словесный (рассказ, вопросы, ответы).
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, глобус.
Демонстрационный материал: презентация «Посмотри вокруг».
Детям был интересен данный урок, так как были совмещены несколько методов работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, которые были организованы с помощью информационных технологий. Проявляли любопытство, с удовольствием выполняли задания, стремились узнать новый материал. Каждый пытался выполнить задание очень хорошо, учащиеся внимательно слушали интересный и подобранный материал, задавали вопросы.
При проведении урока русского языка с использованием ИКТ «Единственное и множественное число имен существительных» были поставлены такие цели:
1.Формирование умений употреблять в речи формы единственного и множественного числа; предоставление понятия об именах существительных, не изменяющихся по числам.
2.Развитие творческих способностей.
В ходе занятия были использованы: презентация, мультимедийный проектор, ноутбук.
Дети стремились рассуждать, отвечать на заданные вопросы, проявляли самостоятельность в выполнении заданий. В случае затруднений младшие школьники проявляли настойчивость в достижении результата, которое приносило им радость и гордость за достижения.
Использование презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения младших школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче.
Занятия были проведены в период с 02 марта 2019 года по 29 марта 2019 года. Они были направлены на развитие познавательной активности младших школьников с использованием информационных технологий.
После проведенных занятий было проведено повторное тестирование по тем же методикам, которое дало новые результаты.
При повторном проведении наблюдения были получены следующие результаты.
Таблица №11 Уровень активности младших школьников во время занятий с использованием ИКТ- технологий.
№, ФИО | Задает вопросы во время урока | Активно себя проявляет во время урока | Взаимодействует с ребятами | Поднимает руку | Отвечает на вопросы учителя | Задание выполняет без ошибок | Сумма баллов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | В |
2.Воронина М. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | В |
3.Гайшун Е. | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | С |
4.Домбровский Д. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 14 | С |
5.Зайцева О. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | С |
6.Ишекова О. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 14 | С |
7.Кирюшин А. | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 15 | В |
8.Лаптева А. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 14 | С |
9.Маргарян Г. | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 15 | В |
10.Мотяжова Е. | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | С |
11.Покладов Я. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | С |
12.Семечева К. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 15 | В |
13.Тихонов Н. | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 12 | С |
Таблица №12 Уровень активности младших школьников во время занятий с использованием ИКТ- технологий.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень активности младших школьников во время занятий. | 0 человек (0%) | 8 человек (62 %) | 5 человек (39%) |
Рис. №11Уровень активности младших школьников во время занятий с использованием ИКТ- технологий.
Из проведенной методики видно, что уровень вырос. Этому способствовало проведение занятий с мультимедийной презентацией, индивидуальными заданиями. Младшие школьники пытались найти для цели новый способ решения. Стали больше интересоваться мультимедийными презентациями.
Была проведена повторная методика А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника», исходя, из которой были получены следующие результаты.
Таблица №13Уровень познавательной активности младших школьников(А.А. Горчинская)
№, ФИО | Сумма баллов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 11 | В |
2.Воронина М. | 10 | В |
3.Гайшун Е. | 9 | В |
4.Домбровский Д. | 6 | С |
5.Зайцева О. | 9 | В |
6.Ишекова О. | 6 | С |
7.Кирюшин А. | 7 | С |
8.Лаптева А. | 8 | С |
9.Маргарян Г. | 8 | В |
10.Мотяжова Е. | 6 | С |
11.Покладов Я. | 8 | С |
12.Семечева К. | 10 | В |
13. Тихонов Н. | 7 | С |
Таблица №14 Уровень познавательной активности младших школьников (А.А. Горчинская)
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень познавательной активности младших школьников во время занятий. | 0 человек (0%) | 7 человек (54%) | 6 человек (46%) |
Рис.13Уровень познавательной активности младших школьников(А.А. Горчинская).
Из проведенной методики видно, что уровень познавательной активности у детей вырос благодаря использованию видеофрагментов на занятиях. У младших школьников проявился исследовательский интерес к миру.
Повторно была проведена методика «Оценка уровня познавательной активности», с помощью которой были получены следующие результаты.
Таблица №15 Оценка уровня познавательной активности.
