Использование знаково - символической наглядности на уроках.Выступление на педсовете.
статья на тему
Особую группу познавательных УУД составляют знаково - символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эти средства - элемент медиаобразовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме:
Использование знаково-символической наглядности
(универсальные действия) на уроках.
Важнейшей задачей современной системы образования, в соответствии с ФГОС второго поколения, является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Все у.у.д. подразделяются на 4 большие группы, и одной из этих групп являются познавательная деятельность. Она создаёт условия развития личности. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Особую группу познавательных общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из предметной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- кодирование / замещение (использование символов вместо реальных объектов);
- декодирование / обратный перевод
Знаково-символические или условно-знаковые средства – это один из видов самой большой группы визуальных средств обучения, элемент медиаобразовательных технологий. Знаково-символические средства: знаки, рисунки, символы, схемы, планы, графики, диаграммы, чертежи. Начиная с 1 класса, учащиеся сразу же работают со знаками: буква – это знак звука, цифра – знак количественного обозначения предметов. Далее, знаково-символические действия моделирования присутствуют на уроках русского языка при разборе слов по составу, фонетическом разборе, построении схем слова и предложения. В математике - построение схем к задачам, состав числа, решение уравнений, графы, диаграмма Венна. Умение строить модели и работать с ними является важным звеном при решении задач. Ведь словесный текст можно перевести на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Даже на уроках технологии (инструкционные карты при изготовлении поделок, чертежи и планы объекта), музыки и литературного чтения используется знаково-символическое моделирование. Единая композиционная схема построения присутствует во всех волшебных сказках. Инвариантными единицами, помогающими увидеть структуру и смысл сказки, являются устойчивые элементы, функции действующих лиц, поступки, значимые для дальнейшего повествования. В сказку включены следующие функции: «добрый и злой герой», «отправка», «волшебный предмет», «беда», «испытание», «встреча», «борьба и победа», «возвращение». Сказка представляется как определенная последовательность, чередование функций в различных сочетаниях и вариантах. Построение схемы последовательности событий осуществляется с помощью знаковых средств, которые выступают опорами, средствами материализации и перевода текста в графический план. Чрезвычайно важным при этом является сохранение у детей целостности сказки, ее таинственности, волшебства. Используемая знаково-символическая наглядность текста не должна приводить к потере всего этого у детей, к снижению эмоциональной настроенности. А наука об условных обозначениях (знаках) называется семиотикой. Проблемой знака занимались многие учёные: Леонтьев А.Н, Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Первым ученым, который обратил внимание на проблему роли знака в школе - Л. С. Выготский. Он считал, что овладение новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития и позволяет подготовиться к обучению в основной школе, сделать обучение более успешным. Совершенствование семиотической функции у детей будет способствовать полноценному формированию знаний. Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе, в частности, все возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности. Итак, информация может быть представлена не только в устной и письменной форме естественного языка, но и в условных формах: знаках и символах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пошаговый контроль с использованием знаково-символических средств.
Статья посвящена проблемам диагностики метапредметных умений в соответствии с ФГОС НОО второго поколения....
Использование знаково-символических средств по окружающему миру.
Учебно-методический материал....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...
Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.
Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых ин...
Задания 2. Использование знаково-символических средств для решения задач
Задания для подготовки четвероклассниов к ВПР...
Использование алгоритмов и знаково-символических средств при обучении орфографии в практике начальной школы
Данный материал, используемый учителями на уроках русского языка, поможет учащимся начальной школы легче запоминать и осваивать правила орфографии...
Выступление на педсовете по теме "Развитие знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников"
В статье рассказывается какие функции выполняют знаково-символические действия. Деление опытом....