Исследовательская деятельность младших школьников
учебно-методический материал
Данная статья объясняет необходимость использования технологии "Исследовательская деятельность" на уроках и внеклассной работе, раскрывает её положительные стороны. В исследовательской деятельности у детей формируются умения, которые им необходимы на протяжении всего образовательного процесса, формируются навыки самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младших школьников
Дети – это исследователи по своей природе. Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
В настоящее время перед учителем начальной школы стоит сложная задача. Как донести учебный материал до сознания обучающихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Все эти вопросы связаны с поиском наиболее продуктивных методов обучения, одним из которых является исследовательский.
Школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 обучающихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? В классе было проведено исследование. Детям было предложено изучить учебный материал по теме «Вода» самостоятельно, читая материал в учебнике. В следующем этапе учитель объяснил тему, используя словесные методы, далее рассказ сопровождался наглядностью, в четвёртом этапе была детям предложена презентация и видеофильм. На пятом этапе дети участвовали в дискуссии по теме урока. В конце исследования ребята приняли участие в опытах, самостоятельно выдвигали предположения, анализировали, формулировали выводы. Исследования показали, что ученик запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%.
Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств. В связи с этим учебный процесс ориентирован на ребенка, как активного участника в познавательной деятельности.
Для получения высоких результатов в обучении необходимо использовать системно-деятельностный подход. Сравним результаты обучения при разных способах подачи учебного материала.
При изучении леса на доске записываются слова, которые ассоциируются у детей с этим словом. Затем в самостоятельной работе со стихотворением они выделяют дары леса, выстраивают схему: «Что дает нам лес?». Далее осуществляется детьми поиск информации о растениях и животных леса, создаются сборники. В групповой работе ученики делают макеты леса. Далее они становятся участниками экологических ситуаций, решают задачи. В заключении проводится работа в системе RAFT. Детям предлагается выступить в роли леса и обратиться к жителям планеты со словами «Не навреди» в форме эссе. Проверка знаний учащихся осуществлялась в форме тестирования по системе Блума. Анализ работ показал следующие результаты: 4 ученика прошли только 1 уровень (знание и понимание учебного материала), 2 уровень (применение и анализ) прошли 11 человек, , 3 уровень (синтез и оценка материала) прошли 10 человек.
В сравнении с результатами тестирования по теме «Степи», где материал был изложен с использованием объяснительно-иллюстративных методов, прослеживается рост качества обучения на 21%.
Эффективным в учебном процессе также является метод проектов, где деятельность учеников также часто носит исследовательский характер. Необходимым условием для выполнения обучающимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении, должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации. Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Сущность метода проектов
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у обучающихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Формирование исследовательской культуры у обучающихся
В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Эта технология позволила
- усилить мотивацию учебной деятельности;
- изменить качество учебного процесса;
- повысить успешность обучения;
- повысить интерес учащихся к предметам;
- в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширить их кругозор;
- дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Список используемой литературы:
- Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании [Текст] / Ю.В.Громыко, Н.В.Громыко // Школьные технологии. – 2005. - №2. – С. 66-69.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст] / Н.И.Дереклеева. – М. : Вербум – М, 2001.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы [Текст] / С.Г.Щербакова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...