Мастер класс « Учебно - дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся»
учебно-методический материал (2 класс)
Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspev_moya_2_klass.doc | 175 КБ |
rabota_so_slabouspev_moya_2_klass.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Всеволода Павловича Сергеева
с. Родничок Балашовского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ТГ учителей начальных классов Иванова С.А./……… / Протокол № ____от «__» _________2019 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Родничок Коваленко М.Т. /........... / «____» _________2019 г | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Родничок Андрияненко О.Н. /………../ Приказ № ___ от «___» __________2019 г |
План работы с учащимися 2 класса,
имеющими низкую мотивацию к обучению
по предметам русский язык, математика
Кострикиной Елены Ивановны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
на 2019-2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» __________2019 г
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом, обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянную поддержку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Цель: -уделять особое внимание педагогической поддержке слабоуспевающих детей;
- стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и др.);
- усиление научно-методического сопровождения по данному направлению;
-исходить из принципа: каждый ребенок от природы развит по своему.
Задачи:
-предусматривать степень и метод обучения слабоуспевающих детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- помощь в планировании учебной деятельности (планирование выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.)
Планируемые результаты
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, , которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в конкурсах и других мероприятиях.
Основные компоненты
1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
5. Использовать наглядный материал.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
со слабоуспевающими учащимися учителя
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)
8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
9. Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
10. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
11. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.
12. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
13. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
14. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
15. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
16. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
17. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
18. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. | Сентябрь |
| Сентябрь-октябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | |
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | |
6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях | |
7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. | |
| |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. | |
10. Учить детей навыкам самостоятельной работы |
Банк данных слабоуспевающих учащихся:
№ | класс | Ф.И. обучающегося | Предмет | Причины слабого усвоения материала |
1 | 2 | Шведчиков Владимир | Русский язык математика | Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый год обучения: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе . |
2 | Хорошкина Ярослава | Русский язык математика | Смена программы обучения в связи со сменой места жительства. Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый год обучения: , счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе . |
Тематическое планирование.
Русский язык.
№ | К.ч | Тема | Дата | Примеч. |
1 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит. | ||
2,3 | 2 | Гласные и согласные. | ||
4,5 | 2 | Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. | ||
6 | 1 | Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов . | ||
7,8 | 2 | Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку . | ||
9 | 1 | Речь устная и письменная. | ||
10,11 | 2 | Основа слова. | ||
12 | 1 | Род слов-названий предмета. | ||
13 | 1 | Число слов-названий предмета. | ||
14,15 | 2 | Начальная форма. | ||
16 | 1 | Форма одного слова. | ||
17,18 | 2 | Родственные слова. | ||
19 | 1 | Форма слова и родственные слова. | ||
20,21 | 2 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | ||
22 | 1 | Учимся писать корни . | ||
23 | 1 | Различаем приставки с буквами о, а. | ||
24,25 | 2 | Учимся различать предлоги и приставки. | ||
26 | 1 | Повторяем состав слова . | ||
27,28 | 2 | Правописание частей слова . | ||
29,30, 31 | 3 | Части речи | ||
32,33,34 | 3 | Повторение основных изученных тем |
Тематическое планирование.
Математика.
№ | Кл.ч | Тема | Дата | Примеч. |
1 | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | ||
2 | 1 | Решение задач . | ||
3 | 1 | Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток. | ||
4 | 1 | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | ||
5 | 1 | Решение задач . | ||
6 | 1 | Круглые числа. | ||
7 | 1 | Решение задач. | ||
8 | 1 | Десятки и единицы. | ||
9 | 1 | Сложение круглых чисел. | ||
10 | 1 | Вычитание круглых чисел. | ||
11 | 1 | Сложение круглых чисел с однозначными. | ||
12 | 1 | Луч, прямая, отрезок, ломаная. | ||
13 | 1 | Треугольник, прямоугольник и круг. | ||
14 | 1 | Решение задач. Краткая запись. | ||
15 | 1 | Решение задач с помощью схем. | ||
16 | 1 | Меры массы. | ||
17 | 1 | Сравнение двузначных чисел. | ||
18 | 1 | Решение выражений со скобками. | ||
19 | 1 | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. | ||
20 | 1 | Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | ||
21 | 1 | Таблица умножения на 2 и 3 | ||
22 | 1 | Таблица умножения на 4 и 5. | ||
23 | 1 | Таблица умножения на 6,7,8. | ||
24 | 1 | Таблица умножения на 9. Повторение таблицы умножения. | ||
25 | 1 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||
26 | 1 | Решение примеров на сложение в столбик. | ||
27 | 1 | Решение примеров на вычитание в столбик. | ||
28 | 1 | Периметр. | ||
29 | 1 | Площадь. | ||
30 | 1 | Решение задач в два действия. | ||
31 | 1 | Компоненты при умножении. | ||
32 | 1 | Компоненты при сложении и вычитании. | ||
33 | 1 | Нахождение неизвестного. | ||
34 | 1 | Чему я научился за этот год. Урок тест . |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся к концу 2 класса должны:
По русскому языку
Знать:
- что такое звук и что такое буква;
- гласные и согласные звуки и буквы;
- как образуются слоги;
- порядок звукового анализа;
- что такое предложение и текст, оформление предложений на письме;
- обозначение на письме мягкости согласных букв;
- правила проверки слов со звонкими и глухими согласными;
- состав слова;
- предлоги и приставки;
- части речи.
