Технология активных методов обучения (АМО).
статья
Технология активных методов обучения (АМО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология активных методов обучения (АМО). | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология активных методов обучения (АМО)
В теоретических положениях технологии АМО указывается на то, чтобы достичь реальных успехов в школьном образовании, получить запланированные результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся должно быть организовано эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать малые группы, в которых осуществляется обмен информации между всеми участниками, то есть коммуникация. Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия.
В ходе образовательного мероприятия учителем должно предусматриваться взаимодействие всех участников образовательного процесса, их интеракция для обеспечения эффективного обмена информацией. Именно при правильной организации интеракции формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Технология АМО нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Учитель должен целенаправленно и планомерно формировать эти действия у обучающихся, и сам должен владеть ими в полном объёме.
Формированию информационной компетентности обучаемых технология АМО уделяет пристальное внимание. Важность использования АМО в обучение связывается со становлением информационного общества. Процесс возрастания объёма информации и объёма знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.
Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счёт новых форм представления информации, её восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это ещё не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Цель применения активных методов - достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование технологии АМО позволяет ещё в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях.
Одним из важнейших эффектов технологии АМО является эффективная мотивация обучающихся. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.
Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!
Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.
Одним из ключевых этапов технологии АМО является рефлексия. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная её переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.
Технология АМО в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Таблица соответствия Технологии АМО новым ФГОС
Новые ФГОС | Технология активных методов обучения |
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. | Цель применения АМО - достичь состояния сотрудничества участников, поддержать их взаимодействие, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. |
Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса | Самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие |
Учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Применение АМО ведет к достижению состояния сотрудничества участников, поддержать их взаимодействие, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. |
Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся. | Групповая работа имеет огромное значение в формировании жизненно важных качеств и универсальных навыков, в социализации обучающихся. |
Формирование универсальных учебных действий личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | При правильной организации интеракции формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии активных методов обучения в начальной школе
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...
Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО
Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....
Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО
Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....
Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ
Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...
технология активных методов обучения
Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обуче...
Разработка урока в начальной школе по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС
Материал содержит шаблон описания активного метода обучения, а также графический конспект урока по АМО технологии....
Презентация для выступления учителя начальных классов на тему "Кейс-технологии активный метод обучения школьников поколения Z"
Данный материал был подготовлен мною для выступления на секционном заседании учителей начальных классов в рамках августовской педагогической конференции педагогических работников образования Пестречин...