№,ФИО | Сумма среднего балла | Уровень |
1.Волхонов Е. | 4,5 | В |
2.Воронина М. | 4,5 | В |
3.Гайшун Е. | 3,4 | С |
4.Домбровский Д. | 3,1 | С |
5.Зайцева О. | 4,4 | В |
6.Ишекова О. | 3,2 | С |
7.Кирюшин А. | 4,6 | В |
8.Лаптева А. | 4,2 | В |
9.Маргарян Г. | 4 | В |
10.Мотяжова Е. | 3,4 | С |
11.Покладов Я. | 4,1 | В |
12.Семечева К. | 4 | В |
13. Тихонов Н. | 3,9 | С |
Таблица №16 Оценка уровня познавательной активности.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Оценка уровня познавательной активности | 0 человек (0%) | 5 человек (39%) | 8 человек (62%) |
Рис.15 Оценка уровня познавательной активности.
По результатам видно, что уровень познавательной активности у младшего школьника вырос из-за использования мультимедийных презентаций на уроках. Дети начали стремиться самостоятельно рассуждать, проявлять инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи.
При повторном проведении опроса «Мультимедийная презентация на уроке» были получены следующие результаты.
Таблица №17Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
№, ФИО | Сумма баллов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 11 | В |
2.Воронина М. | 8 | С |
3.Гайшун Е. | 9 | В |
4.Домбровский Д. | 7 | С |
5.Зайцева О. | 8 | С |
6.Ишекова О. | 9 | В |
7.Кирюшин А. | 11 | В |
8.Лаптева А. | 5 | Н |
9.Маргарян Г. | 8 | В |
10.Мотяжова Е. | 7 | С |
11.Покладов Я. | 10 | В |
12.Семечева К. | 9 | В |
13. Тихонов Н. | 8 | С |
Таблица №18 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока | 1 человек (12%) | 5 человек (38%) | 7 человек (54%) |
Рис.17 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Из проведенной методики видно, что уровень познавательной активности у младших школьников вырос благодаря использованию информационных технологий на уроках. Дети стали более любознательны, задавать вопросы, с удовольствием выполнять задания.
По окончанию работ было проведено повторное тестирование по уровню сформированности познавательной активности у младшего школьника.
В результате проведенной работы были получены следующие результаты.
Таблица №19 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Методики | 1.Уровень познавательной активности | 2.Методика А.А. Горчинской | 3.Оценка познавательной активности | 4.Уровень заинтересованности ИКТ-технологиями | Уровень |
№, ФИО | |||||
1.Волхонов Е. | В | В | В | В | В |
2.Воронина М. | В | В | В | С | В |
3.Гайшун Е. | С | В | С | В | С |
4.Домбровский Д. | С | С | С | С | С |
5.Зайцева О. | С | В | В | С | С |
6.Ишекова О. | С | С | С | В | С |
7.Кирюшин А. | В | С | В | В | В |
8.Лаптева А. | С | С | В | Н | С |
9.Маргарян Г. | В | В | В | В | В |
10.Мотяжова Е. | С | С | С | С | С |
11.Покладов Я. | С | С | В | В | С |
12.Семечева К. | В | В | В | В | В |
13.Тихонов Н. | С | С | С | С | С |
Таблица №20 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень сформированности познавательной активности младших школьников | 0 человек (0%) | 8 человек (62%) | 5 человек (39%) |
Рис.19 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Анализ результатов показал, что уровень познавательной активности у детей при использовании информационных технологий вырос. Дети стали более внимательны во время занятия, больше задавать вопросы и выполнять с интересом и любопытством задания. Так же стали проявлять интерес к предметам, активно взаимодействовать с ребятами. В ходе работы по формированию познавательной активности младших школьников был подготовлен и реализован комплекс мероприятий. В результате проведенной работы дети сформировали представления о мультимедийной презентации, познакомились с интерактивной доской, отработали навыки использования их. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда направлена на создание мотивации к формированию познавательной активности младших школьников и ее развитию.
Применение информационных технологий на занятиях необходимо и мотивировано это тем, что они:
-позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
-способствуют совершенствованию практических умений и навыков учеников;
-позволяют индивидуализировать процесс обучения;
-повышают интерес к образовательным предметам;
-активизируют познавательную деятельность младших школьников;
-развивают творческий потенциал детей.
