Тренинг для учителей и воспитателей "Особенности взаимодействия с учениками"
рабочая программа
В последнее время многие учителя и воспитатели начальной школы испытывают разнообразные трудности во взаимодействии с учениками. Тренинг направлен на помощь учителям и воспитателям в простраивании отношений с учениками. В нем отрабатывается несколько стратегий взаимодествия, которые могут положительно повлиять на ситуацию в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_treninga_dlya_uchiteley_i_vospitateley.docx | 48.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий тренинга для учителей и воспитателей «особенности взаимодействия с учениками»
- Сосчитай до 20. Участники должны досчитать от 1 до 20 (до числа равного количеству участников тренинга). При этом каждый может назвать только одно число, одно и тоже число нельзя называть два раза подряд и двум участникам одновременно.
- Ребенок – это. Передаем мячик по кругу, выписываем качества на доске. Разговор о современном школьнике, какой он? Каковы его личностные качества
- Психологический профиль первоклассника. Составить профиль. Раздать таблицы.
Слайд Психологический профиль первоклассника Обсуждение характеристик.
- Встреча с детством.
Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Спросите у нее, что она хочет от своих учителей? Какие они должны быть?
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру.
Обсуждение в кругу. Чего вы хотели от взрослых, от учителей? Чего вы ждали от них?
Слайд. Структура ученического счастья
Слайд. Поддержка
Поддержка – это та основа, на которой строится конструктивное взаимодействие с учениками. Поддержки много не бывает.
Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами.
Мы портим ребенка, когда:
- видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,
- делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя,
- «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.
- Слепой и поводырь. Найти разложенные по классу блокнотики. Ищет Слепой, поводырь ему помогает. Пишем в блокноте свое имя на первой странице. При обсуждении обратить внимание, что чувства, которые испытывали во время выполнения задания и есть поддержка – забота о другом человеке.
Слайд интеллектуальная состоятельность.
Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия ошибок.
- Стратегия 2. Формирует веру в успех
- Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело. Ограничивайте время ваших заданий. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Самоодобрение
- Стратегия 3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах
- Анализ прошлого успеха. Повторяйте и закрепляйте успехи.
- Стратегия 4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития
- Наклейки «Я могу». Альбомы достижений.
- Стратегия 5. Отмечайте достижения
- Аплодисменты. «Звезды и наклейки». Награды и «медали». Выставки достижений. Позитивная изоляция. Самопризнание.
- Мячик по кругу. Ценность ошибки, как попытки. Какую ошибку Вы допустили за последнюю неделю. Чему она вас научила.
- Переделываем качества. Ищем сильные качества своих учеников.
- Блокнот. Самоодобрение.На 2 странице блокнота записываем свое сильное качество, по желанию можно озвучить.
Слайд Общая деятельность.
Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
- Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса
- Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач. Поощряйте выражение учениками своего мнения.
- Принимайте правила вместе с учениками.
- Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь Другим
- Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу
- Мячик по кругу. Выражение признания и одобрения друг другу. Я уважаю тебя за …
- Поменяйтесь местами те, кто…
Слайд коммуникативная составляющая.
Стратегия | Говорит учитель | Слышит ученик |
Принятие | Ты – хороший … | Я – хороший … |
Внимание | Я вижу тебя | Я что-то значу |
Уважение/Признание | Спасибо тебе за … | Мои усилия замечены |
Одобрение | Я знаю о тебе что-то замечательное | Я - состоятелен |
Теплые чувства | Ты мне нравишься | Кто-то заботится обо мне |
Принятие – фундамент всех остальных составляющих
- «Ты мне нравишься, потому что это — ты»
- Принимать того, кто делает, а не то, что сделано.
- Принимать личностные особенности ученика.
Слайд Внимание.
Дарить позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя и воспитателя.
- Приветствия
- Выслушивайте учеников
- Научите учеников просить внимания
- Поприветсвуем Шапокляк. Приветствия. Сказать что-то хорошее. Одобрить, какое-то качество или элемент одежды и т.д.
Слайд. Уважение/признание очень нужно любому человеку вне зависимости от возраста
- Признание – это оценка результата деятельности
- «Я-высказывание»
- Фокусирование на настоящем
- Письменные признания
Учите ученика просить признания
Слайд «Я-высказывание»
Используйте трехчастную форму для признания, то есть описывайте последовательно
- действие ученика и его результат,
- что вы чувствуете или думаете о нем,
- позитивный эффект от него.
- Разбивка на пары.
- Просим признания (1 участник) (говорим вслух о своих достижениях за последнюю неделю) и я-высказывание (2 участник), потом меняемся ролями. Обсуждение, что было проще, где были сложности.
Слайд. Одобрение.
Одобрение
Одобрение мы высказываем ученикам, показывая, что нам нравятся черты их характера или попытки что-то сделать (даже безрезультатные), или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает учеников в уверенности, что в них есть что-то хорошее
«Мне нравится твоя доброта» и т.д.
- Написать одобрение в блокнотике. Передаем блокнотики по кругу и пишем в них одобрение, отдельно на странице.
Слайд. Теплые чувства
Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или чего не сделал. Ведь на самом деле ученику от вас нужно подтверждение: «Я любим без всяких условий. Мой учитель не перестанет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой учитель любит меня, потому что я — это я».
Теплые прикосновения
- Массаж по кругу.
- Первая учительница (если хватит времени)
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.
Закройте глаза и представье себя в 1 классе. Вы сидите за партой. Перед вами ваша учительница. Вспомните, какая она, ка кона одета, какая у нее прическа. Что она делает? Сидит, стоит? Какой у нее голос? Что она она вам говорит и как она говорит? Вспомните, как она относилась к вам и вашим одноклассникам, ругала вас, хвалилиа, поддерживала…. Вспомните, как она объясняла вам новый материал, как оценивала ваш работу, какая была обстановка в классе? Любили ли вы ее, а ваши одноклассники?
Откройте глаза и подумайте, похожи ли вы на вашу учительницу? Чем вы отличаетесь? Вспомните, чего вам хотелось от нее? Стала ли она для вас примером или наоборот антиподом?
- Обсуждение по кругу по желанию.
20. Заключение. Спасибо за… Передаем мячик по кругу и рефлексируем. 21. Выдача открыток-грамот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»
Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...
Тренинг для учителей "Синдром профессионального выгорания"
Цель : создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей....
Тренинг для учителей на тему: "Учитель-ученик"
Педагог – это источник побед и проблем, которые обнаруживаются у ребенка. Каждый психолог знает, что существует проблема совместимости в учебном и воспитательном процессе. Не секрет, что некоторые учи...
Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...
Педагогический тренинг для учителей
Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализации лично...
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...
Психологический тренинг для учителей по физической культуре «Если все вокруг надоело…»
Профилактика эмоционального выгорания, профилактика стрессов, создание положительного эмоционального фона в работе учителей по физической культуре в начальной школе....