Использование сказки в эмоциональном развитии старших дошкольников
план-конспект
Статья содержит подробное описание формы работы со сказками, принцепы построения игрового занятия для детей старшего дошкольникольного возраста. А так же конспекцы занятий по сказкам: Цыфирова Г.М. " Приключение пароходика" и русской народной сказки " Заяц-хвастун".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказки в эмоциональном развитии старших дошкольников
Из опыта работы педагога - психолога
Селезневой В.В
Не секрет, что дети любого возраста очень любят сказки, а попасть в настоящую сказку мечта любого ребенка. И мы взрослые способны превратить его мечту в реальность, используя метод игровой сказкотерапии. Применяя в своей работе игровую сказкутерапию педагог может обеспечить ребенку овладения основными целевыми ориентирами , в соответствии с ФГОС дошкольного образования : активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, способность договариваться ,учитывать интересы и чувства других, сопереживание неудачам и радость от успехов других, адекватное проявление своих эмоций, различение условной и реальной ситуации, выражение своих чувств и желаний, участие в совместных играх,
Используя данный метод в работе с детьми можно решить следующие задачи:
*Развитие фантазии и воображение
* Развитие умения выражать свои мысли
* Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения
пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
*Развитие способности встать на место другого, умения посмотреть на мир с разных
сторон.
*Развитие эмпатии
*Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их
распознавать.
*Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
После того как вы определились с выбором приоритетных для вас задач, приступаем к выбору сказки, придерживаясь определенных правил. Сказка может быть как хорошо знакома ребенку, так и совершенно новая.
Сказка должна:
- соответствовать возрасту ребенка и быть ему понятной.
- сюжет должен быть увлекательным и динамичным.
- соответствовать моральным принципам и нормам принятым в обществе.
Построение занятия по игровой сказкотерапии строго структурировано и состоит из нескольких этапов:
1этап: Ритуал входа в сказку
2 этап: Рассказывание сказки
3 этап: Ритуал выхода из сказки
4 этап: Обсуждение сказки.
Остановимся подробно на значении и содержании каждого этапа.
1 этап: Ритуал входа в сказку- признан настроить ребенка на восприятие сказки, пробудить в нем желание включиться в предложенную педагогом игровую ситуацию.
Для этого можно использовать различные игры и упражнения. Это могут быть как известные игры на взаимодействия, передачу эмоций и тд.:
игры: « паутина», « улыбка», « ладошки» и т.д. ,так и придуманные специально для конкретной сказки самим педагогом.
2 этап: Рассказывание сказки. Данный этап состоит собственно из рассказывания педагогом сказки, по ходу повествования педагог включает разнообразные игровые упражнения, соответствующие контексту данной сказки. С этой целю можно применять различные методы и приемы:
- Пальчиковые игры;
- Имитационные игры;
- Психогимнастика;
- Упражнение на координацию движений;
- Этюды на отображения черт характера и различных чувств и эмоций;
- Упражнение на психомоторную координацию;
- Кинезиологические упражнения.
- Игры на внимания, память и логику.
3 этап :Выход из сказки. Полностью повторяет первый этап.
4 этап: Обсуждение сказки. После завершения игровой ситуации необходимо поговорить с детьми о сказке, о ее героях и поступках и т.д. Вопросов не должно быть очень много, но они должны конкретные и понятные детям. Характер вопросов должен соответствовать содержанию сказки и задачам, решаемым с помощью данной игровой ситуации.
Конспект развивающего занятия по сказке
Цыфирова Г.М. «Приключение пароходика».
( для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Снятие психомышечного напряжения, осознание собственного тела и выразительности движений, умение действовать синхронно тексту. Развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
1 этап. Ритуал входа в сказку: упражнение « Улыбка».
Дети стоят в кругу, психолог предлагает улыбнуться соседу справа и слева, затем повернуться вокруг себя и оказаться в сказке.
2.этап. Рассказывание сказки:
Жил-был пароходик. Летом он плавал по реке и перевозил людей, а зимой грустил в тихой бухте и вспоминал лето. Однажды пароходик так загрустил, что позабыл, как нужно гудеть. Наступило лето, а пароходик так и не смог вспомнить, как нужно гудеть. Решил пароходик проплыть вдоль берега и у кого-нибудь спросить. Так он и сделал.
Пальчиковая игра «Кораблик»:
По реке плывет кораблик Ладони сложить лодочкой
Он плывет из далека выполнять волнообразные движения
руками.
На кораблике 4-ре показать одновременно по 4-ре
Очень храбрых моряка. пальца на каждой руке.
