Методические рекомендации по обучению шахматам в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Разработанные методические рекомендации включают в себя: пояснительную записку, учебный план первого и второго года обучения, рабочие программы, оценочные и другие методические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_obucheniyu_shahmatam.docx | 54.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принята на педагогическом совете ГБУ ДО ДДТ «Союз» Протокол № ____ от ________ | Утверждена Директор ГБУ ДО ДДТ «Союз» ______________Широкова Е.П. Приказ № ____ от ____________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБРЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы «Белая ладья» ……..
Возраст учащихся 7- 11 лет
Срок реализации 2 года
Разработчик: Сергеев А.Я. педагог дополнительного образования |
Содержание
Пояснительная записка | 3 | |
Учебный план. I год обучения | 6 | |
Учебный план II год обучения | 9 | |
Рабочая программа I года обучения | 12 | |
Рабочая программа II года обучения | 14 | |
Оценочные и методические материалы | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Шахматы «Белая ладья» является общеразвивающей, имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения.
Программа составлена на основе программ:
авторская программа «Шахматы «Белая ладья»» 2016 г, СПб, Дом детского творчества «Союз», составитель - А.Я.Сергеев.
и методических рекомендаций учебника Пожарский В.А. Шахматный учебник. Изд.7-е Ростов н/Д, 2006.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что современные дети и родители активно проявляют интерес к шахматам, особенно в последние годы.
Отличительные особенности. Процесс обучения включает в себя изучение шахматной игры от азов до уровня второго-первого разрядов.
Цель --формирование полноценной личности ребенка с развитыми творческими способностями через овладение шахматным искусством и личностными качествами, позволяющими добиваться успеха в учебе и жизни..
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
- -изучение основ шахматной игры
- -приобретение углубленных знаний по стратегии и тактике шахмат.
Развивающие:
- развитие внимательности и наблюдательности.
- -развитие творческого воображения и фантазии
- -развитие уверенности в себе
Воспитательные:
- -воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости
- -привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности
- -развитие чувства коллективизма
Педагогическая целесообразность.
связана с изучением и совершенствованием навыков шахматной игры с целью развития интеллектуальных способностей и формирования личности детей в условиях спортивного единоборства.
Адресат программы. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста.
Условия реализации программы.
Программа (её объём, содержание и сроки освоения) составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14.
На первый год обучения принимаются все дети, желающие заниматься. В группы второго года обучения дети, ранее не занимавшиеся в коллективе, зачисляются по результатам собеседования. При низком уровне освоения программы учащийся может остаться в группе первого года обучения повторно.
Возраст учащихся.
Программа предназначена на детей в возрасте 7-11 лет.
Сроки реализации образовательной программы - 2 года обучения
1 год обучения – 2 раза по 2 часа в неделю, 144 учебных часов год;
2 год обучения - 2 раза по 2 часа в неделю, 144 учебных часов год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:
1 год обучения наполняемость – не менее 15 человек;
2 год обучения наполняемость – не менее 12 человек.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617
Форма обучения – - очная, лекции и практика (в виде разбора шахматных позиций и партий, решения задач, тренировочных и официальных соревнований).
Методическое обеспечение программы
Методические разработки в виде набора учебных задач и шахматных партий. Шахматная литература
Материально-техническое обеспечение.
- Шахматные фигуры и доски.
- Шахматные часы
- Демонстрационная доска
Планируемые результаты
Личностные:
- Обучающиеся приобретут качества, позволяющие развивать творческие способности и добиваться успехов в учебе и жизни..
Метапредметные:
- Обучающиеся овладеют начальными формами универсальных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения
Предметные
- Обучающиеся приобретут знания по основам шахматной игры.
