Новые формы оценивания (мастер-класс)
методическая разработка
Новые формы оценивания - мастер-класс по английскому языку на семинар заместителей директоров по УВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_seminare.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Г.П. Богомягкова
Мастер-класс для районного семинара заместителей директоров по УВР
«Новые формы оценивания (начальная школа)»
Мастер-класс подготовила и провела:
учитель английского языка
МОУ СОШ им. Г.П. Богомягкова
Шароглазова Юлия Олеговна
с. Богомягково, 2019
Предисловие
Введение Федерального государственного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений обучающихся и расширения оценочного инструментария. Принятый Стандарт и сопровождающие его документы предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих принципах:
- оценивание – постоянный процесс, который естественным образом интегрирован в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным. Основные критерии – ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и обучающимся и могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В системе оценивания в начальной школе используются:
- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки;
- оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;
- интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
- самоанализ и самооценка обучающихся.
Заявленные в Стандарте и представленные выше новые для школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.
Различные методики и инструменты формирующего оценивания:
- критериальное самооценивание;
- критериальное взаимооценивание;
- карта понятий;
- составление тестов.
Инструменты критериального оценивания – методика цветовых дорожек или светофора.
Урок английского языка в 3м классе
Тема урока: Какими буквами обозначаются звуки [ᴐ:] и [a:]?
Задача: На уроке используется несколько оценочных инструментов, с помощью которых обучающиеся могут оценить собственную работу или работу одноклассников.
Комплекс используемых оценочных методик:
- Пятиуровневая шкала (линеечки) оценивания письменной и устной работы;
- Светофор;
- Знаки «+» и «-» для оценки согласия и несогласия с решением одноклассника.
Цели применения этих методик на уроке:
- научить обучающихся оценивать свои знания и более критично относиться к своей работе;
- помочь обучающимся понять, что им уже известно и чего они еще не знают;
- стимулировать обучающихся больше стараться и делать меньше ошибок;
- вырабатывать у обучающихся умение замечать свои ошибки, а не только ошибки других;
- научить обучающихся сверять свою оценку за работой с оценкой учителя, чтобы лучше видеть свои ошибки.
Ход урока
Первый из оценочных инструментов, с которым начинают работать обучающиеся – это светофор. У них на столах лежат три карточки:
Красная карточка – я не знаю;
Желтая карточка – я сомневаюсь;
Зеленая карточка – я знаю и могу ответить.
Класс получает задание для самостоятельной работы: найти в словах звуки [ᴐ:] и [a:] и указать их позицию. Распределить слова с этими звуками по соответсвующим колонкам.
Тема урока: Какими буквами обозначаются звуки [ᴐ:] и [a:]?
Задание: Найти в словах звуки [ᴐ:] и [a:] и указать их позицию. Распределить слова с этими звуками по соответсвующим колонкам.
For, farm, short, or, are, farmer, corn, park, clock, must, morning, horse, car, nut, dark, but, frog.
[ᴐ:] | [a:] |
Теоретический материал
o + r = [ᴐ:] | a + r = [a:] |
horse corn short morning | park car farm dark farmer smart |
На выполнение задания даётся несколько минут. Перед тем как начать работать, учитель предлагает оценить свои знания. (Учитель: Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, покажите, пожалуйста, с помощью светофора, насколько сложно вам будет с ним справиться. У вас, как обычно, есть три карточки: я умею определять работу звуков [ᴐ:] и [a:] и правильно находить буквы для определения этого звука – зелёный цвет; не умею и не знаю – красный; сомневаюсь – желтый. Поднимите ту, которая вам сейчас подходит.)
Цель работы со светофором до самостоятельного выполнения задания – выявить самооценку обучающихся по данной теме. Учитель видит, кто из обучающихся не справляется с данной темой, и сами обучающиеся понимают, что они не усвоили и чего не знают. После выполнения задания учитель просит учеников зажечь светофор еще раз.
При проверке работы учитель спрашивает только тех обучающихся, которые подняли зеленые карточки. Во время ответов ученики объясняют, почему они приняли именно такое решение. Все остальные выражают согласие и несогласие с отвечающими. Для этого у них есть еще две дополнительные карточки: со знаками «+» и «-». Если обучающиеся согласны с ответом товарища, они поднимают карточку со знаком «+», если нет – со знаком «-». Те, кто не согласился с ответом, объясняют, в чем их товарищ не прав и какой ответ надо дать.
Эта работа помогает обучающимся, которые не совсем хорошо усвоили тему, лучше в ней разобраться. После проверки самостоятельной работы учитель еще раз предлагает обучающимся с помощью карточек светофора оценить, как они теперь понимают материал. Таким образом педагог получает информацию о том, в какой точке теперь находятся обучающиеся, кто из них продвинулся, а кому по-прежнему нужна помощь.
Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется еще один инструмент, автором которого является Г.А. Цукерман. Это линеечки, пятиуровневая шкала.
После выполнения работы обучающиеся оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей обучающиеся чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Обучающиеся ставят крестик на шкале в том месте, которое соответсвует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
Правильность (П):
- высокий уровень – «У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу»;
- выше среднего – «У меня есть одна-две ошибки»;
- средний – «У меня есть три-четыре ошибки»
- ниже среднего – «У меня почти всё неправильно»;
- низкий – «Я совсем не справился с заданием».
Аккуратность (А):
- высокий уровень – «Мне очень нравится, как я написал»;
- выше среднего – «Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений»;
- средний – «Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки»;
- ниже среднего – «Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано»;
- низкий – «Я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать, что я написал».
Оформление работы (О):
- высокий уровень – «Я правильно и, где нужно, записал работу»;
- выше среднего – «Я допустил одну-две ошибки при записи»;
- средний – «Я допустил три ошибки при записи»;
- ниже среднего – «Я неправильно оформил работу, написал не там, где нужно, и не так, как требовалось»;
- низкий – «Я совсем не смог оформить работу».
Оценивание включает еще один этап – оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением обучающегося, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже.
Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.
Обсуждение того, как дети смогли оценить свои работы, надо проводить после каждой проверенной работы, чтобы научить детей правильно себя оценивать, замечать несовпадение оценок и обращать внимание на то, почему это произошло.
Таким образом, можно отметить следующие положительные эффекты работы с описанными оценочными инструментами.
Каждый ученик в начале урока понимает, знает он эту тему или нет. Во время проверки работы обучающийся, неправильно оценивший себя, понимает, в чем он ошибался и где он был неправ. Указывая своему однокласснику на ошибку и доказывая свою точку зрения, ребенок учится рассуждать и объяснять, что развивает его логическое мышление и речь. Принимая участие в оценке знаний по шкале, дети начинают более критично и правильно оценивать себя. Замечая недостатки в работе своего товарища, дети лучше усваивают тему и стараются правильно записывать задание в тетрадях. Оценивая свои знания с помощью карточки светофора в конце урока, они дают учителю информацию о том, как усвоили материал.
- Высокий
- Выше среднего
- Средний
- Ниже среднего
- Низкий
Теоретический материал
o + r = [ᴐ:] | a + r = [a:] |
horse corn short morning | park car farm dark farmer smart |
- Высокий
- Выше среднего
- Средний
- Ниже среднего
- Низкий
Правильность (П):
- высокий уровень – «У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу»;
- выше среднего – «У меня есть одна-две ошибки»;
- средний – «У меня есть три-четыре ошибки»
- ниже среднего – «У меня почти всё неправильно»;
- низкий – «Я совсем не справился с заданием».
Аккуратность (А):
- высокий уровень – «Мне очень нравится, как я написал»;
- выше среднего – «Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений»;
- средний – «Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки»;
- ниже среднего – «Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано»;
- низкий – «Я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать, что я написал».
Оформление работы (О):
- высокий уровень – «Я правильно и, где нужно, записал работу»;
- выше среднего – «Я допустил одну-две ошибки при записи»;
- средний – «Я допустил три ошибки при записи»;
- ниже среднего – «Я неправильно оформил работу, написал не там, где нужно, и не так, как требовалось»;
- низкий – «Я совсем не смог оформить работу».
Тема урока: Времена года (Seasons)
Задание: Составление кластерной карты.
Spring is green.
Summer is bright.
Autumn is yellow.
Winter is white.
Spring – весна
Summer – лето
Autumn – осень
Winter – зима
green – зеленый
yellow – желтый
bright – яркий
white - белый
January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December. |
January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December. |
January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December. |
January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December. |
January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December. |
January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December. |
Тема урока: Животные.
Задание: Прочитать текст и решить тест.
Bill has got a cat. His cat is slim. It is not big. His cat can swim and skip.
Вопросы | Yes | No |
Has Jill got a cat? | ||
Has Bill got a dog? | ||
Is his cat slim? | ||
Is it big? | ||
Can his cat dance? |
Тема урока: Животные.
Задание: Прочитать текст и решить тест.
Bill has got a cat. His cat is slim. It is not big. His cat can swim and skip.
Вопросы | Yes | No |
Has Jill got a cat? | ||
Has Bill got a dog? | ||
Is his cat slim? | ||
Is it big? | ||
Can his cat dance? |
Форма отзыва о мастер-классе
Имя, фамилия рецензируемого:_______________________________________
Название мастер-класса:_____________________________________________
Две похвалы работе:______________________________________________________________________________________________________________________________
Два предложение по работе:______________________________________________________________________________________________________________________________
- Я не вполне согласен с тем, что ______________________________________________________________________________________________________________________
- Я хочу знать больше деталей о ______________________________________________________________________________________________________________________
- Другие идеи и замечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Мастер - класс «Букет для учителя из гофрированной бумаги. Торцевание». 2. Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся. 3. Новый год. История праздника. 4. Сборник математических задач
1.Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги. Требуется много времени, чтобы из маленького семечка вырос цветок. А благодаря этому мастер-классу можно "вырастить" целый букет за короткое вр...
"Дисграфия и как с ней бороться" родительское собрание во втором классе с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер - класс)
Родительское собраниево 2 классе МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РКна тему «Что такое дисграфия и как с ней бороться»с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс).Цель: познакомить родителей...
Новые формы оценивания
статья...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Формирование у учащихся умений понимания текста путём использования диалоговой формы обучения.Мастер-класс
Знакомство участников мастер – класса с опытом использования диалоговой формы обучения при решении текстовых задач....
Новые формы оценивания
ФГОС...
Выступление на МО. Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности
Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности....