Буклет "Синквейн - как рефлексия урока"
материал (4 класс)

Петрова Любовь Дмитриевна

В буклете "Синквейн - как рефлексия урока" представлена информация о том, что синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения.Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_sinkveyn_kak_refleksiya_uroka.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Виды рефлексии:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  • Информационная (приобретение нового знания)
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

           В конце урока учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям.

Приём «Синквейн»

Что такое синквейн?

Синквейн в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк».

Зачем нужен синквейн?

 

            Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста.

     

 Классический синквейн подразумевает строгое соблюдение не только количества строк, но и слогов в них. 22 слога классического синквейна распределяются по строкам по схеме: 2—4—6—8—2. На ее основе поэты создали несколько вариаций, каждая из которых по-своему обыгрывает правила создания синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов и даже гирлянда синквейнов. Эти литературные игры касаются количества слогов, их сочетания и формы строф, но сохраняют базовый принцип пятистрочия.

         Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и в нашей школьной программе. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Составление синквейна

       Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

        На уроке в начальных классах при составлении синквейна нужно делать следующее:

  • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
  • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
  • дать примеры для четвёртой строчки;
  • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

Примеры синквейна

Цветок

цветок
нежный, пьянящий
дарит, влечет, побуждает
свои чувства раскрыть помогает
любовь

     Весна

весна
ранняя теплая
растет, цветет и пахнет
пробуждение от спячки
время года

        Подснежники
             
Нежные, душистые
             
Проснулись, зацвели, удивили, 
             
Приходите любоваться ими в лес.
             
Весна!

         Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

  • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
  • осмысление (контакт с новой информацией);
  • размышление (закрепление приобретённых знаний).

        Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей.

Педагогическое творчество

педагогическое творчество
нестандартное, эффективное
планировать, организовать, анализировать
синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности
следствие мастерства

 

МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа»

«Синквейн - как рефлексия урока»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия урока

Рефлексия урока...

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Материал к рефлексии урока

Данный материал используется мной в классах, работающих по ФГОС...

Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.

Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...