Из опыта работы по введению ФГОС для детей с ОВЗ
статья
Стпатья подготовлена опубликована в сборнике ГОУ ДПО ЛОИРО, в ней обощен опыт работы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 124.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. (Из опыта работы ОУ).
По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в России рождается около 30 000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями. Среди приоритетов, заявленных в Концепции развития образования до 2020 года, были и остаются доступность и гарантированное право на получение качественного образования каждым ребенком независимо от места его проживания и материального достатка, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Анализируя особенности обучающихся нашего образовательного учреждения (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»), можно отметить, что значительную часть занимают дети с ограниченными возможностями здоровья. В диаграмме представлено процентное соотношение различных категорий школьников.
19 % всех обучающихся школы – это дети с задержкой психического развития. Категория детей с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Все они испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Основные принципы, на основе которых построено обучение таких детей в нашей школе это индивидуализация, коррекционная направленность, воспитывающий эффект обучения, социализация в коллективе. В системе работы с детьми с ЗПР предусматриваются создание щадящего режима интеллектуальных и физических нагрузок на ребенка, рациональное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности, что оптимизирует умственную работоспособность школьников.
Мы считаем очень важным начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, поэтому наиболее эффективен вариант с самого начала обучения именно в специальном коррекционном классе. Такие классы формируются в нашем учреждении ежегодно, туда зачисляются дети по решению муниципальной медико-педагогической комиссии.
В школе создана система сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-медико-педагогический консилиум наблюдает динамику развития школьников, по результатам обследования дает рекомендации для специалистов и представляет материалы для прохождения муниципальной ПМПК. Учителя-предметники, педагоги начальных классов, психолог и логопед тщательно ведут мониторинг личных достижений ребят. Анализируя опыт работы учителя коррекционного класса Кукушкиной Н.О., можно отметить, что педагог ведет кропотливую работу по учету учебных достижений обучающихся на протяжении всей начальной школы. Данные мониторинга передаются учителям предметникам, так как они необходимы для правильной организации уроков.
Систематическая работа дает хорошие результаты. В результате анализа заключений ПМПК положительная динамика наблюдается у подавляющего большинства школьников коррекционных классов.
Динамика обучающихся 6 класса за три года.
2014 г | 2015 г | 2016 г | |
положительная | 71 | 76 | 68 |
незначительная | 29 | 24 | 32 |
Динамика обучающихся 4 класса за три года.
2014 г | 2015 г | 2016 г | |
положительная | 73 | 81 | 91 |
незначительная | 27 | 19 | 9 |
По результатам работы специалистов можно также отметить определенные достижения.
Следующим важным моментом стало использование специальные методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих развитие детей и необходимую коррекцию недостатков. Поскольку внутри класса дети также различны, требуется еще и внутриклассная дифференциация. Нужно индивидуализировать обучение в значительно большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка. В учебных планах специальных классов предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В зависимости от рекомендаций ПМПК их может проводить учитель, логопед, психолог. Это и тренинги по развитию высших психических функций, и занятия по развитию связной речи, и расширение представлений об окружающем мире и др. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
С 1 сентября 2017 года школа начала работу по введению Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ. Мы являемся участниками регионального эксперимента по апробации нового стандарта. В мае 2017 года будут подведены итоги 1 (подготовительного) этапа.
Существует ряд проблем, которые требуют решения. Школа пока не имеет в своем штате педагогов-дефектологов, в систематической помощи которых нуждаются дети с проблемами в обучении.
В планах школы улучшение материальной базы классов коррекции: приобретение специального оборудования, создание комнаты психологической разгрузки.
07.04.2017
С.В.Полякова
В.Л.Лях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с...
Из опыта работы (презентация) "Реализация ФГОС НОО: первые результаты и опыт"
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призв...
Из опыта работы по реализации ФГОС
Выступление на пед.совете...
Что изменилось в моей работе с введеним ФГОС.
Новые подходы в организации учебного процесса ....
Что изменилось в моей работе с введением ФГОС
Новые приемы и методы работы....
Предоставления опыта работы по внедрению ФГОС НОО (открытые уроки)
1) Приказ № 86 от 13.02.2017 г "Об организации и проведении Презентации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС на базе МБОУСОШ п. Пионерский в 2016 - 2017 учебн...
Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ
Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы....