ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ КРЕАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Белова Татьяна Юрьевна

В данной статье описывается, как ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ   может стать одной из педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белова Т.Ю., учитель начальных классов ГБОУ «Школа №2114»,

г. Москва, Российская Федерация

ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ –  ВАЖНАЯ ЧАСТЬ КРЕАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

     На современном этапе образование претерпевает качественные изменения, особое внимание уделяется нестандартному и оригинальному подходу в педагогической практике, подразумевающему разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1]. В профессиональной педагогике способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей называется «креативностью» [2, с. 86].

Понятие креативности (от лат. «creatio» – создание, сотворение, от англ. «creative» – творческий, созидательный), является аналогом понятия «творческие способности». В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [3, с. 222]. Педагогическая креативность состоит из коммуникативной и дидактической: коммуникативная креативность опирается на диалог и импровизацию, дидактическая включает накопленные знания, традиции, способность к творчеству [4]. Традиционно креативность рассматривают в структуре педагогического мышления, так как творчество необходимо педагогу как для решения оперативных педагогических задач, связанных с возникновением непредвиденных ситуаций и обстоятельств, так и для выполнения конструктивно-проективных действий. Многие ученые отмечают творческий характер педагогической деятельности (Д.В. Вилькеев, М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева, А.А. Орлов, О.Н. Ракитская, В.А. Сластенин, П.С. Подымова и др.) [5, с. 29]. Морозов А.В. отмечает, что «педагогическая креативность предполагает наличие у преподавателя высокого уровня компетентности в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии». Творческие решения преподавателя основываются на взаимоотношении интеллектуальной и педагогической креативности: при высоком уровне креативности он «не только адекватнее приспосабливается к различным инновационным образовательным системам, но и сам активно участвует в их формировании, разработке и внедрении в педагогическую практику» [6]. По мнению Гнатко Н.М., потенциальная креативность педагога рассматривается в возможности [7, с. 10-11]. Чтобы креативность в возможности стала креативностью в действительности, т.е. актуальной креативностью, первая должна кардинально преобразоваться до истинного творчества посредством освоения определенного вида деятельности [8, с. 37]. Креативность побуждает педагога к поиску инновационных подходов в учебно-воспитательном процессе, к самостоятельному овладению профессиональными компетенциями. Это интегральное свойство личности создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за стандартные рамки, способность воплощать творческие возможности [9, с. 47]. Игровые технологии являются важной составной частью креативных педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы в отечественной педагогике занимались Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др. [10, с. 14]. Использование игровых технологий на уроке вызывает огромный интерес у педагогов, так как увлеченность школьников учебным процессом, в настоящее время, не очень высока. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. На самом деле, она требует, чтобы игроки отдали максимум своей энергии, ума, выдержки и самостоятельности. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста; одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, способное вызвать высокое эмоциональное и физическое напряжение; в игре значительно легче преодолеваются трудности, психологические барьеры; является мотивационной по своей природе; по отношению к познавательной деятельности она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; оказывает на них воспитательное воздействие; не ограничивается каким-либо одним аспектом; все ее возможные воздействия актуализируются одновременно; она многофункциональна; преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект; в качестве соперника может выступать не только человек, но и обстоятельства, и сам играющий (преодоление себя); нивелирует значение конечного результата – участника устраивает любой приз: материальный, психологический, причем при групповой деятельности результат воспринимается участником через призму общего успеха, отождествляя успех команды как собственный [11]. Наконец, игра – более надежный способ усвоения знаний. Все освоенные в детстве игры, в отличие от освоенных знаний ребенок помнит всю жизнь. В научной литературе игра – это способ освоения действительности. Словарь Азимова Э.Г. и Щукина А.Н. дает обширное толкование данному определению: «игра – это один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности» [12, с. 74]. На занятиях она является формой деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала. Игра способствует усвоению знаний и приобретению опыта не по необходимости, а по желанию самих учащихся. Игра становится орудием как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения. Эльконин Д.Б. определял игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением [12, с. 74]. Игровой метод и его результативность применения на уроках способствуют не только поддержанию интереса к обучению, но и позволяют даже самым слабым в подготовке ученикам проявить в игре свою находчивость, сообразительность, что иногда ценнее, чем знание предмета. Главной особенностью игрового метода является то, что в ходе игры ученик проще усваивает материал за счет того, что игра приближает деятельность как можно ближе к естественным нормам. Специфика игрового метода заключается в том, что в ходе урока перед учеником не ставится определенная учебная задача, однако являясь развлечением, она способна перерасти в обучение [13, с. 178]. В процессе игры учащиеся достигают цели следующих уровней: на первом уровне отражена установка, определяющая готовность к любой активности; второй уровень связан непосредственно с ходом игры, а именно распределением ролей, соблюдение правил и так далее; на третьем уровне происходит усвоение материала посредством решения игровых задач. Что касается результатов, то они могут быть в формате проектов, различных видов художественного творчества. Игра – это древнейшая форма передачи знаний, которая в одно и то же время является реальной жизнью и иллюзией реальной жизни. Различные формы практического действия – рисование, лепка, строительство, составление плана, выход из проблемной ситуации – создаются на основе актуальной по содержанию ситуации. Исходя из этого, можно утверждать, что игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников, а также служит помощником для учителя в раскрытие личностного потенциала каждого ученика, его положительных личностных качеств.

 

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

3. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007.

4. Особов И.П. Педагогическая креативность и компетентность как факторы профессионального развития студентов // Гуманитарные научные исследования. 2011. №3. URL: http://human.snauka.ru/2011/11/215 (дата обращения: 07.02.2020).

5. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: Питер, 2006.

6. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / А.В. Морозов. – М., 2004.

7. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. - М.: ИПАН, 1994. - 43 с.

8. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. 2013. №4 (51). С. 521-525.

9. Степанова М.Н. Креативность в профессиональной деятельности педагога // Международный академический вестник. 2018. №4 (24). С. 46-49.

10. Габдулхакова М.И. Игра – форма нетрадиционного урока / М.И. Габдулхакова, Э.Г. Латышова, В.П. Мовчан, И.В. Матюшко // Международный академический вестник. 2018. №1 (21). С. 13-16.

11. Арапова Г.З. Игровое обучение на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2014. №2. С. 16-20.

12. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.

13. Тулепбергенова Д.Ю. Языковые и речевые игры как способ реализации контекстного обучения на уроках иностранного языка // Вестник АГТУ. 2009. №1 (48). С. 176-180.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В своём педагогическом проекте я исследую социально-педагогические условия развития креативности через использование различных методов и приемов обучения, направленных на развитие ...

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ  ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровое обучение в системе современных педагогических технологий

Игра как естественный вид деятельности ребенка, подростка, юноши с древности служила самым эффективным методом обучения, передачи опыта старших поколений младшим. В современной школе, делающей ставку ...

Проект«Проектирование инновационных педагогических технологий развития креативного мышления обучающихся»

собой комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общую жизненную позицию человека. Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которы...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...