Методические рекомендации по обучению шахматам в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сергеев Александр Яковлевич

Разработанные методические рекомендации включают в себя: пояснительную записку, учебный план первого и второго года обучения, рабочие программы, оценочные и другие методические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_obucheniyu_shahmatam.docx54.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Принята

на педагогическом совете

ГБУ ДО ДДТ «Союз»

Протокол № ____ от ________

Утверждена

Директор ГБУ ДО ДДТ «Союз»

______________Широкова Е.П.

Приказ № ____ от ____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБРЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы «Белая ладья» ……..

Возраст учащихся 7- 11 лет

Срок реализации 2 года

Разработчик: Сергеев А.Я.

педагог дополнительного образования


Содержание

Пояснительная записка

3

Учебный план. I год обучения

6

Учебный план II год обучения

9

Рабочая программа  I года обучения

12

Рабочая программа  II года обучения

14

Оценочные и методические материалы

16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Шахматы «Белая ладья» является общеразвивающей, имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения.

 Программа составлена на основе программ:

авторская программа «Шахматы «Белая ладья»» 2016 г, СПб, Дом детского творчества «Союз», составитель  - А.Я.Сергеев.

и методических рекомендаций учебника Пожарский В.А. Шахматный учебник. Изд.7-е Ростов н/Д, 2006.

Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что современные дети и родители активно проявляют интерес к шахматам, особенно в последние годы.

Отличительные особенности. Процесс обучения включает в себя изучение шахматной игры от азов до уровня второго-первого разрядов.

Цель --формирование полноценной личности ребенка с развитыми творческими способностями через овладение шахматным искусством и личностными качествами, позволяющими добиваться успеха в учебе и жизни..

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

  • -изучение основ шахматной игры
  • -приобретение углубленных знаний по стратегии и тактике шахмат.

Развивающие:

  • развитие внимательности и наблюдательности.
  • -развитие творческого воображения и фантазии
  • -развитие уверенности в себе

Воспитательные:

  • -воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости
  • -привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности
  • -развитие чувства коллективизма

Педагогическая целесообразность.

связана с изучением и совершенствованием навыков шахматной игры с целью развития интеллектуальных способностей и формирования личности детей в условиях спортивного единоборства.

Адресат программы. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста.

Условия реализации программы.

Программа (её объём, содержание и сроки освоения) составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14.

На первый год обучения принимаются все дети, желающие заниматься. В группы второго года обучения дети, ранее не занимавшиеся в коллективе, зачисляются по результатам собеседования. При низком уровне освоения программы учащийся может остаться в группе первого  года обучения повторно.

Возраст учащихся.

Программа предназначена на детей в возрасте 7-11 лет.

Сроки реализации образовательной программы  - 2 года обучения

1 год обучения – 2 раза по 2 часа в неделю, 144 учебных часов год;

 2 год обучения - 2 раза по 2 часа в неделю, 144 учебных часов год.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:

1 год обучения наполняемость – не менее 15 человек;

2 год обучения наполняемость – не менее 12 человек.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617

Форма обучения – - очная, лекции и практика (в виде разбора шахматных позиций и партий, решения задач, тренировочных и официальных соревнований).

Методическое обеспечение программы

Методические разработки в виде набора учебных задач и шахматных партий. Шахматная литература

Материально-техническое обеспечение.

  • Шахматные фигуры и доски.
  • Шахматные часы
  • Демонстрационная доска

Планируемые результаты

Личностные:

  • Обучающиеся приобретут качества, позволяющие развивать творческие способности и добиваться успехов в учебе и жизни..

Метапредметные:

  • Обучающиеся овладеют начальными формами универсальных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения

Предметные

  • Обучающиеся приобретут знания по основам шахматной игры.
  • Навыки участия в соревнованиях

Формы оценки результатов. Выполнение тестовых творческих заданий  по разделам программы, карта педагогического наблюдения

Формы предъявления результата:

Решение задач

Тренировочные и официальные соревнования

Контроль реализации программы:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

  • Индивидуальный контроль в процессе практического закрепления материала
  • Тренировочные и официальные соревнования

Воспитательная работа: - традиционные мероприятия, участие в социальных проектах и т.д.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 I год обучения

№п/п

 

Раздел программы

 

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнований

16

15

1

1.1

Цель и задачи шахматных занятий

2

2

 

1.2

История шахмат

2

2

 

1.3

Техника безопасности учебного процесса

1

1

 

1.4

Основные понятия: шахматная доска и фигуры

3

2

1

1.5

Правила игры

2

2

 

1.6

Шахматная нотация

2

2

 

1.7

Сравнительная ценность фигур

2

2

 

1.8

Мат и пат

2

2

 

2

Элементы шахматной тактики и стратегии

18

14

4

2.1

Рокировка

2

2

 

2.2.

