Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха(Якутия)
Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО
Протокол №____от________2015г.
_________/Алексеева А.Т./
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_______/Алексеева Е.Н./
от «___»__________2015г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы
__________/Назаров А.С./
от «___»___________2015г
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
3Г КЛАСС. 2015-2016УЧ.Г.
Классный руководитель: Иванова Лилия Михайловна
Пояснительная записка
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.
Выделяют три основные причины неуспеваемости:
- физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
- психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
- социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех служб ОУ.
Цель программы
ликвидация пробелов у слабоуспевающих учеников в обучении и создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- Формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
- Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
- Повышать ответственность родителей за обучение детей.
Основные направления и виды деятельности
- Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН.
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
- Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
- Составление плана работы с детьми.
- Реализация плана в течение учебного года.
- Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
посредством содержания | посредством организации деятельности | посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а)эмоционально- образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи | Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. | Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь) |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Работа с родителями
- Организация индивидуальной беседы родителей и учителя
- Родительское собрание
- Методические рекомендации по отдельным предметам.
- Приглашение родителей на уроки.
- Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
- Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
- Профилактическая работа по контролю родителем выполнения учеником домашнего задания и его посещение ОУ.
План работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися.
3гкласс. 2015-2016уч.г.
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: Определение фактического уровня знаний детей. Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих, встречи с родителями и в ходе беседы с ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
7. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы. | По итогам четверти и учебного года. |
Список слабоуспевающих обучающихся. 2015-2016уч.г.
№ п/п | ФИ ученика | Причины неуспеваемости | Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Низкая техника чтения и письма. Невнимательный. Медлительный. | ||||||
2 | Низкая техника чтения и письма. Невнимательный. | ||||||
3 | Низкая техника письма. Невнимательна. | ||||||
4 | Слабослышащий. Не внимателен. Медлительный. | ||||||
5 | Слабослышащий Нарушения речи. Низкая техника чтения и письма. Невнимателен. Медлительный. Не усидчивый.. Недостаточная домашняя подготовка. |
Индивидуальная карта обучающегося
Ф.И.________________________________________________
Предмет_____________________________________________
Тема | Причины неуспеваемости по данной теме | Виды опроса | Сроки сдачи материала | Информ. для родителей (дата) | Результат работы |
График
индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
____ «___» класса по ___________________ на 2013-2014 учебный год
предмет
№ п/п | Список учащихся | Дни недели | ||||
Понедельн. | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
Учитель __________________________
предмет
Ф.И.О.____________________________ Подпись___________
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
(образец)
ФИО учителя ….………………………………………
Фамилия ученика (класс)………………………………….
Предмет ………………………………………..
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополнительные занятия. | Тематика занятий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Дифференцированные задания. | Указать методическое пособие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Дифференцированный контроль знаний. | Сроки. Темы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Работа с дневником и тетрадью. |
|
|
|
5.Консультации для родителей. | Дата. Тема. |
|
|
|
|
|
|
6.Создание ситуации успеха на уроке |
|
|
|
|
|
Выполнение учащимся домашних заданий.
Ф.И. учащегося____________________________________________ Класс ___
Предмет _________________________ Учитель ____________________________________
Сроки контроля: с «____»______________ 20___ г. по «____»_____________ 20___ г.
Цель контроля: отслеживание систематичности выполнения домашних заданий
«трудными» учащимися.
Дата урока | Выполнение домашнего задания | Примечание | ||
выполнено полностью | выполнено частично | не выполнено | ||
Анкета
(анализ причин неуспеваемости учащихся)
- Ученик______________________________ класс________ школа__________
- Состояние здоровья:
- Слабое
- Удовлетворительное
- Хорошее
- Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
- Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________
___________________________________________________________________
- Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________
___________________________________________________________________
- Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________
___________________________________________________________________
- Знание учеником критериев оценивания______________________________
- Понимание изучаемого материала на уроках
- Умение концентрировать внимание_______________________________
- Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
- Умение повторить изложенное
- Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
- Уровень развития учебных умений:
- Чтение_______________________________________________________
- Письмо_______________________________________________________
- Счет_________________________________________________________
- Речь_________________________________________________________
- Понимание прочитанного_______________________________________
- Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
- Владение приемами развития памяти______________________________
- Уровень ответов без конспектов__________________________________
- Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
- Посещение дополнительных занятий:
- По предметам__________________________________________________
- Виды учебной деятельности на занятиях___________________________
- Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
- Выполнение домашних заданий:
- Частота выполнения домашних занятий____________________________
- Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
- Последовательность выполнения домашних заданий_________________
_________________________________________________________________
- виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________
_________________________________________________________________
- виды помощи при выполнении домашнего задания___________________
_________________________________________________________________
- Дополнительные занятия в каникулярное время:
- Предметы_____________________________________________________
- Виды занятий__________________________________________________
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Сведения об успеваемости обучающегося
№ | Предметы | Успеваемость | ||||
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Год. оцен. | ||
Русский язык | ||||||
Литературное чтение на русском языке | ||||||
Язык саха | ||||||
Литературное чтение на языке саха | ||||||
Математика | ||||||
Английский язык | ||||||
Окружающий мир | ||||||
Технология | ||||||
Изобразительное искусство | ||||||
Музыка | ||||||
Физическая культура | ||||||
Культура народов РС(Я) | ||||||
Поведение | ||||||
Количество пропущенных уроков | ||||||
В том числе по болезни | ||||||
Подпись классного руководителя | ||||||
Подпись родителя |
Учет посещаемости
Всего пропусков за год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||
по болезни | без причины | по болезни | без причины | по болезни | без причины | по болезни | без причины | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3 класса.Пояснительная записка.Цели и задачи.Прогнозируемый результат.Тематическое планирование....
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3-В класса....
Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, - это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими
Индивидуальная работа со слабоуспевающими...