Формы работы с одаренными детьми
статья

Сизова Светлана Владимировна

Статья "Формы работы с одаренными детьми" составлена на основании опыта педагогической деятельности учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_odarennymi_detmi.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с одаренными детьми

Кто такие одаренные дети? В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность – это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей.

Я придерживаюсь классификации известного специалиста в области детской одаренности Н. С. Лейтеса, выделяющего три категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

1) дети с высоким уровнем интеллекта,

2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (олимпиада),

3) дети с высокой креативностью, т.е. если ребенок показал высокие результаты хотя бы по одному из параметров, его следует считать одаренным.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Но я не пользуюсь определенной программой. Хотя сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях:

1) через учебный процесс и внеурочную деятельность;

2) по интересам самих учащихся.

Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК "Школа России", "Гармония"

В стремлении реализовать идеи авторов этой программы я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило «не навреди».

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучаю индивидуально-личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента.

На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно-зна­чимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным.

Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.

Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Очень любят дети игру «Театр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Нравится моим ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Результат такой работы – вся наша внеклассная работа: праздники, интеллектуальные игры, турниры.

Участвуем в телекоммуникативных проектах, которые требуют мастерства и творчества в стихотворной форме.

Некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку.

Очень часто используем в телекоммуникационных проектах.

Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.

Исходя из этого, мои ученики проявляют таланты и реализуют свои способности в КВНах, олимпиадах. Занимают призовые места.

Авторы курса русского языка по этой программе также преду­смотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных проблемных ситуаций и наблюдений. Я думаю, секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.

На уроках русского языка я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Например:

1 группа: находят в предложении только главные члены;

2 группа: задание 1 гр. и находят второстепенные члены;

3 группа: задание 1 гр., 2 гр. и определяют части речи.

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия я предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини-исследования, рисуют картинки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, изо, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты и в играх разного уровня, таких, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», , «Почемучка». И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность?

Мне очень помогают в работе с одаренными детьми интересы и склонности учащихся. Реализуются через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования: музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.

Но для этого иногда приходится поработать с родителями, предлагаю родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка.

Кроме того, я решаю и другую задачу: привлекаю родителей к сотрудничеству.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

•беседы;

•дискуссии;

•игры;

•состязания;

•наблюдения;

•поисковые эксперименты;

•походы и экскурсии;

•конкурсы;

•турниры;

•собеседования;

•олимпиады;

•индивидуальные занятия;

•художественно-эстетическая деятельность и т.д.

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!» (Л.Н. Толстой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы с одаренными детьми

Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности....