Творческие задачи как средство достижения образовательных результатов ФГОС учащихся начальной школы
статья
Предварительный просмотр:
Дюба Галина Карловна
Учитель начальных классов
ГБОУ Лицей 554
Приморского района
Санкт - Петербурга
Творческие задачи как средство достижения образовательных результатов ФГОС
учащихся начальной школы
Оглавление
Введение:
Образовательные результаты ФГОС ОНО …………………………………………3
- Значение творческих задач в начальной школе……………………………………5
2. Развитие творческих способностей …………………………………………… 8
3. Формы организации при выполнении творческого задания ………………,,,,,,,,,,.9
4. Типы творческих задач ……………………………………………………………12
5. Примеры творческих задач …………………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………………………………17
7. Список литературы……………………………………………………………………18
Образовательные результаты ФГОС ООН
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Определяются основные задачи и направления развития системы образования, ценностные ориентиры начального образования.
Необходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.
Скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, необходимого для совершенствования технологий и уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки, ставят задачу создания мобильной системы непрерывного образования, направлений перестройки как среднего общего образования, так и начального. Но усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированному умению у учащихся учиться. Перегруженность учащихся начальной школы, как фактор риска соматического, нервно - психического и психологического здоровья детей, требует снижения учебной нагрузки без ущерба для качества образования.
Новые тенденции образовательного процесса находят отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.
Необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к меж предмет- ному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно специфические для каждого учебного предмета действия и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) действиями. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к сознательному и активному саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностный
- регулятивный (включающий также действия само регуляции)
- познавательный
- коммуникативный
Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Следует выделить три вида личностных действий:
- самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценки
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
- нравственно – этическая ориентация
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
- контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
- само регуляция - как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
Познавательные универсальные действия включают: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака - символических средств; общих схем решения; выполнение логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
На современном этапе общественного развития главной задачей , стоящей перед системой образования, является всестороннее содействие становлению и формированию личности, способной быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, находить качественно новые пути решения разнообразных проблем, ориентироваться в возрастающем потоке информации и выделять из него те знания, которые необходимы для продуктивной работы, мыслить и действовать нестандартно, творчески.
В организации учебно - воспитательного процесса особенно востребованы те виды деятельности, которые развивают личность и обеспечивают ее творческое развитие.
1. Значение творческих задач в начальной школе
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии творческого мышления.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено , что последняя зависит от способности по- разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня креативности выделяют несколько интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
- беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени
- гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую
- оригинальность – способность производить идеи, отличающихся от общепринятых взглядов
- любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире
- способность к разработке гипотезы
- ирреальность – логическая независимость реакции от стимула
- фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией
- способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали
- легкость – быстрота выполнения текстовых заданий
- способность идти на разумный риск
- готовность преодолевать препятствия
- толерантность к неопределенности
- готовность противостоять мнению окружающих
- и. т. д
И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом, умение видеть альтернативу решения, альтернативу подходов к его поиску, умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня , обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявление тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».
Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством обучения материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его речи. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучению их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать ее графические изображения. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Многое зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи закрытого типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств, творческого мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи открытого типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большее число ответов. Ярким примером задач открытого типа служат нетрадиционные задания геометрического характера. Геометрия в курсе начальной школы по программе «Гармония» представлена незаслуженно скромно, хотя в ней заложен огромный потенциал для развития личности школьника.
2. Развитие творческих способностей
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям
- устанавливать причинно - следственные связи
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами
- рассматривать систему в развитии
- делать предположения прогнозного характера
- выделять противоположные признаки объекта
- выявлять и формулировать противоречия
- представлять пространственные объекты
- преодоление психологической инерции мышления
- оценивание оригинального мышления
- сужение поля поиска решения
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий, в которых ученик сам должен найти способ решения, применить знания в новых условиях.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
- содержание проблемной ситуации или противоречия
- возможность разного способа решения
- учет актуального уровня развития
- учет возрастных особенностей учащихся
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществление выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
3. Формы организации при выполнении творческого задания
Этапы выполнения задания | Формы организации | Возможности форм организации при выполнении творческих заданий |
Постановка Задачи | Индивидуальная | Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения |
Групповая | Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. | |
Коллективная | Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. | |
Сбор необходимой информации | Индивидуальная | Развивает исследовательские умения учащихся по организации необходимой информации |
Групповая | Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность , определять меру ответственности участников группы. | |
Коллективная | Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные способности учеников. | |
Решение | Индивидуальная | Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. |
Групповая | Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. | |
Коллективная | Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. | |
Анализ творческого продукта | Индивидуальная | Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать творческий продукт. |
Групповая | Позволяет демонстрировать совместный продукт. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами других групп. | |
Коллективная | Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата(на фоне класса). |
Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения задания и его уровня сложности.
