«Технология «лэпбук» и её практическое применение в педагогической деятельности»
методическая разработка

Миронова Юлия Леонидовна

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития универсальных учебных действий  обучающихся на основе использования технологии «лэпбук».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_lepbuk.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Технология «лэпбук» и её практическое применение в педагогической деятельности»

Миронова Юлия Леонидовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития универсальных учебных действий  обучающихся на основе использования технологии «лэпбук».

Задачи:

1. Проанализировать  технологию «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним.

Оборудование: выставка лэпбуков; мультимедийное оборудование, презентация; макет лэпбука, карточки, заготовки для мастер-класса.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово мастера: представление технологии «лэпбук» как средства обучения в условиях ФГОС.

2. Представление мульмедийной презентации «Этапы работы по изготовлению лэпбука».

3. Совместная деятельность по созданию лэпбука.

4. Рефлексия.


Ход мастер-класса

     -Добрый день,  уважаемые  коллеги!

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. В условиях реализации ФГОС  каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям  образования.

- Уважаемые коллеги, какой же, согласно требованиям ФГОС, должна быть   образовательная деятельность?      

 (Ответы:  познавательной, практико-ориентированной, разнообразной, развивающей….)

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

      Педагоги находятся в постоянном поиске  новых средств и методов обучения. Я  предлагаю вам вот такое пособие: (демонстрирую выставку)

- Подумайте,  как можно    использовать   такое пособие в образовательном процессе?

 Одним из способов достижения цели образования  я нахожу использование на уроках технологии «лэпбук».

- Как вы думаете, что такое лэпбук? (высказыввание).

В понимании  детей  лэпбук   - это яркая,   «загадочная» книжка,      хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному   взаимодействию со взрослым и ровесниками.

Технология - Лэпбук – (lapbook), или как ее еще называют «тематическая папка», - это самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

          Работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками.
             С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука трудоемка как по времени, так и по содержанию.

- Давайте  определим актуальность этого пособия.  

        Итак, лэпбук :  (ответы)

-информативен;

-полифункционален, т.е. способствует развитию творчества, воображения.

-вариативен, многофункционален (есть несколько вариантов использования);

-пригоден к использованию одновременно группой детей и в  самостоятельной  деятельности ,

-лэпбук – вид совместной  деятельности взрослого и ребенка;

-его структура и содержание доступно детям;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

  Работа  над  лэпбуком  достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению  открытий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

           Решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика. При создании лэпбука  обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинно-следственными связями) просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше.

Применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме.
     Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или внеучебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.  Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
           Несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
            В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбук — это не просто технология, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Практическая деятельность по изготовлению лэпбука педагогами.

- Итак, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я  предлагаю вам самим создать лэпбук.

-С чего же начать?

- План работы над лэпбуком вы можете увидеть в буклете.

Мы с вами сейчас разработаем некий алгоритм создания лэпбука, т.е. этапы его разработки.

-В первую очередь необходимо определиться с  ТЕМОЙ  нашего лэпбука.

Тема сегодняшней нашей папки «Современный учитель».

-  Тема выбрана. После этого необходимо составить план, т.е. продумать, какие подтемы будет включать в себя лэпбук, чтобы раскрыть выбранную тему.

- Наш с вами лэпбук будет содержать такие подтемы: (Я заранее их подготовила и у каждого участника они находятся в раздаточном материале на столе)

Шаблоны различных кармашков, книжечек, блокнотиков для размещения материалов (для шаблонов у вас есть подготовленный конверт его надо будет приклеить к каркасу и в него положить листочки с шаблонами)

- А так же в вашем раздаточном материале есть так называемый макет лэпбука. Макет будет для вас подсказкой как и куда приклеивать каждый элемент лэпбука. Такой макет мы рисуем перед созданием любой папки, так сказать черновик- проект.

Теперь мы можем приступить к работе.

Рефлексия  

-Подведем итоги работы.

-Выберите  в паре лепестков самый   яркий , если ваш ответ положительный. Переверните  его и наклейте. (Клеят на титульный лист лэпбука)

 1.Имеет ли лэпбук практическую ценность?

    2. Согласны ли вы, что  лэпбук  не  просто  средство обучения, а   форма организации (упорядочения) учебного материала.

3.Сложно ли  создать лэпбук?

4. Может ли лэпбук  быть средством привлечения родителей к

сотрудничеству?

- Какое слово у вас получилось?      (МУЗА)

-Пусть муза, вдохновляющая на создание шедевров, никогда Вас не покинет.

А каждое Ваше творческое начинание сопровождается успехом и признанием.

-Спасибо за  внимание, надеюсь, что информация полученная на этом мастер-классе будет вам полезной.

Используемая литература:

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Источники информации:

https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Интерактивное обучение: «Методика применения в педагогической деятельности».

В процессе интерактивного обучения учащиеся выстраивают единое смысловое поле, совместно решают проблемы, задачи, создают нечто новое. Основной интерактивного обучения является то, что поставленную пр...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности.

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогоческой деятельности"...

Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности.

Мастер-класс для учителей по изготовлению лэпбука и его применение в работе....