Мат двумя ладьями

2

2

 

2.3

Мат ферзем и королем

2

2

 

2.4

Тренировочные партии

2

 

2

2.5

Мат на последней горизонтали

2

2

 

2.6

Проходная пешка

2

2

 

2.7

Тренировочные партии

2

 

2

2.8

Помощь короля при движении пешки

2

2

 

2.9

Разбор позиций

2

2

 

3

Элементы шахматной тактики и стратегии

16

8

8

3.1

Мат ладьей и королем

2

2

 

3.2

Мат двумя слонами и королем. Инструктаж по Т Б

2

2

 

3.3

Тренировочные партии

2

 

2

3.4

Разбор типовых позиций

2

 

2

3.5

Решение простых задач

2

 

2

3.6

Тренировочные партии

2

 

2

3.7

Мат на последней горизонтали, особенности

2

2

 

3.8

Мат ладьей и королем, повторение

2

2

 

4

Элементы шахматной тактики  

16

10

6

4.1

Шахматная тактика в тренировочных партиях

2

 

2

4.2

Мат в один ход

2

2

 

4.3

Тренировочные партии

2

 

2

4.4

Разбор позиций

2

 

2

4.5

Элементы тактики

2

2

 

4.6

Двойной удар ферзем

2

2

 

4.7

Двойной удар пешкой

2

2

 

4.8

Двойной удар конем

2

2

 

5

Простые комбинации

44

34

10

5.1

Тренировочные партии

2

 

2

5.2

Вскрытый шах.  

2

2

 

5.3

Разбор партий

2

2

 

5.4

Превосходство по количеству ударов

2

2

 

5.5

Двойной удар слоном

2

2

 

5.6

Двойной удар ладьей

2

2

 

5.7

Уничтожение защиты

2

2

 

5.8

Связка

2

2

 

5.9

Разбор партий

2

2

 

5.10

Освобождение поля

2

2

 

5.11

Тренировочный турнир

2

 

2

5.12

Отвлечение

2

2

 

5.13

Завлечение

2

2

 

5.14

Тренировочный турнир

2

 

2

5.15

Перекрытие

2

2

 

5.16

Тренировочный турнир

2

 

2

5.17

Слабость крайних горизонталей

2

2

 

5.18

Продвинутая пешка

2

2

 

5.19

Тренировочный турнир

2

 

2

5.20

Комбинация на ничью

2

2

 

5.21

Блокировка. Инструктаж по Т Б

2

2

 

5.22

Разбор партий

2

2

 

6

Принципы игры в дебюте

18

10

8

6.1

Классификация шахматных начал

2

2

 

6.2

Тренировочный турнир

2

 

2

63

Основы игры в дебюте

2

2

 

6.4

Тренировочный турнир

2

 

2

6.5

Дебютные ошибки

2

2

 

6.6

Тренировочный турнир

2

 

2

6.7

Итальянская партия

2

2

 

6.8

Тренировочный турнир

4

 

4

6.9

Другие дебюты

2

2

 

7

Основы игры в эндшпиле

12

10

2

7.1

Тренировочный турнир

4

 

4

7.2

Отдаленная проходная

2

2

 

7.3

Правило квадрата

2

2

 

7.4

Оппозиция

2

2

 

7.5

Превращение фигур

2

2

 

7.6

Патовые комбинации

2

2

 

 

Итого 

144

101

43


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

II год обучения

№п/п

 

Раздел программы

 

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводные занятия.  

16

8

8

1.1

Общие вопросы

2

2

 

1.2

Шахматный турнир

2

 

2

1.3

Сеанс одновременной игры. Техника безопасности учебного процесса

2

 

2

1.4

Повторение основных приемов игры

2

2

 

1.5

Классификационный турнир

2

 

2

1.6

Повторение принципов дебюта

2

2

 

1.7

Разбор партий

2

2

 

1.8

Классификационный турнир

2

 

2

2

Шахматные комбинации

50

26

24

2.1

Понятие шахматной комбинации

2

2

 

2.2.

Классификационный турнир

2

 

2

2.3

Превосходство по количеству ударов

2

2

 

2.4

Классификационный турнир

2

 

2

2.5

Уничтожение защиты

2

2

 

2.6

Классификационный турнир

2

 

2

2.7

Освобождение поля или линии

2

2

 

2.8

Классификационный турнир

2

 

2

2.9

Разбор партий

2

2

 

2.10

Отвлечение

2

2

 

2.11

Классификационный турнир

2

 

2

2.12

Завлечение

2

2

 

2.13

Классификационный турнир

2

 

2

2.14

Перекрытие

2

2

 

2.15

Классификационный турнир

2

 

2

2.16

Блокировка

2

2

 

2.17

Классификационный турнир

2

 

2

2.18

Слабость последних горизонталей

2

2

 

2.19

Классификационный турнир

2

 

2

2.20

Разбор партий

2

2

 

2.21

Матчевая встреча с командой «Черный ферзь»

2

 

2

2.22

Продвинутая пешка

2

2

 

2.23

Классификационный турнир

2

 

2

2.24

Комбинации на ничью

2

2

 

2.25

Классификационный турнир

2

 

2

3

Основы стратегии  

28

16

12

3.1

Взаимосвязь стратегии и тактики

2

2

 

3.2

Тренировочные партии.  