- Навыки участия в соревнованиях
Формы оценки результатов. Выполнение тестовых творческих заданий по разделам программы, карта педагогического наблюдения
Формы предъявления результата:
Решение задач
Тренировочные и официальные соревнования
Контроль реализации программы:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:
- Индивидуальный контроль в процессе практического закрепления материала
- Тренировочные и официальные соревнования
Воспитательная работа: - традиционные мероприятия, участие в социальных проектах и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения
№п/п
| Раздел программы
| Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнований | 16 | 15 | 1 | ||
1.1 | Цель и задачи шахматных занятий | 2 | 2 |
| ||
1.2 | История шахмат | 2 | 2 |
| ||
1.3 | Техника безопасности учебного процесса | 1 | 1 |
| ||
1.4 | Основные понятия: шахматная доска и фигуры | 3 | 2 | 1 | ||
1.5 | Правила игры | 2 | 2 |
| ||
1.6 | Шахматная нотация | 2 | 2 |
| ||
1.7 | Сравнительная ценность фигур | 2 | 2 |
| ||
1.8 | Мат и пат | 2 | 2 |
| ||
2 | Элементы шахматной тактики и стратегии | 18 | 14 | 4 | ||
2.1 | Рокировка | 2 | 2 |
| ||
2.2. | Мат двумя ладьями | 2 | 2 |
| ||
2.3 | Мат ферзем и королем | 2 | 2 |
| ||
2.4 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
2.5 | Мат на последней горизонтали | 2 | 2 |
| ||
2.6 | Проходная пешка | 2 | 2 |
| ||
2.7 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
2.8 | Помощь короля при движении пешки | 2 | 2 |
| ||
2.9 | Разбор позиций | 2 | 2 |
| ||
3 | Элементы шахматной тактики и стратегии | 16 | 8 | 8 | ||
3.1 | Мат ладьей и королем | 2 | 2 |
| ||
3.2 | Мат двумя слонами и королем. Инструктаж по Т Б | 2 | 2 |
| ||
3.3 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
3.4 | Разбор типовых позиций | 2 |
| 2 | ||
3.5 | Решение простых задач | 2 |
| 2 | ||
3.6 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
3.7 | Мат на последней горизонтали, особенности | 2 | 2 |
| ||
3.8 | Мат ладьей и королем, повторение | 2 | 2 |
| ||
4 | Элементы шахматной тактики | 16 | 10 | 6 | ||
4.1 | Шахматная тактика в тренировочных партиях | 2 |
| 2 | ||
4.2 | Мат в один ход | 2 | 2 |
| ||
4.3 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
4.4 | Разбор позиций | 2 |
| 2 | ||
4.5 | Элементы тактики | 2 | 2 |
| ||
4.6 | Двойной удар ферзем | 2 | 2 |
| ||
4.7 | Двойной удар пешкой | 2 | 2 |
| ||
4.8 | Двойной удар конем | 2 | 2 |
| ||
5 | Простые комбинации | 44 | 34 | 10 | ||
5.1 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
5.2 | Вскрытый шах. | 2 | 2 |
| ||
5.3 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
5.4 | Превосходство по количеству ударов | 2 | 2 |
| ||
5.5 | Двойной удар слоном | 2 | 2 |
| ||
5.6 | Двойной удар ладьей | 2 | 2 |
| ||
5.7 | Уничтожение защиты | 2 | 2 |
| ||
5.8 | Связка | 2 | 2 |
| ||
5.9 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
5.10 | Освобождение поля | 2 | 2 |
| ||
5.11 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.12 | Отвлечение | 2 | 2 |
| ||
5.13 | Завлечение | 2 | 2 |
| ||
5.14 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.15 | Перекрытие | 2 | 2 |
| ||
5.16 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.17 | Слабость крайних горизонталей | 2 | 2 |
| ||
5.18 | Продвинутая пешка | 2 | 2 |
| ||
5.19 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.20 | Комбинация на ничью | 2 | 2 |
| ||
5.21 | Блокировка. Инструктаж по Т Б | 2 | 2 |
| ||
5.22 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
6 | Принципы игры в дебюте | 18 | 10 | 8 | ||
6.1 | Классификация шахматных начал | 2 | 2 |
| ||
6.2 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
63 | Основы игры в дебюте | 2 | 2 |
| ||
6.4 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
6.5 | Дебютные ошибки | 2 | 2 |
| ||
6.6 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
6.7 | Итальянская партия | 2 | 2 |
| ||
