Формирование информационной грамотности в начальной школе
учебно-методический материал на тему
Раскрывается понятие «информационная грамотность», описаны направления формирования информационной грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_gramotnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной грамотности
в начальной школе
учитель начальных классов
МБОУ «Первомайская СОШ»
Васильева Елена Николаевна
Понятие информации включает в себя совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. В науке понятие информации может варьироваться в зависимости от рассматриваемой области знания, но для начального образования это не имеет принципиального значения.
Важно понимать, что учащиеся начальной школы должны овладеть некоторым набором умений и навыков, который позволит им успешно работать с различной информацией, доступной через учебные ресурсы, через средства массовой информации и Интернет, через общение со взрослыми и сверстниками.
Умение работать с информацией расширит возможности учеников в получении дальнейшего образования. Совокупность умений и навыков по работе с информацией мы будем в дальнейшем называть термином «информационная грамотность».
Процесс формирования информационной грамотности учащихся идет в четырёх основных направлениях независимо от предметной направленности обучения:
- поиск
- создание
- обмен
- использование информации.
Остановимся подробнее на каждом из направлений.
- Совокупность умений, связанных с поисковой деятельностью включает в себя:
- умение пользоваться УМК по каждому предмету, понимать назначение и структуру каждого его компонента, включая входящие в состав УМК ЦОР;
- умение определить и построить стратегию и план поисковой деятельности;
- умение пользоваться ресурсами домашней, школьной и иных библиотек; умение осуществлять поиск информации в школьной библиотеке и медиатеке, в том числе, поиск книги или отдельного текста в электронной библиотеке;
- умение осуществлять поиск информации в ходе наблюдений и эксперимента, а так же в процессе моделирования предметных учебных ситуаций с помощью реальных и виртуальных моделей;
- умение использовать специальные программы (браузеры) для просмотра информации в Интернете;
- умение ориентироваться в поисковых системах сети Интернет;
- умение вести поиск по ключевым словам;
- умение вести поиск информации в электронном тексте и документе, имеющем гипертекстовую структуру;
- умение осуществлять поиск информации в электронных словарях и энциклопедиях;
- умение осуществлять поиск сообщений на определённую тему в форуме;
- умение выбирать адекватные поставленной задаче источники информации;
- овладение поисковым/просмотровым типом чтения бумажных и электронных документов, книг, статей и т.д.
- Создание информации подразумевает создание различных информационных объектов и организация или структурирование их с целью наилучшего отображения содержания представляемой информации. Информационные объекты могут быть представлены:
- в виде рукописного и печатного текста;
- аудио файла
- видео файла
- графического изображения
- сложного мультимедийного объекта, в том числе и мультипликационного.
Создание информационных объектов включает себя возможность редактирования готовых объектов и предполагает наличие следующих умений и навыков:
- умение записать текст на листе бумаги;
- умение организовать информацию на листе бумаги (выделение цветом, подчёркиванием и т.д. некоторых частей текста);
- умение набирать и форматировать текст в любой компьютерной программе, позволяющей вводить текст, выбирать размер, вид и цвет шрифта, выбирать стили текста: жирный, курсив, подчёркнутый;
- умение выбирать любую доступную компьютерную программу, позволяющую сделать запись звука и создавать с её помощью аудио файлы;
- умение создавать на бумаге и с помощью любой доступной компьютерной программы электронные таблицы с числовыми данными и диаграммы;
- умение создавать графические изображения с помощью материальных или цифровых инструментов и устройств, такие как карандашный рисунок, цифровая фотография, рисунок, выполненный инструментами графического редактора, позволяющими изображать линии различного цвета и толщины, выполнять заливку цветом, использовать операции копирования и вставки изображения и его частей;
- умение создавать интерактивные модели, выполненные с применением различных технологий, включая разработку виртуальных моделей, в программных средах, соответствующих возрасту учащихся и позволяющих управлять собственными информационными объектами;
- умение создавать видео файлы, с отснятым на видеокамеру или с помощью веб камеры изображением и отредактированным с помощью любой доступной компьютерной программы, позволяющей удалить лишние кадры, установить титры и переходы между кадрами, записать и наложить на видеоряд дикторский текст и звуковое сопровождение;
- умение воспроизвести/создать звуковой ряд, представленный в виде нотной записи или звукового файла в программах, позволяющих прослушивать и редактировать звуковые файлы.
