Занятие по скорочтению 2 класс. "Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов"
план-конспект занятия (2 класс)
Познакомить с общими правилами разгадывания ребусов, закреплять у учащихся умение разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_skorochteni._razgadyvaem_rebusy._zagadki._sharady_iz_slov.docx | 888.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по скорочтению № 8
Тема: Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов.
Цель: закреплять у учащихся умение разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов. Познакомить с общими правилами разгадывания ребусов.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах занятия, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Приемы и методы
Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений.
Ход занятия.
- Организационный момент (1 минута)
- Дыхательная разминка (2 минуты)
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
И – Э – А – О – У – Ы
- Речевая разминка (6 минут)
а) Слоги:
ар ор ур ыр
ра ро ре ря
рар рир рок рер
тыр сар рян рюн
рты рсю рлы лрю
б) Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
в) Упражнения для дикции:
Ткет ткач ткани на платье Тане.
- Загадка (5 минут)
- А вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды?
- Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.
Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь.
Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз).
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Замечательный дружище -
Деревянная ручища.
Он у плотников в почете:
Колет, рубит - весь в работе.
(Топор)
По тропинкам, по низинкам
Ходит лесом невидимка,
Повторяя вслед за мной
Все слова в тиши лесной.
(Эхо)
Где вода из года в год
Не бежит и не течет,
Не поет и не журчит,
А всегда столбом стоит.
(В колодце)
Он выходит жарким летом
В белый пуховик одетым.
Но подует ветер – вмиг
Облетает пуховик.
(Одуванчик)
Спинка есть, четыре ножки,
Не собака и не кошка.
(Стул)
- Ре́бус (10 минут)
Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Запомните эти правила.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ
1) Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
2) Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например, «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
3) Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.
Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».
4) Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в».
Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:
В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.
5) Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».
Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:
6) Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».
7) Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу.
Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:
Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» — можно изобразить так:
8) Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по».
Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:
9) Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у».
Например: «Л-у-к», «д-у-б»:
10) Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.
Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».
11) Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства
Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:
12) Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:
13) Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».
14) Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:
Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.
В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.
6. Разгадывание ребусов (5 минут)
- Давайте теперь попробуем разгадывать ребусы.
Прочтите название русской народной сказки (Теремок)
Прочтите название русской народной сказки (Колобок)
- Шарада (5 минут)
Шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.
Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Начало - голос птицы, | С К я в школе на стене, | Хоть мала я, но взгляни: |
В тетради я бываю | Мой первый слог — на дереве, | Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в капели капает вода. Местоимение - слог второй, А в целом - школьный столик твой. (Пар + Та = Парта) |
- Итог занятия (1 минута)
- Наше занятие подошло к концу, все молодцы!
- Дома потренируйтесь отгадывать шарады и ребусы.
- Спасибо за внимание и активность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Загадки- шарады " с Бородинского поля
Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории, а так же при проведении внеклассных мероприятий.Ответы на загадки - шарады можно найти В стихотворении М.Ю...
Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"
Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...
Материал для занятий по скорочтению
В книге даны упражнения, задания, которые помогут учителю составить занятия по скорочтени.в зависимости от возраста учащихся...
Музыкальные ребусы, загадки.
К урокам музыки интересная подборка ребусов, загадок....
"Развитие универсальных учебных действий на занятиях по скорочтению в начальной школе"
В статье речь идет о формировании навыков беглого осознанного чтения учащихся....
Занятие по скорочтению для первоклассников.
Занятие по скорочтению для первоклассников.(Разработчик Бутылова Н.П, 2017г.)...
"Осень в пословицах, ребусах, загадках"
Презентация про осень, с использованием различного занимательного материала....