У них ушки на макушке приложить обе ладони к голове
У них длинные хвосты пальцы рук сложить в щепотку
и развести в сторону.
И страшны им только кошки растопыренными, пальцами рук
совершать
Только кошки и коты царапающие движения.
Продолжение сказки:
Плыл, он плыл вдоль берега и повстречал щенка. Остановился пароходик и спрашивает: « Ты, не знаешь, как надо гудеть?»
« Нет, – говорит щенок, -Я умею только лаять - Гав-Гав, хочешь, научу?»
«Что ты, что ты!- испугался щенок,- Если я буду лаять , все пассажиры разбегутся». Попрощался пароходик с щенком и поплыл дальше.
Вдруг видит, бежит по берегу свинка.
« Свинка, а свинка! – позвал пароходик, - Ты не знаешь, как надо гудеть?»
«Что ты! Я умею только хрюкать, Хочешь, научу?»
« Нет, спасибо! Мне нужно вспомнить, как гудеть!» - сказал расстроенный пароходик, и поплыл дальше.
Плывет пароходик, вдруг послышалось ему веселое ржание, посмотрел он на берег, да это же лошадки резвятся.
« Может они мне помогут - подумал пароходик,- Спрошу и них», и
поплыл он к берегу.
Игра « Лошадки»:
Дети сидят на полу, психолог предлагает, превратится в лошадок.
- « скачем»: поочередно постукиваем руками по коленям;
- « гравий»: одновременно постукиваем руками по коленям;
- « песок» трем ладонь об ладонь;
- « кочка»: волнообразные движения руками от себя в перед,
со словом « Ух»;
- « яма»: движения руками из стороны в центр, перед собой,
со словом « Ах»;
- « приехали»: руки поднять над головой, потряхивая кистями,
кричать « У-У-У».
« Препятствия» встречаются в неопределенном порядке. Сначала лошади скачут медленно, постепенно темп увеличивается.
Продолжение сказки:
«Лошадки, Лошадки!- позвал пароходик, - Вы не знаете, как нужно гудеть?»
« Нет, – отвечают лошадки,- Мы говорим « Иго-го! Хочешь, и тебя научим?»
« Нет, спасибо,- ответил пароходик.- Если я буду кричать «Иго-го», то все решат, что я - лошадь, и я не смогу катать людей по воде».
Пароходик еще больше расстроился и поплыл дальше. Видит, сидит на листе кувшинки лягушонок.
Пальчиковая игра « Лягушки» ( 2-3 раза)
2- е веселые лягушки, сжимают руки в кулак и кладут
на колени.
Ни минуты не сидят, резко расправляют пальцы, рука
подпрыгивает над коленями
Ловко прыгают подружки, кладут ладони на колени
Только брызги вверх летят резко сжимают кулаки и опять
кладут их на стол.
Продолжение сказки:
« Лягушки, лягушки! Вы не знаете, как надо гудеть?» - спросил пароходик.
« Нет,- отвечали лягушки,- Мы умеем только квакать, хочешь, и тебя научим?»
«Нет, спасибо»,- вздохнул пароходик.
Совсем приуныл наш пароходик, уткнулся носом в берег и засопел.
И вдруг видит, сидит на берегу, маленький мальчик и грустит.
« Что случилось?- спросил пароходик.
« Да вот, я маленький и все меня учат,- со вздохом ответил малыш,- А я никого не могу научить».
« Вот и мне тоже очень грустно. Мне тоже никто не может помочь»- сказал пароходик и стал отплывать от берега, и тут он услышал: «Ду-ду-ду-ду!»
« кажется , что-то гудит?»- спросил пароходик.
«Это я играю на своей дудочке. Когда мне грустно, я всегда так делаю»- сказал мальчик.
« Я вспомнил!- обрадовался пароходик ,- Я вспомнил, как надо гудеть: «Ду-ду-ду»! Это ты меня научил.
И грустный мальчик засмеялся. А пароходик поплыл, по реке весело гудя: «Ду-ду-ду!»
3 Этап. Ритуал выхода из сказки: упражнение « Улыбка».
4 Этап. Обсуждение сказки:
- Понравилась сказка?
- Про кого она?
- Какие чувства испытывал пароходик, когда ему никто не мог помочь?
- Кто помог пароходику?
- Почему грустный мальчик засмеялся?
Конспект развивающего занятия по сказке
« Заяц - хвастун».
( для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, согласовывать свои действия с действиями других. Снятие эмоционального напряжения.
Снятие психоэмоционального возбуждения.