Атмосфера творчества создается путем:
- Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность
- Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию
- Создание ситуации успеха
Творческие решения не могут быть правильными или неправильными, обращается внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и. т. д.
- Типы творческих задач
1.Логические задачи
- пространственное воображение
- вербальные задачи
- нахождение закономерностей
- логические задачи
- кроссворды
2.Изобретательские задачи
3.Фантазирование
4.Творческое чтение
5.Задачи о том, что нас окружает
- Примеры задач
Творческие задачи по русскому языку.
Решение познавательных задач поможет учащимся понять и запомнить правописание трудно запоминаемых слов, сформировать привычку вдумываться в слово.
Словарная работа
1.В древнем русском языке существовало слово ЛОП .Оно значило: «плоское расширение, лист.
Реши: какие слова произошли от этого слова, если они обозначают:
1.ручное орудие для копания с плоским расширением на конце
2.растение с широкими листьями
Объясни, почему в этих словах нужно писать букву «О», чтобы обозначит первую безударную гласную.
2.Из города Библ в Грецию привозили папирус – материал, который в древности заменял бумагу.
Реши:
1.какой предмет получил у древних греков название БИБЛИОН
2.какое русское слово образовалось из соседних слов БИБЛИОН и АПОТЕКЕ, что значит «склад, хранилище»
3.как называется в русском языке учреждение, в котором хранят и продают лекарства
Объясни правописание слов.
Литературное чтение (внеклассное чтение)
1.Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
Находчивый, никогда не унывающий и удивительно везучий капитан ВРУНгель. Невероятно позитивная книжка с искрометным юмором, где у капитана и его экипажа все всегда получается наилучшим образом и даже из самых затруднительных, казалось бы, ситуаций команда всегда выходит победителем!
Эта книга - сборник фантастических, но вполне логичных выдумок, которые рождаются из параллелей реальной жизни.
К примеру, разберем фрагмент V главы.
«При перевозке селедок нужен огромный грузовой пароход с большой командой, со сложными механизмами.
Как быть?
Противоречие: Селедок надо перевозить и не надо, так как это требует огромной затраты топлива.
В задаче использован ресурс идеальной селедки, то есть селедка сама себя доставляет в порт назначения.
Контрольный ответ.
Я углубился в изучение этого вопроса, и тут мне совершенно неожиданно удалось сделать одно важное открытие. После ряда наблюдений я установил с исключительной точностью, что каждая селедка – рыба, но не каждая рыба – селедка.
Это значит, что незачем тратить огромные средства, незачем набивать селедок в бочки, грузить на корабли и выгружать снова, где это понадобится. Не проще ли нагнать селедок в табун или стадо и гнать живьем до места назначения».
Все истории - это фантазия, не вранье, нет. Но, чтобы детям дать понять, что верить особо в такие выдумки нельзя, автор дает главному герою "говорящую" фамилию - ВРУНгель.
Капитан Врунгель - литературный брат барона Мюнхаузена, с тем лишь отличием, что его приключения происходят на море. Написанный в 30-е годы XX века роман интересен детям и сегодня, благодаря своему приключенческому сюжету и живому, весёлому языку.
После прочтения книги, анализа всех ситуаций (а они присутствуют почти в каждой главе), вывод напрашивается сам собой: из любой, даже самой сложной ситуации надо находить выход.
2.Сказка «Зоренька»
«Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время.
Жил - был царь Косарь. И была у того царя красавица дочь – царевна Зоренька. Как - то раз сказал царю звездочет, что потеряет он царство свое, если отдаст дочь замуж.
Пришла пора Зореньке замуж идти. Вот уж и первые три жениха у ворот стоят. А краше всех царевич Переяслав.
Назначил царь женихам испытание – жребий тянуть.
- Два камня я положил в золотой сосуд, - сказал Косарь. – Один камень белый, другой – красный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены и полцарства в придачу, а кто вытащит красный – не сносить ему головы.
Не испугались женихи, но не знали они, что царь Косарь два красных камня в сосуд положил. В первый день первый жених вытащил красный камень и ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же самое.
Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом царском умысле. Что же делать Переяславу? Отказаться – честь погубить и царевну потерять, не отказаться – с жизнью надо прощаться.
Обсуждаются все мнения детей, независимо от того, насколько их решения совпадают с «контрольным» ответом. Нередко дети придумывают решения более интересные, чем предлагается в сказке.
«Контрольный ответ».
На третий день подошел Переяслав жребий тянуть. Опустил он руку в сосуд, достал камень и поднял зажатый в кулак жребий высоко над головой.
- Знаю, что верно выбрал, не хочу и глядеть на камень! – и с этими словами царевич широко размахнулся и закинул камень в реку.
- Что за камень был у тебя в руке? – спросил судья.
- Белый. А если не верите, то проверьте тот, что остался! – ответил Переяслав.
Делать нечего, пришлось царю отдавать Зореньку в жены Переяславу, ведь в сосуде остался красный камень.
У сказки можно выделить две важные функции: нравоучительную и познавательную. То есть в сказках, так или иначе, присутствуют задачи. Решая их вместе со сказочными героями, ребенок познает реальный мир.
Подобную работу можно проводить и с баснями Эзопа.
Окружающий мир.
« Мозговой штурм»
1.Цветы выбирают цвет?
Цветы крупнолистной гортензии могут менять свой цвет! В одних палисадниках они розовые, а в других – белоснежно - белые или кремовые, в соседней деревне могут быть и голубыми. Причем все эти растения одного и того же вида.
Объясните это явление.
2.Мох – не совсем верная примета…
Известна народная примета: мох растет с северной стороны деревьев. Зная об этом, человек, заблудившись в лесу, может легко определить стороны света с помощью мха, растущего на деревьях.
Чем объясняется это? Всегда ли это так? А с какой стороны деревьев чаще растет мох в Австралии? И вообще, растет ли он там?
3.С весны некоторые сельские жители ловят жаб и выпускают их в огороды?
Зачем они это делают?
4.В болтах азербайджанских субтропиков живет маленькая лягушка – обыкновенная квакша, которая «путешествует» вместе с утками. В сказке «Лягушка-путешественница» два гуся несли в клювах прутик, за который держалась лягушка.
А как на самом деле «путешествует» лягушка?
Изобретательские задачи.
1.Шустрый поросенок.
У одного хозяина было 8 поросят. Один из них, самый шустрый, очень любил залезать во всякие дырки, а особенно в те, которые вели в огород. Хозяин не стал привязывать поросенка и заделывать дырки в заборе, а придумал такой способ, что поросенок не смог попасть в огород. Какой способ придумал хозяин?
Решение этой задачи показало, что дети видят разные варианты решений.
Наглядная геометрия
1.По углам квадратной клумбы стоят вазоны. Как увеличить площадь клумбы в два раза, не трогая вазоны.
2.Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги, перечеркнуть 9 точек (они удалены на равном расстоянии друг от друга)
Эти задачи универсальны тем, что их можно решать как на уроках математики, так и на окружающем мире при изучении темы «План, масштаб». А на уроке «Технология» задачу № 1 можно выполнить раньше, чем изучается тема «Площадь».
Заключение
Применение творческих задач способствует формированию следующих видов УУД
- регулятивных УУД: целеполагания, планирование, прогнозирование, самоконтроль, само регуляция
- познавательных УУД: логических (анализ и синтез объектов и явлений, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно=следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;)
- обще учебных: поиск информации, структурирование знаний, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов;
- коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачей и целью коммуникации.
Список литературы:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова.
- Решение творческих задач – сайт sool11belovo.ru
- О.А. Абдулаева. Межпредметные задачи в практической деятельности учителя. Учебно – методическое пособие. АППО СПб 2012 г.
- Творческие задачи по русскому языку. Л. В. Машевская, Л. В. Данбицкая – издат. Каро СПб 2003 г.
- Е. Чернихович – Винни – Пух решает вслух
- А. Гин, И. Андржеевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает.
- Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе. Под ред. В.А. Бухвалов, И. Н. Мурашковская, Ю.С. Мурашковский
- Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. Давыдова В. Ю, Таратенко Т.А.
- Наглядная геометрия. И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Способы решения нестандартных математических задач как средство достижения планируемых результатов"
Мастер класс содержит текстовое выступление и презентацию....
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Городской круглый стол "Конструирование и моделирование как фактор достижения метапредметных результатов ФГОС в начальной школе"
В данном разделе опубликована программа круглого стола "Конструирование и моделирование как фактор достижения метапредметных результатов ФГОС в начальной школе"...
Мастер-класс "Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов"
В ходе мастер-класса рассматривается вопрос о том, как решение нестандартных задач помогает формировать познавательные УУД....
Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС
Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы: 1. Способст...
Мастер-класс «Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов».
Нестандартные задачи – абсолютно универсальное средство. Они активизируют учащихся, помогают вовлечь в универсальную учебную деятельность, а значит помогают выходить на прирост результатов всех ...
Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы
Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хорош...