Заключение
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Занятия в начальной школе имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять учителя, а не заменять его.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью информационных технологий, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Применение ИКТ в учебной деятельности позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Всё это позволяет сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции воспитанников, тем самым педагогический процесс результативен. Проведенная практическая работа показала, что применение информационных технологий на занятиях в начальной школе развивает и повышает познавательную активность детей.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было:
-изучена сущность познавательной активности младших школьников;
-проанализирована эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников;
-выявлено значение информационных технологий в образовательном учреждении;
-определены особенности формирования познавательной активности младших школьников;
-практически изучены способы выявления уровней познавательной активности младших школьников.
Таким образом, задачи изучения выполнены, следовательно, цель выпускной квалификационной работы – изучить значение информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников - достигнута.
Конспекты уроков, которые представлены в данной выпускной квалификационной работе могут использоваться учителями начальных классов и студентами педагогических учреждений.
Список используемой литературы
- Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А. Абасов // Педагогика. – 2014. – №7 – С. 40– 43.
- Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. Информационные технологии в образовании / Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 826–830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86179.htm.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Амонашвили Ш. А. / / Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 48.
- Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. — М.: Просвещение., 2014.– С. 139.
- Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О.Вишневская // Журнал "Эйдос". – 2014.
- Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей младшего школьного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93-97.
- Гладкая Е. С. Формирование познавательной активности учащихся средствами компьютерных технологий / Гладкая Е. С. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75130.htm.
- Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 2015. – № 2. – С. 348.
- Деменцова В.Г. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся / II Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии». — Казань: Бук, 2015. – С. 237.
- Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. / Зайцева С. А. Иванов В. В. – М., 2015. – С. 120.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений. / Захарова И. Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.– С. 192.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Захарова Н.И. // Начальная школа.– 2014 – №1– С. 54.
- Кузьмина, И.С. Использование икт на различных уроках в начальной школе/ И.С. Кузьмина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2014. –Т. 12.–С. 501-505.– URL: http://e-koncept.ru/2014/54213.htm.
- Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Мазилкина, И.В. // Сетевой журнал "Интернет и образование", Июль, 2016, № 10. – С. 22 – 26.
- Мозолевская Е. М., Слизкова Е. В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14044.htm.
- Мухлаев В. А. Использование информационных технологий в развитии познавательной активности учащихся / Мухлаев В. А. // Образование и саморазвитие. 2014. – №1. – С. 50–55.
- Познавательная активность и память / под ред. Н. И. Чуприковой; Московский психолого-социальный ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: МПСИ, 2017. – С. 223.
- Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей младшего школьного возраста / Л. Н. Рябова // Вестник Череповецкого государственного университета – 2018. –№4.
- Сборник научно-методических материалов по использованию ИКТ в начальной школе: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2014. – С. 114.
- Сергеева Т.А. Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся / Т.А. Сергеева // Наука и школа.– Москва: Московский педагогический государственный университет –2016. – С.85.
- Холопова Л. А., Поткина Е. С. Развитие информационных технологий / Холопова Л. А., Поткина Е. С. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S9. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14612.htm.
- Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников. / Шарапов В.Н. // Журнал «Наука и школа». – 2014. – С.108.
- Шурпан, О.В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения/ Бел.гос. пед. ун-т им. М. Танка / Шурпан Ольга Васильевна. — Минск, 2015.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина.– М.: Просвещение, 2014. – С. 160.
Приложение 1.
Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)
Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
- а) да;
- б) иногда;
- в) нет.
Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
- а) помучиться, но самому найти ответ;
- б) когда как;
- в) получит готовый ответ от других.
Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
- а) постоянно много;
- б) иногда много, иногда ничего не читаю;
- в) читаю мало.
Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?
- а) всегда на них ответ;
- б) иногда нахожу на них;
- в) не обращаю внимания.
Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что - то новое?
- а) стремишься с кем -нибудь поделиться (с близкими, друзьями)
- б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем - нибудь;
- в) ты не станешь об этом рассказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время
обобщение опыта...
\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'
Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...
Информационные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.
Главное в современном уроке- отказ от шаблонов, максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, развитие способности к самостоятельному поиску и общению. В статье раскрывается ...
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...