6.8 | Тренировочный турнир | 4 |
| 4 | ||
6.9 | Другие дебюты | 2 | 2 |
| ||
7 | Основы игры в эндшпиле | 12 | 10 | 2 | ||
7.1 | Тренировочный турнир | 4 |
| 4 | ||
7.2 | Отдаленная проходная | 2 | 2 |
| ||
7.3 | Правило квадрата | 2 | 2 |
| ||
7.4 | Оппозиция | 2 | 2 |
| ||
7.5 | Превращение фигур | 2 | 2 |
| ||
7.6 | Патовые комбинации | 2 | 2 |
| ||
| Итого | 144 | 101 | 43 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II год обучения
№п/п
| Раздел программы
| Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводные занятия. | 16 | 8 | 8 |
1.1 | Общие вопросы | 2 | 2 |
|
1.2 | Шахматный турнир | 2 |
| 2 |
1.3 | Сеанс одновременной игры. Техника безопасности учебного процесса | 2 |
| 2 |
1.4 | Повторение основных приемов игры | 2 | 2 |
|
1.5 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 |
1.6 | Повторение принципов дебюта | 2 | 2 |
|
1.7 | Разбор партий | 2 | 2 |
|
1.8 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 |
2 | Шахматные комбинации | 50 | 26 | 24 |
2.1 | Понятие шахматной комбинации | 2 | 2 |
|
2.2. | Классификационный турнир | 2 |
| 2 |
2.3 | Превосходство по количеству ударов | 2 | 2 |
|
2.4 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.5 | Уничтожение защиты | 2 | 2 |
| ||
2.6 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.7 | Освобождение поля или линии | 2 | 2 |
| ||
2.8 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.9 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
2.10 | Отвлечение | 2 | 2 |
| ||
2.11 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.12 | Завлечение | 2 | 2 |
| ||
2.13 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.14 | Перекрытие | 2 | 2 |
| ||
2.15 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.16 | Блокировка | 2 | 2 |
| ||
2.17 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.18 | Слабость последних горизонталей | 2 | 2 |
| ||
2.19 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.20 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
2.21 | Матчевая встреча с командой «Черный ферзь» | 2 |
| 2 | ||
2.22 | Продвинутая пешка | 2 | 2 |
| ||
2.23 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
2.24 | Комбинации на ничью | 2 | 2 |
| ||
2.25 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
3 | Основы стратегии | 28 | 16 | 12 | ||
3.1 | Взаимосвязь стратегии и тактики | 2 | 2 |
| ||
3.2 | Тренировочные партии. | 2 |
| 2 | ||
3.3 | Оценка позиции | 2 | 2 |
| ||
3.4 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
3.5 | Материальное соотношение сил | 2 | 2 |
| ||
3.6 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
3.7 | Центр и пространственный перевес | 2 | 2 |
| ||
3.8 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
3.9 | Положение короля | 2 | 2 |
| ||
3.10 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
3.11 | Активность фигур | 2 | 2 |
| ||
3.12 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
3.13 | Слабости пешечной структуры | 2 | 2 |
| ||
3.14 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
4 | Игра в эндшпиле | 16 | 12 | 4 | ||
4.1 | Отдаленная проходная | 2 | 2 |
| ||
4.2 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
4.3 | Правило квадрата и оппозиция | 2 | 2 |
| ||
4.4 | Патовые комбинации | 2 | 2 |
| ||
4.5 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
4.6 | Превращение фигур | 2 | 2 |
| ||
4.7 | Цугцванг. | 2 | 2 |
| ||
4.8 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
5 | Игра в дебюте | 18 | 14 | 4 | ||
5.1 | Классификация шахматных начал | 2 | 2 |
| ||
5.2 | Принципы игры в дебюте | 2 | 2 |
| ||
5.3 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.4 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
5.5 | Дебютные ошибки и ловушки | 2 | 2 |
| ||
5.6 | Открытые дебюты | 2 | 2 |
| ||
5.7 | Классификационный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.8 | Полуоткрытые дебюты | 2 | 2 |
| ||
5.9 | Гамбиты | 2 | 2 |
| ||