Уметь:
- различать гласные и согласные звуки, правильно называть их;
- правильно делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
- ставить ударение в слове, различать ударный и безударный слог;
- проводить звукобуквенный разбор слов;
- правильно оформлять предложение на письме;
- ставить вопросы к словам в предложении, находить главные члены предложения;
- видеть в словах изученные орфограммы;
- находить корень, самостоятельно подбирать однокоренные слова, проводить разбор слова по составу;
Отличать приставки и предлоги;
- по двум признакам – значению и вопросу – определять части речи.
По математике
называть:
— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины, площади;
— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
— числа в пределах 100;
— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
различать:
— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— российские монеты, купюры разных достоинств;
— прямые и непрямые углы;
— периметр и площадь прямоугольника;
— окружность и круг;
читать:
— числа в пределах 100, записанные цифрами;
— записи вида 5 • 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
— однозначных и двузначных чисел;
— числовых выражений;
моделировать:
— десятичный состав двузначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
— числовое выражение (название, как составлено);
— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
— углы (прямые, непрямые);
— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
— тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами двузначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
— строить окружность с помощью циркуля;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
2. К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
формулировать:
— свойства умножения и деления;
— определения прямоугольника и квадрата;
— свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
— центр и радиус окружности;
— координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
— обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
— луч и отрезок;
характеризовать:
— расположение чисел на числовом луче;
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
— выбирать единицу длины при выполнении измерений;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Всеволода Павловича Сергеева
с. Родничок Балашовского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ТГ учителей начальных классов Иванова С.А./……… / Протокол № ____от «__» _________2019 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Родничок Коваленко М.Т. /........... / «____» _________2019 г | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Родничок Андрияненко О.Н. /………../ Приказ № ___ от «___» __________2019 г |
План работы с учащимися 2 класса,
имеющими низкую мотивацию к обучению
по предметам русский язык, математика
Кострикиной Елены Ивановны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
на 2019-2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» __________2019 г
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом, обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянную поддержку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Цель: -уделять особое внимание педагогической поддержке слабоуспевающих детей;
- стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и др.);
- усиление научно-методического сопровождения по данному направлению;
-исходить из принципа: каждый ребенок от природы развит по своему.
Задачи:
-предусматривать степень и метод обучения слабоуспевающих детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- помощь в планировании учебной деятельности (планирование выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.)
Планируемые результаты
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, , которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в конкурсах и других мероприятиях.
Основные компоненты
1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
5. Использовать наглядный материал.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
со слабоуспевающими учащимися учителя
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)
8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
9. Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
10. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
11. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.
12. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
13. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
14. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
15. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
16. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
17. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
18. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. | Сентябрь |
| Сентябрь-октябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | |
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | |
6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях | |
7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. | |
| |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. | |
10. Учить детей навыкам самостоятельной работы |
Банк данных слабоуспевающих учащихся:
№ | класс | Ф.И. обучающегося | Предмет | Причины слабого усвоения материала |
1 | 2 | Шведчиков Владимир | Русский язык математика | Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый год обучения: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе . |
2 | Хорошкина Ярослава | Русский язык математика | Смена программы обучения в связи со сменой места жительства. Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый год обучения: , счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе . |
Тематическое планирование.
Русский язык.
№ | К.ч | Тема | Дата | Примеч. |
1 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит. | ||
2,3 | 2 | Гласные и согласные. | ||
4,5 | 2 | Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. | ||
6 | 1 | Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов . | ||
7,8 | 2 | Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку . | ||
9 | 1 | Речь устная и письменная. | ||
10,11 | 2 | Основа слова. | ||
12 | 1 | Род слов-названий предмета. | ||
13 | 1 | Число слов-названий предмета. | ||
14,15 | 2 | Начальная форма. | ||
16 | 1 | Форма одного слова. | ||
17,18 | 2 | Родственные слова. | ||
19 | 1 | Форма слова и родственные слова. | ||
20,21 | 2 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | ||
22 | 1 | Учимся писать корни . | ||
23 | 1 | Различаем приставки с буквами о, а. | ||
24,25 | 2 | Учимся различать предлоги и приставки. | ||
26 | 1 | Повторяем состав слова . | ||
27,28 | 2 | Правописание частей слова . | ||
29,30, 31 | 3 | Части речи | ||
32,33,34 | 3 | Повторение основных изученных тем |
Тематическое планирование.