- Деятельность учащихся, связанная с использованием информации наиболее разнообразна и занимает большую часть учебного времени. Использование информации предполагает следующие знания и умения:
- знание нескольких программ, позволяющих просматривать и редактировать текстовые документы в электронном формате;
- знание нескольких программ, позволяющих просматривать и редактировать графические объекты, в том числе и анимационные;
- знание нескольких программ, позволяющих прослушивать и редактировать аудио файлы;
- знание нескольких программ, позволяющих просматривать и редактировать видео файлы;
- умение редактировать текст: вставка недостающих фрагментов, частичное изменение содержания в соответствии с проведенным анализом написанного ранее или поставленной учебной задачей, исправление ошибок, использования функций проверки правописания; создание печатных публикаций и публикаций в Интернете;
- умение редактировать цифровое изображение, полученное с цифрового аппарата, микроскопа, с помощью веб камеры, скриншотов с экрана компьютера или сканера: открытие изображения в окне графического редактора, уменьшение объема изображения, поворот, обрезание по выделению, сохранение в папке;
- умение редактировать звуковой файл: прослушивание, обрезка, копирование фрагментов, сохранение в папке;
- умение редактировать видеоизображения: просмотр, отбор, удаление лишних кадров, добавление титров, переходов, редактирование дикторского текста и звукового сопровождения, сохранение в папке.
- умение создавать и редактировать простые анимационные объекты
- Обмен информацией подразумевает наличие умений и навыков:
- знание о разных способах обмена и передачи информации, умение выбрать самостоятельно или с помощью взрослого наиболее подходящий способ в соответствии с предметными учебными задачами и целью обмена информацией;
- умение сохранять информацию на любом электронном носителе, помимо компьютера, хранение файлов в сети;
- умение передавать файлы любого формата с помощью электронной почты, программ, позволяющих устанавливать коммуникацию на дистанции;
- умение построить выступление перед аудиторией;
- умение построить письменное высказывание и разместить его в форуме;
- умение представить информацию в письменном виде (доклад, реферат, письмо и т.д.)
- умение пользоваться программами, позволяющими установить видео, аудио, чат конференцию с учителями и сверстниками для получения дистанционной консультации и обмена учебной информацией.
Все перечисленные выше умения обеспечат учащимся формирование предметных навыков и успешное освоение содержания начального образования. В свою очередь предметное содержание начального образования обеспечивает формирование информационной грамотности за счет включения перечисленных умений в предметное обучение и составления программ начального образования с целью формирования информационной грамотности выпускника начальной школы. Несмотря на прямую включенность приведенного содержания в предметные программы начального обучения, информационная грамотность относится к общепредметным компонентам образовательного стандарта и лежит в основе формирования одной из ключевых образовательных компетенций, а именно, ИКТ-компетентности учащихся.
ИКТ- компетентность можно определить, как способность учащегося решать широкий круг образовательных и повседневных задач, используя современные информационные ресурсы и инструменты. Ее формирование так же происходит средствами содержания образования.
С целью формирования ключевых образовательных компетенций в предметные программы начального образования вводится достаточно большое количество информационных и коммуникационных объектов и способов работы с ними, рекомендуются конкретные виды деятельности, характерные для каждой образовательной области.
Таким образом, в результате обучения в начальной школе учащийся овладевает начальной ИКТ-компетентностью, необходимой для жизни в современном мире и дальнейшего продолжения образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем вариа...
Информационная грамотность в начальной школе
Информационная грамотность в начальной школе...
Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.
Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....
Информационная грамотность в начальной школе
Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД. ...
Формирование навыков информационной грамотности в начальной школе.
Данная статья показывает определяющую роль развития информационной грамотности у учащихся начальной школы....
Формирование информационной грамотности в начальной школе
Данная статья посвящена рассмотрению формированию информационной грамотности, находящейся на ступени начального общего образования, то есть в начальной школе...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....