6. | Принципы игры в миттельшпиле | 14 | 12 | 2 | ||
6.1 | Переход от дебюта к миттельшпилю | 2 | 2 |
| ||
6.2 | Классификационный турнир | 4 |
| 4 | ||
6.3 | Размен в миттельшпиле | 2 | 2 |
| ||
6.4 | Искусство защиты | 2 | 2 |
| ||
6.5 | Рокировка в разные стороны | 2 | 2 |
| ||
6.6 | Атака на короля | 2 | 2 |
| ||
6.7 | Разбор партий. Подведение итогов | 2 | 2 |
| ||
| итого | 144 | 88 | 56 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
I год обучения
№ |
Тема |
Содержание программы
|
1. | Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнований | Теория: Цель и задачи шахматных занятий История шахмат Техника безопасности учебного процесса Основные понятия: шахматная доска и фигуры Правила игры Шахматная нотация Сравнительная ценность фигур Мат и пат Практика: Учебные партии
|
2 | Элементы шахматной тактики и стратегии | Теория: Рокировка Мат двумя ладьями Мат ферзем и королем Мат на последней горизонтали Проходная пешка Помощь короля при движении пешки Разбор позиций Практика: Тренировочные партии
|
3 | Элементы шахматной тактики и стратегии | Теория: Мат ладьей и королем Мат двумя слонами и королем. Разбор типовых позиций Мат на последней горизонтали, особенности Мат ладьей и королем, повторение Практика: Тренировочные партии Решение простых задач
|
4 | Элементы шахматной тактики | Теория: Мат в один ход Разбор позиций Элементы тактики Двойной удар ферзем Двойной удар пешкой Двойной удар конем Практика: Тренировочные партии
|
5 | Простые комбинации | Теория: Вскрытый шах. Превосходство по количеству ударов Двойной удар слоном Двойной удар ладьей Уничтожение защиты Связка |
Освобождение поля Отвлечение Завлечение Перекрытие Слабость крайних горизонталей Продвинутая пешка Комбинация на ничью Блокировка. Практика: Тренировочные партии Тренировочный турнир Разбор партий | ||
6 | Принципы игры в дебюте | Теория: Классификация шахматных начал Основы игры в дебюте Дебютные ошибки Итальянская партия Другие дебюты Практика: Тренировочный турнир Разбор партий |
7 | Основы игры в эндшпиле | Теория: Отдаленная проходная Правило квадрата Оппозиция Превращение фигур Патовые комбинации Практика: Тренировочный турнир Решение простых задач |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
II год обучения
№ |
Тема |
Содержание программы
|
1. | Вводные занятия | Теория: Общие вопросы Сеанс одновременной игры. Повторение основных приемов игры Повторение принципов дебюта Практика: Шахматный турнир Разбор партий Классификационный турнир
|
3 | Основы стратегии | Теория: Взаимосвязь стратегии и тактики Оценка позиции Материальное соотношение сил Центр и пространственный перевес Положение короля Активность фигур Слабости пешечной структуры Практика: Тренировочные партии. Классификационный турнир Разбор партий |
4 | Игра в эндшпиле | Теория: Отдаленная проходная Правило квадрата и оппозиция Патовые комбинации Превращение фигур Цугцванг. |
Практика: Классификационный турнир Разбор партий
| ||
5 | Игра в дебюте | Теория: Классификация шахматных начал Принципы игры в дебюте Дебютные ошибки и ловушки Открытые дебюты Полуоткрытые дебюты Гамбиты Практика: Классификационный турнир Разбор партий
|
6 | Принципы игры в миттельшпиле | Теория: Переход от дебюта к миттельшпилю Размен в миттельшпиле Искусство защиты Рокировка в разные стороны Атака на короля Практика: Классификационный турнир Разбор партий. Подведение итогов
|
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обепечение
I год обучения
№ | Тема | Формы проведения | Методы и приемы | Используемые материалы | Формы подведения итогов |
1. | Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнован ий | Беседа, занятие-игра | Методы: Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, частично-поисковый Приемы: лекция | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам | Обсуждение |
