Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
материал

Сухачёва Татьяна Геннадьевна

В данной работе представляется мой опыт по использованию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

        Начало любого мастер-класса начинается с определения его темы. Но сегодня я не просто скажу Вам тему моего мастер-класса, а Вам нужно самостоятельно будет ее назвать, позже Вы сами поймете почему. Перед Вами конверты, в которых лежат слова. Вам нужно составить из этих слов тему нашего сегодняшнего мастер-класса.

- Как вы уже поняли, это была своего рода проблемная ситуация, которую можно использовать на уроках в начальной школе.

(слайд 3)        Китайская мудрость, гласит: Скажи мне – и я забуду;

                                        Покажи мне – и я запомню;

                                        Дай мне действовать самому – и я научусь.

Это слова древнего китайского мыслителя и философа Конфуция.

        Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

        К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

        Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

        Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. (Сл. 4) Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.

        Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

        УМК «Школа-2100» прослеживает в себе практически в каждом предмете проблемное обучения. Для меня в процессе обучения  главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.                                            

        Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим!

        Я хотела бы сегодня  поделиться своим опытом работы по использованию  в учебном процессе технологии проблемного обучения на уроках.

(Сл. 5) Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обучения

Деятельность учителя                                       Деятельность учащихся

- создаёт проблемную ситуацию                         - осознаёт противоречия

- организует размышление над проблемой               - формулирует проблему

и её формулировкой                                                 - выдвигают гипотезы

- организует поиск гипотез                      - проверяют гипотезы в эксперименте

- организует проверку гипотез       - анализируют результаты, делают выводы

- организует обобщение результатов               - применяют полученные знания                                                         и применение полученных знаний

(Сл. 6) Типы проблемных ситуаций        

  • Проблемная  ситуация  возникает  при  условии, если  уч-ся не знают  способа решения поставленной задачи, не могут  ответить  на  проблемный вопрос, дать объяснение  новому факту, т.е. определяется  недостаточность  прежних знаний для  объяснения нового факта.
  • Проблемная  ситуация  возникает  при столкновении учащихся  с необходимостью  использовать  ранее  усвоенные  знания в  новых  практических  условиях, однако  очевиден факт недостаточности  этих  знаний.
  • Проблемная  ситуация  возникает в том  случае, если имеется  противоречие между  теоретически возможным путем решения задачи и практической  неосуществимостью избранного  способа.
  • Проблемная  ситуация возникает  тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного  задания и отсутствием у  учащихся знаний для  его  теоретического  обоснования.

        Я бы хотела остановиться совсем кратко на трех основных предметах в начальной школе, которые ведет классный руководитель.

(Сл. 7) – русский язык

(Сл. 8) – окружающий мир

(Сл. 9) – литературное чтение (постановка проблемных вопросов, сравнение своего ответа с текстом автора).

        Ну а более подробно я бы хотела остановиться на уроке математики.

Проблемный урок математики во 2 классе. Тема: «Единицы длины. Метр»

- Посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”.

- О какой величине идёт речь? (о длине)

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава? (мартышку, попугая).

- А в математике используют такие мерки? (Нет)

-Давайте измерим ширину вашей парты. Перед Вами лежат полоски. Сделайте, пожалуйста, из этих полосок мерку, с помощью которой мы сможем измерить ширину. Проверьте верно ли вы сделали мерку?

Какой единицей длины (меркой) воспользуемся? (дм)

-Сколько см в данной мере длины? (на доске вывешивается табличка (1дм=10см)

Постановка проблемы:

1 ученик - шагами измерить ширину класса (… шагов)

2 ученик  - шагами измерить ширину класса (… шагов)

3 ученик  - шагами измерить ширину класса (… шагов)

-Почему получились разные результаты?

-Удобно ли было измерять?

-Что же мы сегодня должны узнать? (Какой единицей длины удобно измерить ширину класса и удава)

-Верно. Так какая же сегодня тема урока? «Единицы измерения длины»

-Перед нами возникла проблема: какой же единицей длины пользуются для измерения более длинных отрезков?

Решение проблемы.

-Чем воспользоваться и где найти информацию? (в учебнике – ребята находят определение новой единицы длины).

-Как называется новая единица измерения длины? Для чего служит  эта мера длины?

- Так чем же нужно было героям измерить длину удава?

- Но мы же не выяснили с вами а сколько это один метр?

Работа в группах (метр складной, линейка, швейный метр)

-Выясните сколько дм в одном метре?

Вопрос 1гр (метр складной)

- Из скольких звеньев он состоит? Какова длина каждого звена? А общая длина?

Вопрос 2 гр. и 3 гр.:

-Сколько дм  в 1метре у вас получилось? (10)

- А у вас?

-Соотнесите полученные знания с учебником. Сделайте вывод.(1м=10дм=100см) (на доске вывешивается таблица)

- Ребята, а сейчас мы можем измерить ширину класса группы снова выполняют задание и делают вывод)

        Я думаю, что вы с пользой для себя посетили мой «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное. И, завершая  работу,  я предлагаю вам оценить свое настроение. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Слайд 6

Типы проблемных ситуаций Проблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта. Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Слайд 7

Русский язык. 2 кл.

Слайд 8

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Растения зимой» «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».

Слайд 9

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Растения зимой» «Снег «греет» растения» «Снег «холодный»

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Текст «Кошка» Что ты, кошка, сторожишь? - Сторожу у норки мышь ! Выйдет мышка невзначай. Приглашу её на чай!

Слайд 11

Букет настроения

Слайд 12

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни . С иний – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым. Жёлтый-оптимизм переполняет Вашу душу и заставляет сердце стучать быстрее. Вы расслаблены и полны мечтами об удаче. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

"Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе"

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановка ...

Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Данная работа содержит теоретический и практический материал из опыта работы по организации проблемных ситуаций на уроке в рамках реализации ФГОС....

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...