Статья_Современный подход к формированию самооценки у младшего школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматривается один из возможных путей формирования у младшего школьника универсальных учебных действий посредством использования на уроках критериального оценивания. В результате такого оценивания младший школьник начинает осознавать, что он действительно знает и умеет, а что пока еще не получается. Именно разделение на знаю - не знаю, умею - не умею поможет спланировать те необходимые действия, которые помогут субъекту деятельности применять свои знания на практике, сократив количество ошибок, либо вообще их не допустив. В свою очередь последний результат и будет способствовать созданию ситуации успеха в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование самооценки | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный подход к формированию самооценки
у младшего школьника
Исходя из требований ФГОС НОО, современному учителю необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обеспечить каждому ребёнку в классе достижение планируемых результатов начального образования [3]. Достижению данной цели будет способствовать создание условий для приобретения и присвоения учащимися опыта предметной деятельности, сформированности предметных знаний и умений. В этом случае личностные результаты будут связаны прежде всего с формированием ценностного отношения к знаниям и к самому процессу обучения, а метапредметные будут зависеть от того, насколько универсальны избранные формы и методы работы, обеспечат ли они в дальнейшем самостоятельное усвоение новых знаний и умений, а также способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Поэтому урок сегодня – это «открытие» и овладение обучающимися способами деятельности по получению информации, её отбору и использованию в новых условиях. Любой урок должен стать стимулом, побуждающим ребёнка к самостоятельной деятельности, как урочной, так и внеурочной.
В связи с модернизацией образования у учителя больше вопросов возникает непосредственно в учебно-воспитательном процессе, и больше всего они связаны с изменениями в контрольно-оценочной деятельности. Безусловно, она является неотъемлемым компонентом любой деятельности и позволяет прогнозировать результаты, диагностировать полученные данные, координировать дальнейшую работу по достижению планируемых результатов и часто используется как средство стимулирования активности учащихся.
Оценивать можно деятельность, явление, поступки, но не личность, в связи с чем, в настоящее время возрастает потребность в целенаправленном формировании у учащихся критериальной системы оценивания. Иногда от ребят можно услышать: «А почему Вы поставили 4? А я думал, что Вы мне не 4, а 3 поставите». Взрослея, ребята всё чаще будут задавать подобные вопросы, особенно, когда, по их мнению, должна была быть выставлена более высокая отметка (результат в баллах). Оценка (оценочное суждение) может дополнять любую отметку. Она направлена не только на корректировку недочетов или исправление ошибок, но служит инструментом поощрения. При этом сама формулировка даётся чётко и конкретно. Проблема оценочной деятельности состоит в решении ряда вопросов:
- С какой целью оценивать учебные успехи детей?
- Что важно оценивать в познавательной деятельности школьника?
- Как лучше обеспечить объективность оценок?
В соответствии с ФГОС НОО в работе М.В. Бойкиной и Ю.И. Глаголевой были выделены основные особенности системы оценки [1, c.9]:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода к выполнении учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, к инструментарию и представлению результатов;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.;
- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
В образовательном процессе вся система оценивания построена на основе триединства взаимодействия между школой, обучающимся и его родителями. Каким же образом следует учитывать данный факт, чтобы способствовать развитию у младшего школьника таких умений, как: проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, определять причины их возникновения и пути исправления? Решение этой проблемы возможно при формировании у младшего школьника правильной самооценки и соблюдении следующих методических условий:
- систематичность проведения работы;
- чёткость разработанных критериев самооценки;
- принятие и постепенное усвоение критериев;
- избегание формализации в работе.
Развитию самооценки будет способствовать накопление успехов. Но для этого критерии, которые будут предъявлены к работе обучающегося, должны формироваться и в его сознании. Поэтому, начиная с первого года обучения, следует приобщать обучающихся к совместной выработке критериев оценивания, в дальнейшем, всё больше предоставляя ребятам право на самостоятельность суждений. Таким образом и учитель, и учащиеся приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем. Именно в этот момент младший школьник превращается в равноправного участника процесса обучения и успешнее организует собственную деятельность.
В работах М.А. Пинской и И.М. Улановской подробно рассмотрены методики и инструменты формирующего оценивания.
Использование критериального оценивания решает следующие задачи:
- делает оценку более объективной и прозрачной, как для ученика, так и для учителя;
- позволяет ученику оценить границы своего знания;
- обеспечивает, как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую связь.
Целесообразно давать сначала возможность учащимся оценить работу на основе установленных критериев, а затем сравнить с тем, как эту же работу оценит учитель.
По мнению М.А. Пинской «важнейшим вектором формирующего оценивания может стать движение в двух направлениях. Первое – движение к осознанию самим учеником разрыва между тем, чего он хочет достичь, и тем, где он находится в данный момент. Второе – движение к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить» [2].
Авторы выделяют 4 шага, которые позволяют представить суть формирующего оценивания:
- данные об актуальном уровне достижений;
- данные о желаемом уровне достижений;
- механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;
- механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Ключевой момент заключается в том, что за счёт вовлечения каждого ребёнка в сознательное оценивание, осуществляется результативное обучение. Установление связи между оценкой и индивидуальным прогрессом повышается его мотивацию, так как открывается возможность начать продвигаться к успеху с того уровня, на котором он находится в данный момент. Следовательно, такой подход позволит каждому учиться по своему индивидуальному маршруту и видеть свою успешность. Регулярное обеспечение обратной связи позволит учителю выбирать необходимые инструменты и предоставит обучающимся возможность проводить самоанализ собственной деятельности, давать рекомендации и советы, которые помогут понять причины появления ошибок, избежать их повторения, будут способствовать выработке механизма по преодолению разрыва между желаемым и имеющимся результатом, но главное, – позволит образованию стать личностно-ориентированным.
Список литературы
- Глаголева Ю.И., Казанцева И.В., Бойкина М.В. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования. – СПб: КАРО, 2015.
- Пинская М. А., Улановская И. М. Новые формы оценивания: Начальная школа. Издательство: Просвещение, 2016.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа: http://минобрнаукиюрф/документы/922
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
В докладе описаны методы формирования самооценки у детей 4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....
«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на МО учителей начальных классов...
Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...
Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".
Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....
Аттестационная работа на высшую категорию «Формирование самооценки у младших школьников в условиях внедрения ФГОС» Выполнил учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Захарина Нина Леонидовна
Аттестационная работа на высшую категорию....
Формирование самооценки у младших школьников.
В статье на ряду с теоретическими вопросами представлены наработки из личного опыта....
«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...