2

 

2

3.3

Оценка позиции

2

2

 

3.4

Классификационный турнир

2

 

2

3.5

Материальное соотношение сил

2

2

 

3.6

Классификационный турнир

2

 

2

3.7

Центр и пространственный перевес

2

2

 

3.8

Классификационный турнир

2

 

2

3.9

Положение короля

2

2

 

3.10

Классификационный турнир

2

 

2

3.11

Активность фигур

2

2

 

3.12

Классификационный турнир

2

 

2

3.13

Слабости пешечной структуры

2

2

 

3.14

Разбор партий

2

2

 

4

Игра в эндшпиле  

16

12

4

4.1

Отдаленная проходная

2

2

 

4.2

Классификационный турнир

2

 

2

4.3

Правило квадрата и оппозиция  

2

2

 

4.4

Патовые комбинации

2

2

 

4.5

Классификационный турнир

2

 

2

4.6

Превращение фигур

2

2

 

4.7

Цугцванг.  

2

2

 

4.8

Разбор партий

2

2

 

5

Игра в дебюте  

18

14

4

5.1

Классификация шахматных начал

2

2

 

5.2

Принципы игры в дебюте

2

2

 

5.3

Классификационный турнир

2

 

2

5.4

Разбор партий

2

2

 

5.5

Дебютные ошибки и ловушки

2

2

 

5.6

Открытые дебюты

2

2

 

5.7

Классификационный турнир

2

 

2

5.8

Полуоткрытые дебюты

2

2

 

5.9

Гамбиты

2

2

 

6.

Принципы игры в миттельшпиле  

14

12

2

6.1

Переход от дебюта к миттельшпилю

2

2

 

6.2

Классификационный турнир

4

 

4

6.3

Размен в миттельшпиле

2

2

 

6.4

Искусство защиты

2

2

 

6.5

Рокировка в разные стороны

2

2

 

6.6

Атака на короля

2

2

 

6.7

Разбор партий. Подведение итогов

2

2

 

 

итого

144

88

56


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

I год обучения

 

Тема

 

Содержание  программы

 

1.

Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнований 

Теория: Цель и задачи шахматных занятий

История шахмат

Техника безопасности учебного процесса

Основные понятия: шахматная доска и фигуры

Правила игры

Шахматная нотация

Сравнительная ценность фигур

Мат и пат

Практика: Учебные партии

 

2

Элементы шахматной тактики и стратегии

Теория: Рокировка

Мат двумя ладьями

Мат ферзем и королем

Мат на последней горизонтали

Проходная пешка

Помощь короля при движении пешки

Разбор позиций

Практика: Тренировочные партии

 

3

Элементы шахматной тактики и стратегии

Теория: Мат ладьей и королем Мат двумя слонами и королем.  

Разбор типовых позиций

Мат на последней горизонтали, особенности

Мат ладьей и королем, повторение

Практика: Тренировочные партии

Решение простых задач

 

4

Элементы шахматной тактики

Теория: Мат в один ход

Разбор позиций

Элементы тактики

Двойной удар ферзем

Двойной удар пешкой

Двойной удар конем

Практика: Тренировочные партии

 

5

Простые комбинации

Теория:  

Вскрытый шах.  

Превосходство по количеству ударов

Двойной удар слоном

Двойной удар ладьей

Уничтожение защиты

Связка

Освобождение поля

Отвлечение

Завлечение

Перекрытие

Слабость крайних горизонталей

Продвинутая пешка Комбинация на ничью Блокировка.  

Практика: Тренировочные партии

Тренировочный турнир  

Разбор партий

6

Принципы игры в дебюте

Теория: Классификация шахматных начал

Основы игры в дебюте

Дебютные ошибки

Итальянская партия

Другие дебюты

Практика: Тренировочный турнир

Разбор партий

7

Основы игры в эндшпиле

Теория:  

Отдаленная проходная

Правило квадрата

Оппозиция

Превращение фигур

Патовые комбинации

Практика: Тренировочный турнир

Решение простых задач


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II год обучения

 

Тема

 

Содержание  программы

 

1.