Математика.
№ | Кл.ч | Тема | Дата | Примеч. |
1 | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | ||
2 | 1 | Решение задач . | ||
3 | 1 | Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток. | ||
4 | 1 | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | ||
5 | 1 | Решение задач . | ||
6 | 1 | Круглые числа. | ||
7 | 1 | Решение задач. | ||
8 | 1 | Десятки и единицы. | ||
9 | 1 | Сложение круглых чисел. | ||
10 | 1 | Вычитание круглых чисел. | ||
11 | 1 | Сложение круглых чисел с однозначными. | ||
12 | 1 | Луч, прямая, отрезок, ломаная. | ||
13 | 1 | Треугольник, прямоугольник и круг. | ||
14 | 1 | Решение задач. Краткая запись. | ||
15 | 1 | Решение задач с помощью схем. | ||
16 | 1 | Меры массы. | ||
17 | 1 | Сравнение двузначных чисел. | ||
18 | 1 | Решение выражений со скобками. | ||
19 | 1 | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. | ||
20 | 1 | Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | ||
21 | 1 | Таблица умножения на 2 и 3 | ||
22 | 1 | Таблица умножения на 4 и 5. | ||
23 | 1 | Таблица умножения на 6,7,8. | ||
24 | 1 | Таблица умножения на 9. Повторение таблицы умножения. | ||
25 | 1 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||
26 | 1 | Решение примеров на сложение в столбик. | ||
27 | 1 | Решение примеров на вычитание в столбик. | ||
28 | 1 | Периметр. | ||
29 | 1 | Площадь. | ||
30 | 1 | Решение задач в два действия. | ||
31 | 1 | Компоненты при умножении. | ||
32 | 1 | Компоненты при сложении и вычитании. | ||
33 | 1 | Нахождение неизвестного. | ||
34 | 1 | Чему я научился за этот год. Урок тест . |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся к концу 2 класса должны:
По русскому языку
Знать:
- что такое звук и что такое буква;
- гласные и согласные звуки и буквы;
- как образуются слоги;
- порядок звукового анализа;
- что такое предложение и текст, оформление предложений на письме;
- обозначение на письме мягкости согласных букв;
- правила проверки слов со звонкими и глухими согласными;
- состав слова;
- предлоги и приставки;
- части речи.
Уметь:
- различать гласные и согласные звуки, правильно называть их;
- правильно делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
- ставить ударение в слове, различать ударный и безударный слог;
- проводить звукобуквенный разбор слов;
- правильно оформлять предложение на письме;
- ставить вопросы к словам в предложении, находить главные члены предложения;
- видеть в словах изученные орфограммы;
- находить корень, самостоятельно подбирать однокоренные слова, проводить разбор слова по составу;
Отличать приставки и предлоги;
- по двум признакам – значению и вопросу – определять части речи.
По математике
называть:
— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины, площади;
— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
— числа в пределах 100;
— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
различать:
— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— российские монеты, купюры разных достоинств;
— прямые и непрямые углы;
— периметр и площадь прямоугольника;
— окружность и круг;
читать:
— числа в пределах 100, записанные цифрами;
— записи вида 5 • 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
— однозначных и двузначных чисел;
— числовых выражений;
моделировать:
— десятичный состав двузначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
— числовое выражение (название, как составлено);
— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
— углы (прямые, непрямые);
— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
— тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами двузначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
— строить окружность с помощью циркуля;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
2. К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
формулировать:
— свойства умножения и деления;
— определения прямоугольника и квадрата;
— свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
— центр и радиус окружности;
— координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
— обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
— луч и отрезок;
характеризовать:
— расположение чисел на числовом луче;
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
— выбирать единицу длины при выполнении измерений;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство повышения активности учащихся
В статье разработаны варианты различных дидактических игр, как средства повышения активности учащихся...
Дидактическая игра, как средство повышения активности учащихся
В статье разработаны варианты различных дидактических игр, как средства повышения активности учащихся...
Дидактическая игра, как средство повышения активности учащихся
В статье разработаны варианты различных дидактических игр, как средства повышения активности учащихся...
Мастер - класс "Технология РКМЧП как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС", презентация
Мастер - класс состоит из трёх частей: научная , практическая, рефлексия.Даются определения критического мышления, технологии критического мышления, приёмы и стратегии технологии. Предлага...
Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»
Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»...
Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
Использование игр требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу - значит выполнять его качественно, на боле...
Презентация к статье: Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
Презентация к статье "Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся"...