Как удержать внимание класса и провести незабываемый урок(выступление на МО)
материал
Методы и премы привлечения внимания класса на уроке. Клиповое мышление. Признаки невнимательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uderzhat_vnimanie.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МО учителей начальных классов март 2019г.
Подготовила Якушкина И.А.
«Как удержать внимание класса и провести незабываемый урок»
Устойчивое внимание начинает активно развиваться только к 9 -10 годам. До этого времени внимание имеет, как правило, непроизвольный, неустойчивый, кратковременный характер.
Важно сформировать у ребенка привычку быть внимательным, так как недостаточное развитие внимания влечет за собой ряд проблем
Причины
В первую очередь необходимо выяснить, что вызывает отсутствие концентрации и внимания со стороны ученика.
Незначительных поводов может быть много, но основными выступают следующие факторы:
- психологические проблемы;
- синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ);
- отсутствие дисциплины и заинтересованности в предмете;
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – називается, расстройство внимания с гиперактивностью или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Это не психическое заболевание, а врожденное нарушение функции самоконтроля. Его можно скорректировать при правильном и внимательном подходе.
Клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).
Клиповое мышление — особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.
Клиповое мышление имеет и плюсы и минусы
- В современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок.
- Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией.
- Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения
Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки
- У школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго
- Снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению
- Выражение мысли сводится к очень тезисному изложению
- Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.
- Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию.
Признаки невнимательности:
- Ребенок не может сосредоточиться на деталях, допускает ошибки по невнимательности
- Существует неспособность удержать внимание и вслушиваться в обращенную к ребенку речь
- Повышенная отвлекаемость
- Ребенок не может довести дело до конца самостоятельно, без посторонней помощи и напоминаний
- Негативное отношение к заданиям, где от ребенка требуется напряжение
Избежать таких проблем можно, если учесть индивидуальные особенности ребенка, и применять упражнения, которые направлены на развитие внимания.
Вычеркивание букв
За основу этого упражнения взят тест Бурдона, который направлен на выявление развития концентрации, устойчивости, а также переключаемости внимания. Вам понадобится лист бумаги, на котором в случайном порядке рядами расположены буквы. Вместо букв можно использовать цифры, фигуры. Можно взять текст из газеты или журнальный текст.
Цель: необходимо вычеркивать заданную букву (знак или фигуру), которая была указана в инструкции.
Варианты упражнения:
- вычеркивать сочетания букв («СО», «КА»);
- вычеркивать одну букву, другую обводить;
- одну букву (цифру, фигуру) подчеркивать, другую вычеркивать;
- использовать буквы русского и английского (немецкого, французского и т.д. в зависимости от изучаемого ребенком языка);
- сочетать буквы и цифры (фигуры-буквы, цифры-фигуры).
- Найди слова
- Данное упражнение является модификацией теста Мюнстерберга, который направлен на диагностику избирательности и концентрации внимания.
- Задача: максимально быстро читая текст, обвести слова.
- Инструкция:
- « Перед тобой лист бумаги, на котором имеется набор букв, среди которых «спрятаны» слова. Быстро читая этот текст, тебе необходимо найти все слова. Здесь их восемь (пять, десять)». Количество спрятанных слов будет зависеть от ваших целей и особенностей развития внимания ребенка. Лучше начинать с более простых заданий, постепенно усложняя, добавляя по 2-3 слова с каждым новым выполнением. Это позволит создать ситуацию успеха и будет мотивировать ребенка добиваться новых высот в выполнении упражнения.
Методы и приемы привлечения внимания детей на уроке
Сильный голос — прием, педагогов, умеющих "руководить классом".
В рамках данного приема учителя используют пять навыков.
- Лаконичность. Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции.
- Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать.
- Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.
- Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать.
- Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее.
Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке.
Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.
- Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока.
- Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен.
- Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно.
- Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих.
- Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных.
- Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок.
Будьте тверды и спокойны
1. Ловите на раннем этапе.
2. Благодарность обладает огромной силой.
3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе.
4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований.
7 способов удержать внимание класса и провести интересный урок
«Pomodoro Revision»
Занятия делятся на сессии по 20-25 минут, а после них всегда идёт пятиминутный перерыв для восстановления внимания.
Удачная замена
Ученики могут заменить учителя на уроке со своими сверстниками — в умелых руках это приём даст хороший результат
Упражнения на принятие решений.
Попробуйте создать упражнение, в котором нужно показать не только свои знания, но и понимание материала
Короткие презентации.
Ученики могут подготовить презентацию на узкую тему, рассказать о том, что они сейчас изучают, провести небольшое исследование на уроке и сразу же представить его результаты.
Тренировка публичных выступлений.
Практикуйте короткие выступления на каждом уроке.
Это поможет развить множество навыков. Навыки публичного говорения, уверенность, грамотность, хорошее знание предмета — четыре вещи, которые нужно тренировать регулярно
Квест на конкретную тему
Это хороший запасной вариант, чем занять учеников в конце учебной недели вне зависимости от предмета. Квест может быть как простым, так и сложным — вы решаете это сами.
Креативный бриф Позвольте ученикам самим придумать настоящую рекламную кампанию, нарисовать рекламный плакат или написать текст, а потом убедить в правоте своей идеи аудиторию.
Источники информации
"От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений« - https://www.ozon.ru/context/detail/id/22423101/
https://www.teachertoolkit.co.uk/2019/01/10/friday-afternoon/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Если ты можешь удержать внимание детей-ты можешь их обучать"
Если рассматривать структуру учебного процесса, то можно выделить два его субъекта: это учитель и ученик. Основная задача учителя всегда являлась умение передать знания учащимся, но на сег...
Использование знаково - символической наглядности на уроках.Выступление на педсовете.
Особую группу познавательных УУД составляют знаково - символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эти средства - элемент медиаобразовательных технологий....
Как удержать внимание учеников на уроке в 1 классе. Рекомендации учителю.
Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первок...
Формы работы на уроках Выступление на педсовете
Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик...
«Как удержать внимание и интерес обучающихся на логопедическом занятии в начальной школе?»
Интерес - лучшее побуждение к занятию.У ребенка возникает интерес, значит он быстрее будет достигать результатов....
Структура современного урока (выступление на райнном семинаре учителей начальных классов)
Главный принцип деятельности можно проиллюстрировать древней мудростью:"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". У...