Вводные занятия

Теория: Общие вопросы Сеанс одновременной игры.  

Повторение основных приемов игры

Повторение принципов дебюта

Практика: Шахматный турнир

Разбор партий 

Классификационный турнир

 

3

Основы стратегии 

Теория: Взаимосвязь стратегии и тактики

Оценка позиции

Материальное соотношение сил

Центр и пространственный перевес

Положение короля

Активность фигур

Слабости пешечной структуры Практика: Тренировочные партии.

Классификационный турнир

Разбор партий

4

Игра в эндшпиле 

Теория: Отдаленная проходная

Правило квадрата и оппозиция  

Патовые комбинации Превращение фигур Цугцванг.  

Практика: Классификационный турнир

Разбор партий

 

5

Игра в дебюте 

Теория: Классификация шахматных начал

Принципы игры в дебюте

Дебютные ошибки и ловушки

Открытые дебюты

Полуоткрытые дебюты

Гамбиты

Практика: Классификационный турнир

Разбор партий

 

6

Принципы игры в миттельшпиле 

Теория: Переход от дебюта к миттельшпилю

Размен в миттельшпиле

Искусство защиты

Рокировка в разные стороны

Атака на короля

Практика: Классификационный турнир Разбор партий.  Подведение итогов

 


ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методическое обепечение

I год обучения

Тема  

Формы

проведения

Методы и приемы

Используемые  материалы

Формы подведения итогов

1. 

Вводные занятия.

Основы правил

игры и

проведения

соревнован ий

Беседа,  занятие-игра

Методы: Словесный, наглядный,  практический, объяснительноиллюстративный, частично-поисковый Приемы: лекция

Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: 

Книги по шахматам

Обсуждение

2. 

Элементы шахматной тактики и стратегии

Объяснение,  

Беседа,  занятие-игра  

Методы: Словесный, наглядный,  практический, объяснительноиллюстративный,  Приемы: Практическая работа, повторение, закрепление

Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам.

карта наблюдения, обсуждение

3. 

Элементы шахматной тактики и стратегии

Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир.

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление

Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения.

Итоги турнира

4. 

Элементы шахматной тактики

Лекция Объяснение, практическо е занятие.

Решение задач.

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: 

Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения.

Разбор решений задач

5. 

Простые комбинаци

и

Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам..

Обсуждение, карта наблюдения.

Итоги турнира

6. 

Принципы игры в дебюте

Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир

 

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения.

Итоги турнира

7. 

Основы игры в эндшпиле

Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения.

Итоги турнира

II год обучения

Тема  

Формы

проведения

Методы и приемы

Используемые  материалы

Формы

подведения итогов

1

Вводные занятия.

Беседа,  

Сеанс одновремен ной игры

Методы: Словесный, наглядный,  практический, объяснительноиллюстративный,  Приемы: лекция

Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска

Методические материалы:

Книги по шахматам

Обсуждение

Практические результаты

2

Шахматные комбинации

Лекция,  

Беседа,  

Классифика ционный турнир  

Методы: Словесный, наглядный,  практический, объяснительноиллюстративный,  Приемы: Практические партии, повторение, закрепление

Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная

доска

Методические материалы: Книги по шахматам.

Практические результаты  

карта наблюдения, обсуждение итогов

3

Основы стратегии

Лекция

Классифика ционный турнир.

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление

Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска

Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения.

Итоги турнира

4

Игра в эндшпиле

Лекция

Классифика ционный турнир.

Решение задач

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска

Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения.

Разбор решений задач

5

Игра в дебюте

Лекция

Объяснение,

Классифика ционный

турнир.

 

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска

Методические материалы: Книги по шахматам..

Обсуждение, карта наблюдения.

Разбор турнирных партий

6

Принципы игры в миттельшпиле

Лекция

Объяснение,

Классифика ционный

турнир.

 

 

Методы: Словесный,  наглядный,  практический  Приемы: Объяснение,  практическая работа, повторение, закрепление.

Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска

Методические материалы: Книги по шахматам.

Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира

Подведение общих итогов

Критерии определения уровней освоения общеразвивающей образовательной программы учащимися

Результаты тренировочных и официальных соревнований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

В презентации кратко показана методика обучения волейболу учащихся начальных классов, а именно: упражнения для освоения элементов волейбола,упражнения для обучения перемещений, передачи и прием мяча....

Методические рекомендации к проведению экскурсий в начальной школе

Пособие для учителей.В данном пособии даны методические рекомендации к проведению зимней экскурсии в лиственный лес и весенней экскурсии в широколиственный лес....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивид...

Методические рекомендации по обучению детей с ЗПР учителем начальных классов в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) учителем начальных классов в общеобразовательной школе, адресованы учителям начальной школы, у которых в массо...