2. | Элементы шахматной тактики и стратегии | Объяснение, Беседа, занятие-игра | Методы: Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, Приемы: Практическая работа, повторение, закрепление | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам. | карта наблюдения, обсуждение |
3. | Элементы шахматной тактики и стратегии | Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир. | Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира |
4. | Элементы шахматной тактики | Лекция Объяснение, практическо е занятие. Решение задач. | Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Разбор решений задач |
5. | Простые комбинаци и | Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир | Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам.. | Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира |
6. | Принципы игры в дебюте | Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир
| Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира |
7. | Основы игры в эндшпиле | Лекция Объяснение, практическо е занятие. Тренировоч ный турнир | Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира |
II год обучения
№ | Тема | Формы проведения | Методы и приемы | Используемые материалы | Формы подведения итогов |
1 | Вводные занятия. | Беседа, Сеанс одновремен ной игры | Методы: Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, Приемы: лекция | Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска Методические материалы: Книги по шахматам | Обсуждение Практические результаты |
2 | Шахматные комбинации | Лекция, Беседа, Классифика ционный турнир | Методы: Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, Приемы: Практические партии, повторение, закрепление | Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска Методические материалы: Книги по шахматам. | Практические результаты карта наблюдения, обсуждение итогов |
3 | Основы стратегии | Лекция Классифика ционный турнир. | Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление | Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира |
4 | Игра в эндшпиле | Лекция Классифика ционный турнир. Решение задач | Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Разбор решений задач |
5 | Игра в дебюте | Лекция Объяснение, Классифика ционный турнир.
| Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска Методические материалы: Книги по шахматам.. | Обсуждение, карта наблюдения. Разбор турнирных партий |
6 | Принципы игры в миттельшпиле | Лекция Объяснение, Классифика ционный турнир.
| Методы: Словесный, наглядный, практический Приемы: Объяснение, практическая работа, повторение, закрепление. | Техническое оборудование: Шахматные доски шахматные часы, демонстрационная доска Методические материалы: Книги по шахматам. | Обсуждение, карта наблюдения. Итоги турнира Подведение общих итогов |
Критерии определения уровней освоения общеразвивающей образовательной программы учащимися
Результаты тренировочных и официальных соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Методические рекомендации по работе в ГПД начальной школе. Хвостова В.В.., воспитатель ГПД, ГБОУ школа 401, Санкт - Петербург
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов
В презентации кратко показана методика обучения волейболу учащихся начальных классов, а именно: упражнения для освоения элементов волейбола,упражнения для обучения перемещений, передачи и прием мяча....
Методические рекомендации к проведению экскурсий в начальной школе
Пособие для учителей.В данном пособии даны методические рекомендации к проведению зимней экскурсии в лиственный лес и весенней экскурсии в широколиственный лес....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умения и навыков, развития самостоятельности, индивид...
Методические рекомендации по обучению детей с ЗПР учителем начальных классов в общеобразовательной школе.
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) учителем начальных классов в общеобразовательной школе, адресованы учителям начальной школы, у которых в массо...