Формирование информационной грамотности в начальной школе
статья
Данная статья посвящена рассмотрению формированию информационной грамотности, находящейся на ступени начального общего образования, то есть в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informatsionnoy_gramotnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной грамотности в начальной школе.
Данная статья посвящена рассмотрению формированию информационной грамотности, находящейся на ступени начального общего образования, то есть в начальной школе
Терюхова Ю.Б., учитель начальных классов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» (МАОУ «СШ «Земля родная») г. Новый Уренгой
Актуальность
Данная статья посвящена рассмотрению формированию информационной грамотности, находящейся на ступени начального общего образования, то есть в начальной школе. Проблемой развития и формирования информационной грамотности занимались многие педагоги и психологи. В условиях нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательный процесс рассматривается как процесс формирования информационной, конкурентоспособной личности. В настоящее время перед системой образования стоит задача подготовки обучающихся к реальному процессу взаимодействия с миром, овладения информационными действиями. Именно в в начальной школе благоприятен для формирования информационного компонента универсальных учебных действий, поэтому начать формирование информационной грамотности важно уже в начальной школе. Основной задачей начального образования является создание условий, при которых формируются информационная грамотность, являющиеся фундаментом образования.
Ключевые слова: информационная грамотность, начальная школа, общение, формирование.
Современное общество предъявляет новые требования к человеку: сегодня это должна быть образованная, социально ориентированная, информационно-активная, конкурентоспособная личность. Отсюда перед системой образования стоит задача подготовки обучающихся к реальному процессу взаимодействия с грамотностью, овладения информационной грамотностью; учителю следует развивать такие важные умения как умение общения, устанавливать дружественные, рабочие отношения со взрослыми, сверстниками, педагогами. В содержании образования на современном этапе большое внимание уделяется развитию информационной грамотности, что находит подтверждение в основополагающих нормативных документах Федеральном законе № 273 РФ «Об образовании в РФ», «Федеральной целевой программе развития образования», «Концепции модернизации общего образования на период 2016-2020 года».
Актуальность развития информационных УУД в начальной школе заключается в том, что современный выпускник начальной школы должен активно использовать в процессе образования методы и приемы, которые формируют такие умения и навыки как самостоятельная добыча новых знаний, сбор необходимой информации, выдвижение гипотез, владение информационными технологиями, как способом развития личности. Проблемой развития и формирования информационных УУД занимались многие педагоги и психологи, такие как Ш.А. Амонашвили, О.М Арефьева, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
В условиях нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования недостаточно сводить процесс учения к усвоению обучающимися системы знаний, умений, навыков по учебным предметам; сегодня образовательный процесс рассматривается как процесс формирования информационной грамотностью, обретения ими социальной компетенции [3, с. 12].Тенденция общества, связанная с все большим «уходом» в виртуальное общение, привело к тому, что наблюдается дефицит речевой культуры общения, доброжелательности, вежливости, которые необходимо воспитывать, начиная в начальной школе [2, с. 19].
Формирование информационной грамотности в начальной школе является важным моментом развития личности. Младший школьный возраст благоприятен для формирования информационной грамотности универсальных учебных действий. Информационной грамотность включает в себя осуществление, прежде всего речевой деятельности в общении обучающихся, а также способы взаимодействия с окружающим миром, людьми, работу в группе, классе и овладение различными социальными ролями в коллективе. Развитость информационной грамотности обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.
Важным условием в формировании информационной грамотности играет коммуникативная деятельность педагога при взаимодействии с обучающимися. Личный пример, который подает учитель начальных классов, культура речи, ее выразительность и образность, широта словарного запаса, демократический стиль общения с обучающимися, их родителями, коллегами способствуют успешному формированию всех перечисленных особенностей в начальной школе.
Формирование информационной грамотности организацией совместной деятельности младших школьников с родителями, обучающимися из других классов в ходе обмена информацией, участии в коллективном обсуждении разнообразных вопросов, диалога, направленного на сознательную ориентацию его участников на позицию другого человека [2, с. 52].
Для более эффективного решения изучаемой проблемы формирования информационной грамотности можно предложить детям следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; отгадай, о ком говорим; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д. При этом нужно учитывать, что учитель на уроке должен давать возможность каждому ученику высказать свое мнение, а также ребенок должен быть уверен, что его выслушают и примут его мнение [3, с. 32].
Информационная грамотность формируются в начальной школе и достигаются путем использования современных педагогических технологий [1, с. 49]. Можно сказать, что деятельность учителя по формированию вышеуказанных действий должна быть направлена на организацию: общения и взаимодействия в начальной школе, где они будут в письменной и устной форме использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; работы в группе или команде, в ходе которой эффективно развиваются умения сотрудничества и продуктивной кооперации.
Информационная грамотность как основной структурный компонент учебной деятельности - это умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке, общественная грамотность, принятие во внимание чужих точек зрения, навыки слушания и ведения общения. Видами информационной грамотности являются: умение планировать учебное сотрудничество; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера [3, с. 12].
Таким образом, основной задачей начального образования является создание условий, при которых формируются информационная грамотность, являющиеся фундаментом образования, и от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность обучающегося, а затем и выпускника, и личности в современном мире.
Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2016. – 152 с.
2. Мусс, Г. Н. Педагогическое взаимодействие как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий / Г. Н. Мусс. - Методология, теория, практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - С. 76-79.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 31с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем вариа...
Информационная грамотность в начальной школе
Информационная грамотность в начальной школе...
Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.
Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....
Информационная грамотность в начальной школе
Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД. ...
Формирование информационной грамотности в начальной школе
Раскрывается понятие «информационная грамотность», описаны направления формирования информационной грамотности учащихся....
Формирование навыков информационной грамотности в начальной школе.
Данная статья показывает определяющую роль развития информационной грамотности у учащихся начальной школы....
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....