«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе» | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа»
«Формирование самооценки
у младших школьников
в учебно-воспитательном процессе»
Учитель начальных классов
Докина Д. И.
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека. В современной практике формирование адекватной самооценки достигается различными методами: это и диспуты, беседы, упражнения, игры и т.д.
Понятие и виды самооценки.
Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.
Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента.
1-й уровень наиболее высокий. Он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний. Ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий. Этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.
Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.
Все это : «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций».
Ребенок не рождается на свет, с каким – либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.
Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.
Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.
Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.
Развитие самооценки у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постоянно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
Перед учителями начальной школы стоит задача – выявить уровень сформированности самооценки у моих учеников.
Для решения этой задачи можно использовать следующие диагностические методики:
1.Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);
2.Нахождение количественного выражения уровня самооценки (методика №2);
3.Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (методика №3).
Методика №1.
Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Цель: изучение типа самооценки. Приложение 1.
Порядок проведения: экспериментатор раздает детям листы бумаги с нарисованной лесенкой (6 ступенек). 1 ступень - самые плохие дети; 2 ступень - плохие дети; 3 ступень - средние плохие дети; 4 ступень - средние хорошие дети; 5 ступень - хорошие дети; 6 ступень - самые хорошие дети. и говорит, что на этой лесенке - все дети внизу - самые плохие, ступенькой повыше - плохие, еще выше - средние плохие дети..., а на самом верху самые хорошие. «Где ты среди этих детей? Oтмeть галочкой. Почему ты себя поставил именно на эту ступеньку?»
Дети, поставившие себя на 1-2 ступень, обладают заниженной самооценкой. Им свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то чacтo обижаются и уходят. Заниженная самооценка - один из источников проблем в обучении.
Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой. Им свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.
Дети, поставившие себя на 5-6 ступень, обладают завышенной самооценкой. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка («5»), полученная любым пyтём. У таких детей проявляется высокий уровень притязаний на признание.
Методика №2. Методика нахождения выражения уровня самооценки.
Цель: Проверить уровень самооценки. Приложение 2.
Порядок проведения: испытуемому предлагалось выписать из предложенного списка в один столбик слова, характеризующие положительные качества его субъективного идеала, а во второй - слова, обозначающие качества, которыми он обладать не должен. Затем ребенок выбирал из этого те черты, которые присущи ему самому. Список включал следующие качества личности: аккуратность, вежливость, вдумчивость, вспыльчивость, трудолюбие, веселость, грубость, заботливость, завистливость, робость, злопамятность, капризность, нежность, правдивость, мечтательность, настойчивость, скромность, обидчивость, отзывчивость, решительность, жадность, леность, откровенность, сострадательность, трусость, смелость.
Обработка результатов. По каждому из множеств подсчитывался коэффициент самооценки по формуле:
Завышенная самооценка характеризуется неадекватным восприятием ребенком себя и своих возможностей, способностей. Ребенок с таким уровнем самооценки не видит своих недостатков, не умеет критично подойти к оценке результатов своей деятельности.
Адекватная самооценка предполагает достаточно критическую оценку ребенком своей личности. Он знает свои недостатки, поскольку относится к себе по результатам своей деятельности критично. Такой ребенок знает и свои «сильные» стороны. Он уверен в себе.
Заниженная самооценка характерна для робких, стеснительных, неуверенных в себе и своих способностях детей. Они очень критично относятся к себе, не верят в свои силы, недооценивают свои положительные качества и чрезмерно преувеличивают свои недостатки.
Уровень самооценки определяется по таблице.
Определение уровня самооценки
Множество | Коэффициент самооценки | Уровень самооценки |
Множество положительных черт | К=0,8 - 1 | Переоценка себя |
К=0,3 – 0,7 | Нормальная самооценка | |
К=0 – 0,2 | Недооценка себя | |
Множество отрицательных черт | К=0,8 - 1 | Недооценка себя |
К=0,3 – 0,7 | Нормальная самооценка | |
К=0 – 0,2 | Повышенная самооценка |
Методика №3. Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейн. Определение высоты самооценки. Приложение №3.
Цель: определение высоты самооценки.
Проведение исследования.
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: доброта, честность, сообразительность, трудолюбие, щедрость, любознательность, общительность. На каждой линии крестиком (х) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шкалам. Каждый ответ выражается в баллах.