Материал: дорожка из материала.
- Этап. Ритуал входа в сказку. « Волшебная дорожка».
Психолог раскладывает на полу дорожку, Дети проходят по ней друг за другом и попадают в сказку.
- Этап. Рассказывание сказки:
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо. Всего было вдоволь, тепло, сухо в лесу. Целыми днями бегал заяц по лесу и горя не знал. Но вот пришла зима, замело снегом траву да кусты и стало зайцу голодно и холодно в лесу.
Психогимнастика « Солнце землю греет слабо».
Солнце землю греет слабо, руки вытянуть вперед, ладонями
вверх.
По ночам трещит мороз, сжимаем и разжимаем кулаки.
Во дворе у снежной бабы, разводим руки в стороны,
поднимаем вверх, образуя круг
Побелел морковный нос, показать нос.
В речке стала вдруг вода, волнообразные движения руками.
Не подвижна и тверда, руки неподвижные перед грудью.
Вьюга злиться, быстрые круговые движения
руками, перед собой
Снег кружится, движения становятся медленные,
плавные.
Заметает все кругом, движения руками из стороны
в стороны.
Белоснежным серебром опускаем руки и садимся на
корточки.
Продолжение сказки:
Вот забрался заяц раз к одному крестьянину в сарай, сено воровать,
видит: там уже много зайцев собралось, и начал он им хвастать:
« У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Наелись зайцы сена вдоволь и в лес вернулись. Встретилась им в лесу ворона, рассказали ей зайцы про хвастунишку. Полетела ворона в лес, зайца искать. Искала она, искала да и нашла его под кустом и говорит:
« А ну, скажи, как ты хвастался?»
Этюд на отражение отрицательных черт характера: « Заяц хвастун».
Дети делятся на пары: 1-н хвастает: « У меня не усы, а усища, не лапы, а лапища, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь», а другой слушает; затем они меняются местами.
Продолжение сказки:
Потрепала его ворона за ухо и говорит:
« Смотри, больше не хвастай!»
Испугался заяц и обещал больше не хвастаться.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг послышался лай, бегут по дороге собаки. Не успела ворона взлететь с забора, собаки набросились на нее и стали ее трепать. Увидал это заяц и подумал: « Надо бы вороне помочь», вышел он из-за куста и подошел поближе. Заметили собаки зайца, бросили ворону, да и побежали за ним. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем из сил выбелись и отстали. Вернулся заяц опять к забору, ни как отдышаться не может, видит опять сидит на заборе ворона.
Психогимнастика « Вороны»:
Вот под елочкой зеленой, дети машут руками
Скачут весело вороны, прыжки на месте
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали, машут руками
Спать ребятам не давали, грозим пальцем
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают, садятся на корточки
Спят вороны, отдыхают, кладут руки под щеку.
Продолжение сказки:
Отдышался заяц и подошел к вороне.
« Ну, говорит, ему ворона,- Ты молодец: не хвастун, а храбрец!»
3 Этап. Ритуал выхода из сказки. « Волшебная дорожка».
4 Этап. Обсуждение сказки:
1. Понравилась сказка?
2. Про кого она?
3. Как вы думаете, правильно ли поступал заяц в начале сказки?
4. За что ворона оттрепала зайца за уши?
5. Изменилось ли мнение вороны о зайце?
6. Что на это повлияло?
Рекомендованная литература:
- О.В. Хухлаева « Практические материалы для работы с детьми 3 -9
- лет». М. 2005 г.
- Л.В. Чернецкая « Психологические игры и тренинги в детском
- саду».Р –на Д.2006 г.
- М.И. Чистякова « Психогимнастика».
- Е.А. Алябьева « Психогимнастика в детском саду» М. 2003 г.»
- « Практика сказкотерапии» под ред. Н.А. Сакович. С – П. 2007 г.
- И.Е. Аверина « Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М. 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности музейной педагогики в развитии эмоционального опыта старших дошкольников.
В последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей данной возрастной группы. По мере развития у дошко...
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Интеллектуальное развитие старшего дошкольника при подготовке в школу
Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. ...
Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...
Технологические карты занятий по экономическому развитию старших дошкольников
Цикл занятий по экономическому воспитанию старших дошкольников...
"Компьютерные игры и их влияние на познавательное развитие старших дошкольников"
Выступление на методическом совете Центра дополнительного образования "Творчество" г. Владикавказа...
Конспект ООД по познавательному развитию старших дошкольников на тему "Наша Родина - Россия"
Расширение представлений детей о "большой" и "малой" Родине, ее символах....