Использование кейс-метода на уроке.
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Использование Кейс-метода на уроке.
«Родиной» кейс-метода являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.
В нашей стране интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия. Метод Кейсов развивает позитивную мотивацию и интерес к учебной деятельности.
В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Case method», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади», «Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».
Метод кейсов — метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Структура «кейса»
Предисловие или вводная часть или введение – дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов – небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.
Основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения.
Послесловие или материалы для решения – завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.
Технологическая схема создания «кейса»
1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с «кейсом».
7. Определение желаемого результата по работе учащихся с данным «кейсом».
8. Создание заданной модели.
9. Апробация в процессе обучения.
Модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология):
• Учитель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию
• Учитель готовит кейс.
• Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал.
• Групповое обсуждение содержания кейса.
• Выработка нескольких решений.
• Презентация учащимися принятых решений.
• Учитель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения.
• Учитель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
Технология кейс-метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.
Кейс-метод предполагает следующую самостоятельную деятельность учащихся: подготовительную работу (сбор информации), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой. Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у учащихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие навыки и умения:
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;
- отбирать главное, существенное;
- формулировать задачи;
- определять механизм решения задач;
- принимать решения;
- организовывать работу малых групп;
- излагать, представлять разработанное решение или проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кейс-метод - активный метод обучения"
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школы России происходит внедрение новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...
Выступление на методобъединении учителей начальных классов «Кейс-метод или метод конкретных ситуаций»
Работа раскрывает осноные понятия нового метода работы. Данная работа поможет вовлечь учителей начальных классов в новую деятельность, используя при этом кейс-метод - метод ситуаций. К выступлению дан...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья об использовании на уроках начальной школе.Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала у...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
Урок литературного чтения в 3 классе "Читательская конференция "По страницам детских журналов" с использованием кейс-метода"
Разработка урока по литературному чтению с использованием кейсов....
Кейс - метод (кейс-технология)
В приложенном материале содержится информация о целесообразности применения технологии кейса во время урочной и внеурочной деятельности....