Что изменилось в моей работе с введением ФГОС
материал на тему
Новые приемы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_izmenilos_v_moey_rabote_s_vvedeniem_i_realizatsiey_fgos.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.
Совершенно новым для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.
Что изменилось в моей деятельности как учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Я считаю, основное, что нужно изменить в своей педагогической деятельности, это систематически применять системно-деятельностный подход в обучении. Если до введения документа это было моей личной инициативой , то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД.
Теперь
подготовка к уроку занимает больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока приемущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.
Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные). Деятельность учеников станет интереснее и разнообразнее.
Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.
Участниками образовательного процесса активно используют ИКТ-технологии.
По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.
Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.
- К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
- Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть порой оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Работу в парах я начинаю вводить с первого класса. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомлю с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, возражать, помогать, исправлять, дополнять, оценивать просить о помощи, внимательно слушать ответ.
Работу в парах организовываю как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т. е. на любом этапе урока.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, и т. д.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Группы формирую по уровню овладения учебного материала, а также за счёт определённой расстановки мебели.
Дети, работая группами: решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения; составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа;
разгадывают кроссворды, головоломки.
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю зиму?»
При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.
Интересный приём «Ручеёк».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.
Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказываю помощь.
Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».
Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию. Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Предлагаю обсудить в группе свой материал, выяснить, какие сведения представляют особый интерес, подготовить коллективный пересказ (опоры, схемы). Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой группы.
Работу в парах, группах провожу систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе. Обучение строю на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдаю проблемно-поисковому подходу.
Из этого следует, что выпускник начальной школы — это человек любознательный, активно познающий мир; любящий родной край и свою страну; владеющий основами умения учиться; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; знающий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей. Можно отметить, что повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, они с увлечением принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Воспитываю детей радостью, передавая им свой оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Даю определённые знания, умения, но считаю, что гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Ведь это и есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Поэтапное введение ФГОС нового поколения" из опыта работы. Материал в помощь учителю прилагается
В 2010-2011 уч. году я работала по ФГОС нового поколения. Поэтапное введение и апробация стандартов 2 поколения успешно осуществляется. Опыт своей работы представлен в ресурсе....
Новые принципы работы школы в условиях введения ФГОС НОО
В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и ...
«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).
Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...
Что изменилось в моей работе с введеним ФГОС.
Новые подходы в организации учебного процесса ....
ЭССЕ. ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС?
Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по образованиюСанкт–Петербургская академия постдипломного педагогического образования Программа повышения квалиф...
Приказ о подготовке и проведении педагогического совета по теме «Введение ФГОС ООО. Системно – деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выступление по теме: «Формирование УУД в условиях ФГОС второго поколения»...
Из опыта работы по введению ФГОС для детей с ОВЗ
Стпатья подготовлена опубликована в сборнике ГОУ ДПО ЛОИРО, в ней обощен опыт работы с детьми с ОВЗ...