Высота самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Параметр | Количественная характеристика (балл) | ||
Заниженная самооценка | Адекватная самооценка | Завышенная самооценка | |
Уровень самооценки | Менее 45 | 45-74 | 75-100 |
Обобщив результаты проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г.Шур, нахождения количественного выражения уровня самооценки и модифицированной методики Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейна, я выявила уровень самооценки учащихся своего класса. Эти данные отражены в таблице. Приложение №4. Если отсутствует единая самооценка по результатам всех методик, то уровень самооценкия определяли по преимущественному показателю. Если по итогам трех методик ребенок показывает различные результаты (завышенная, заниженная, адекватная самооценка), то в этом случае речь идет о неустойчивой самооценке.
Важное место среди методов воспитания занимает метод создания воспитывающих ситуаций. Метод создания воспитывающих ситуаций - это преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.
В основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка. Ситуации подбирались мною в зависимости от выявленных проявлений самооценки. Воспитывающие ситуации органично включались в логику учебного процесса, при их создании я использовала разнообразные приемы.
Для формирования и корректировки самооценки были созданы различные воспитывающие ситуации:
- ситуации успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, персональной исключительности для учащихся с заниженной самооценкой,
- ситуации сопереживания, соотнесения, свободного выбора с использованием приема «Даю шанс»,
- ситуации авансирования доверием для детей с завышенной самооценкой,
- ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой.
Формула технологии создания успеха:
1.У тебя это обязательно получится…
2.Это очень важно…
3.Именно ты и мог бы выполнить это дело…
4.И это вовсе не сложно… Даже если не получится, ничего не страшно…Я уверен, что ты не забудешь про…
5.Вот эта деталь получилась прекрасно!
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.
Школьная оценка непосредственно влияет и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У «отличников» и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка.
У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Кроме того, общая самооценка хорошо успевающих школьников остается довольно высокой в течение всего периода обучения, в то время, как у неуспевающих, она заметно падает в девятилетнем возрасте и затем продолжает снижаться.
Успеваемость становится для большинства детей важнейшим фактором для формирования самооценки. И поскольку оценка, высказанная другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность.
Неадекватная самооценка нуждается в исправлении, и это во многом связано с личностью первого учителя.
Любовь, похвалы, интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная и низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них часто возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативной самооценкой часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя.
В новом учебном году я буду продолжать работать над этой темой.
Мне предстоит решить ряд задач:
1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой, недостаточно уверенных в себе и пассивных;
2)разработать ситуации сопереживания, соотнесения для детей с завышенной устойчивой самооценкой;
3) разработать ситуации нравственного выбора с использованием приема «даю шанс» и авансирования доверием для детей с завышенной неустойчивой самооценкой;
4) разработать ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой;
5) разработать алгоритм включения воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс.
Приложение 1.
Результаты изучения типа самооценки
Фамилия, имя учащихся | Выбранная ступень | Тип самооценки | |
1 |
| ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | |||
25 |
Завышенная самооценка -
Адекватная самооценка -
Заниженная самооценка -
Приложение 2.
Результаты изучения уровня самооценки.
Множество положительных черт | Множество отрицательных черт | ||||
Коэфф. самооценки | Уровень самооценки | Коэфф. самооценки | Уровень самооценки | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 |
Завышенная самооценка -
Адекватная самооценка -
Заниженная самооценка -
Приложение 3.
Результаты изучения высоты самооценки
Фамилия, имя | Развитие качеств сейчас | ||||||||
доброта | честность | сообразитель- ность | трудолюбие | щедрость | любознатель- ность | общитель-ность | |||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 |
Завышенная самооценка -
Адекватная самооценка –
Заниженная самооценка -
Приложение 4.
Уровень самооценки детей по результатам психологических методик
Методика №1 | Методика №2 | Методика №3 | Уровень самооценки | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 |
Завышенная самооценка -
Адекватная самооценка -
Заниженная самооценка -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
В докладе описаны методы формирования самооценки у детей 4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Воспитание личности ребенка посредством формирования общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе
Материал опубликованный в данной статье отработан на практике и имеет стабильные положительные результаты....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
«Формирование правильной осанки в учебно-воспитательном процессе»
Самооброзавание...
Доклад «Формирование мотивационной сферы в учебно-воспитательном процессе. Из опыта работы».
Материал предназначен учителям начальных классов...