Учебные проекты
статья
План самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
- Изучить теоретические основы новой технологии;
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
- Исследовать результативность применения метода проектов;
- Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
Актуальность:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Теоретические основы технологии учебных проектов
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практическая основа технологии учебных проектов
- коллективные проекты во внеурочной работе;
- уроки в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) | Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); |
II этап: Сбор и обработка информации | Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); |
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
| |
IV этап: Реализация плана действий (проекта) | Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); |
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио, готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. | |
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) | Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). |
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). |
Банк проектов
"Поговорка – цветочек, пословица - ягодка"
"Пернатые друзья"
"Осторожно, зима!"
"Охрана зрения"
"Я хочу, чтобы мой город был чистым!"
"Культура и традиции осетинского народа"
"В этих сказках всюду счастье"
Ожидаемые результаты
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Использованная литература
- Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 г. — с. 39 – 47.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996 г.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000 г., с. 151-157.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999 г., с. 224
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000 г., с. 41-45
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000 г., с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003 г. с 112. (Методическая библиотека)
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004 г.
- Газета «Начальная школа» № 10, 2006 год,
- Журнал «Начальная школа» №4, 2005 г.; №1, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"
В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»
Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...
Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»
В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....
Учебный проект "Чтение с увлечением" в рамках регионального проекта Пензенской области PROчтение.
Некогда самая читающая в мире страна становится нечитающей. Эта проблема волнует в настояший момент многих, а в первую очередь - школьных учителей. Предлагаем вашему вниманию разработку проекта ...