Использование ИКТ-технологии в работе учителя
статья

Алексеева Ирина Викторовна
Сегодня образование связано с современностью. В данное время в нашу жизнь активно внедряются такие понятия как интернет, компьютер пентиум-4, электронная библиотека, сайт, электронный адрес, электронный учебник, мультимедии, анимации и т. д. В данной статье вы узнаете о внедрении ИКТ в работу учителя, как инструмента, способствующего достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_ikt.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ-технологии в работе учителя

Сегодня образование связано с современностью. В данное время в нашу жизнь активно внедряются такие понятия как интернет, компьютер пентиум-4, электронная библиотека, сайт, электронный адрес, электронный учебник, мультимедии, анимации и т. д.

Интерактивные педагогические и информационные технологии ставят своей целью совершенствование процесса обучения, в котором наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека.

Внедрение ИКТ в работу учителя способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Но учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей деятельности. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя.

Можно выделить несколько направлений использования ИКТ:

  • ведение рабочей документации, отчетности в электронном формате;
  • урочная деятельность;
  • внеурочная работа;
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;
  • использование Интернет-ресурсов.

Документация

Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам обучения, и создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы», «Контрольные, проверочные работы и тесты», мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение имело постоянный доступ к сети Интернет.

Урочная деятельность

Урочная деятельность  предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке.  Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении. Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных.

Уроку  с использованием ИКТ свойственно следующее:

 - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

 - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

 - интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

 - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

 - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

 - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Варианты уроков с ИКТ-поддержкой:

1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении литературы, истории, географии, биологии, МХК, в начальной школе и др.

Мультимедийные презентации, флипчарты

Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint. Если же класс учителя оснащён интерактивной доской, то возможно использование программы Notebook(SMART Board).

При разработке собственных мультимедийных материалов презентационного характера необходимо учитывать ряд определённых требований к предъявлению наглядности:

  • Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
  • Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
  • Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.
  • Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
  • Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.
  • Занимаясь подготовкой слайдопрезентации, надо пользоваться рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.
  • Немаловажное значение имеет и использование в презентации звука. Звук может играть роль шумового эффекта, звуковой иллюстрации, звукового сопровождения.
  • Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в презентации фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

2.        Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с  учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения.

На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.

Рациональны уроки тренинга или конструирования. Программным обеспечением является компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажер для решения задач определенного типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели.

3.        Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов

На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Примерный алгоритм проведения урока:

  • на  этапе  подготовки  к уроку  -  проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;
  • при объяснении нового материала на уроке - использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;
  • при закреплении пройденного материала - предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

5.        Нетрадиционные формы урока. 

Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.

В нашей школе на сегодняшний день   созданы предпосылки для развития дистанционного обучения, создаётся  база по разработке мультимедиа-уроков и видео-уроков, появилась возможность для участия в  видеоконференциях и вебинарах

Применение ИКТ во внеурочной деятельности

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.

Мероприятия с использованием ИКТ, рекомендуемые для проведения во внеурочной деятельности:

  1. Разработка проектных работ учащимися.

2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.

3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.

4. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов)по созданию и наполнению сайтов школ, ученических объединений и др.

5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ.

6. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ.

7. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора.

8. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ.

  1. Досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "Компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

Сеть Интернет

Во-первых, Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.

Во-вторых, Интернет несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира).

В-третьих, Интернет даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий, объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

В-четвёртых, Интернет - это база для самообразования и саморазвития.

В школах, активно использующих Интернет, имеется возможность для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся. В нашей школе организовано профильное обучение через Интернет «Мобильная профильная школа».

Также в сети Интернет используются формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки.

У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства. Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний. Такие курсы могут проходить как в режиме реального времени (он-лайн), так и по электронной почте.

Современный учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя».

Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

  1. Электронное портфолио. В наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими.
  2.  «Бумажное» портфолио. Конечно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и несколько ссылок на него.

Создание портфолио учителя позволяет перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает и делает это.

Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. Применяя те или иные образовательные технологии, основная цель педагога - уйти от таких отрицательных сторон традиционного образования, как шаблонное построение, нерациональное распределение времени на уроке, отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся, слабая обратная связь, отсутствие индивидуального обучения.

Мы ставим перед собой цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"

Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха

В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

В статье раскрываются преимущества электронного способа работы с информацией. Дан обзор логопедических программ, используемых в работе учителя- логопеда с младшими школьниками....

Использование дистанционных технологий в работе учителя-логопеда.

Дистанционные технологии образовательного процесса представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на рассто...