Комментирование - средство развития у детей самоконтроля
статья
Выступление на педагогическом совете. Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentirovanie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов
Комментирование – средство развития у детей самоконтроля
В своём выступлении я коснусь педагогических технологий, которые использую на уроках русского языка: развитие креативного мышления, метод целеполагания, метод диалогового общения, педагогического сотрудничества, работа по эталону.
Необходимым условием овладения орфографическими нормами и успешного применения правил письма является способность детей «видеть» орфограммы в словах. Программа обучения по русскому языку, разработанная М. С. Соловейчик, предусматривает развитие орфографической зоркости. И всё же мне не удавалось сформировать у всех детей умение видеть все «ошибкоопасные» места в слове, хотя дети знают о сильных и слабых позициях, понимают, что в слабой позиции нельзя звук обозначать буквой на слух. Пишем проверочную работу, и снова встречаю «глупые» ошибки, в слабой позиции написали букву наугад. Причиной таких ошибок я считала плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребёнок, работая у доски и комментируя все свои действия, не допускал ни одной ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свёрнут этап комментирования всех своих действий. В своём учении о поэтапном формировании умственного действия П. Я. Гальперин утверждает, что действие имеет с точки зрения психологии следующие формы: материальную (внешнюю) и умственную (внутреннюю). Преобразование внешнего действия в умственное происходит по этапам:
1) материальное (предметное) действие;
2) действие в громкой речи ( чтобы все слышали);
3) действие в тихой речи ( для соседа);
4) действие в речи «про себя» ( для себя);
5) действие в «скрытой» речи, во внутренней речи, которое и есть
умственное действие во внутреннем плане. Второй и третий этапы и предполагают комментирование. Этот вид упражнения описан как включение объясняющего рассуждения в процессе записи слов, предложения. Тут важно обратить внимание на то, что ни комментирование, ни любые попытки включить объяснение в процесс записи учащихся не могут быть достаточно эффективными без предварительной тщательной работы над компонентами, содержанием каждого умения. И только когда теоретические понятия осмыслены, поняты и смоделированы, начинаем отрабатывать умения, комментируя все действия. Комментируемое письмо- это открытый и управляемый процесс правилосоообразных действий учеников ( с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса. Оно заключается в следующем:
- учитель диктует всему классу орфоэпически;
- один из учеников (вначале лучший по успеваемости, а за ним
остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко
проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреж-
дение); никто не пишет;
- затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе
предупреждение);
- ученики всего класса внимательно следят за комментированием,
проверяя свои знания в области грамматики;
- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание сло-
ва и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;
- молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.
Выполняемая таким образом работа не требует вторичной проверки в классе. В ней не должно быть ошибок. На своих уроках комментирование я ввожу постепенно, с большим терпением и тактом.
Ведь предлагая ученику объяснить вслух способ выполнения действия, учитель ставит его перед необходимостью рассказать так, чтобы это действие было понятно другим, описать его наиболее полно. Дети, слушая товарища, могут исправить, дополнить его объяснение. Это приучает их внимательно слушать, уметь предварительно планировать свою работу, самостоятельно и осмысленно выполнять задание, переходить от внешних опор (напоминаний, показа вопросов) к внутренним, уметь отбирать из своего умственного багажа нужные знания. Без опоры на знания не может быть и решения орфографической задачи, а следовательно, не будет и мыслительной деятельности. Такое обучение даёт наибольший развивающий эффект.
Комментированные упражнения, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивают обратную связь: дают учителю возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. В 1-2 классах я практикую полное комментирование, а в 3-4 классах- частичное и выборочное.
Нужно заметить, что некоторые дети очень долго проговаривали все действия вслух, хотя каждый постепенно дошёл до последней ступени в работе. Слабым трудно было следить за краткими репликами товарищей, для них необходимо было сохранять «опоры»(таблицы, схемы, планы рассуждений). По мере продвижения от1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении орфографических задач. Новые «опоры» при этом играют направляющую роль, они становятся алгоритмом рассуждений и доказательств учащихся. Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, повторить и закрепить учебный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует переходу материала из кратковременной памяти в долговременную. Оно обеспечивает более устойчивое внимание учащихся, на уроке создаётся творческое сотрудничество, что является основой для овладения знаниями и развития детей. Комментируя ключевыми словами, младшие школьники учатся строить мыслительную речь, усваивать смысл и формулировку правил, удерживать ход основной мысли, осваивать оценочные суждения, контролировать себя на том или ином этапе комментирования.
Поработав таким образом, я увидела, что дети действительно стали видеть орфограммы слабых позиций. Это и подтвердили результаты проверочных работ. В контрольной работе (во 2 классе) нужно было найти 45 орфограмм слабых позиций. Работу выполняли 15 учеников. Из них нашли все орфограммы 10 учеников, не увидели 2 орфограммы 3 ученика, не увидел три орфограммы 1 ученик, не нашли 4 орфограммы 1 ученик.
Посредством комментированных упражнений с опорой на грамматические структуры учащиеся достигают высокой эффективности и качества при работе над связными текстами. Это облегчает переход от комментированного письма к изложениям и сочинениям. Реализуется основной метод при обучении языку – предупреждение ошибок.
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов
Правдина Галина Юрьевна
Учитель нач. классов
2013/2014 уч год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте
Данная статья содержит описание различных средств развития внимания в младшем школьном возрасте....
Современные технологии как средство развития способностей детей.
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед учителем задачи всесторонне развитой, творческой свободной личности. Прои...
Мастер-класс для педагогов " Дидактический синквейн как средство развития речи детей"
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуля...
Комментирование - средство развития у детей самоконтроля
Выступление на педагогическом совете...