Слуховое восприятие как основа формирования правильного звукопроизношения и различения звуков у младших школьников с ЗПР.
методическая разработка (логопедия) по теме

Михайленко Наталья Константиновна

 

Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слуховое восприятие как основа формирования

 правильного звукопроизношения и различения звуков

 у младших школьников с ЗПР».

Задачи:

  1. Дать понятие термину «слуховое восприятие». Причины нарушения слуха- временные, стойкие.
  2. Учить создавать определенные условия для проведения коррекционно- педагогических работ.
  3. Учить подбирать игры:

а) с целью развития восприятия интенсивности звучания «Найди игрушку», «Громко- тихо», «Солнце или дождик», «Ветер и птицы»;

б для формирования ориентировки на длительность звучания: в ответ на краткое звучание музыкальных игрушек дети рисуют короткие полоски, в ответ на длительное звучание- длинные;

в) на формирование восприятия темпа звучания;

г) для формирования восприятия звука как одного из свойств предмета: «Узнай по звуку», «Мишка и зайка», «Три медведя»;

д) на развитие фонематического слуха: «Кто больше назовет слов со звуком», «Поймай рыбку», «Кто в домике живет», «Найди пару».

Форма проведения: дискуссия.

Место проведения: методический кабинет.

Оформление кабинета: таблицы с основными понятиями по данной теме.

I.-Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь.

              -Как Вы думаете, что такое слуховое восприятие?

(Слуховое восприятие- это прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми).

              -Уже на ранних этапах развития слуховые реакции ребенка носят ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни он более активно реагирует на голос человека, прежде всего матери. По мере развития слухового восприятия формируются понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка.

        -Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.

         -Важное значение для эмоционально- эстетического развития ребенка играет музыка, восприятие которой также базируется на слуховой основе.

-Однако не всегда процесс слухового восприятия протекает естественно, спонтанно. Иногда у детей отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений.

-Каковы причины недостаточного развития слухового восприятия? (Это может быть обусловлено различными причинами:

-возрастными особенностями формирования слухового восприятия;

-педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребенком;

-эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями;

-физическими нарушениями органа слуха и его функций, снижением слуха).

-Как проявляются отклонения в развитии слухового восприятия?

(Некоторые дети испытывают трудности слухового внимания и сосредоточения. Они не реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки на фоне других. У них могут отмечаться замедленные реакции на различные бытовые звуки. Эти дети плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи,  вследствие чего иногда не различают близкие по звучанию слова, перестраивают, неадекватно понимают читаемые взрослым тексты из-за неправильного или неточного восприятия на слух отдельных слов (чаще всего предметов и других служебных слов), невнимания к эмоциональной стороне речи. Определенные проблемы возникают в процессе восприятия музыки: ребенок не сосредотачивается на ее слушании, и она не оказывает на него должного эмоционального и эстетического воздействия).

-Есть дети, которые  испытывают трудности слухового восприятия устной речи, связанные с несформированностью фонематического слуха, т.е. способности точного различения звуковой речи. Нарушения фонематического слуха обуславливают неточность восприятия слов, близких по звуковому составу и различающихся по отдельным фонематическим признакам: глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сложным для дифференциации и воспроизведения оказываются шипящие и свистящие. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения; ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и овладевает правильным их произношением. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте-чтению и письму.

-Наиболее тяжелые отклонения в развитии слухового восприятия связаны с нарушением слуха. Некоторые из них могут быть временными, другие носят стойкий характер.

-Временные нарушения слуха возникают при воспалении среднего уха(отит), простуде, наличии серных пробок, дефектах слуховых проходов, барабанных перепонок и т.д. Они поддаются лечению, результатом которого является восстановление слуха.

-Стойкие нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха вследствие инфекционных заболеваний, перенесенных матерью во время беременности, родовых травм, инфекционных заболеваний самого ребенка (корь, краснуха, скарлатина, паротит и др.), наследственных нарушений слуха.

II. -Для проведения коррекционно- педагогических работ по развитию слухового восприятия важно создать определенные условия.

-Как Вы думаете, какие?

(Развивающая предметная среда в классе, дома должна включать музыкальные игрушки,  звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудиокассеты с записями художественных текстов и детских песен).

- Однако само по себе наличие звучащих предметов ничего не значит.

 Одна из задач учителя, родителей- научить ребенка слушать звучание предметов природы, улицы. Эта работа должна быть тесно связана с познанием окружающего, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорного развития ребенка. Звук как изолированное явление в природе не существует: он связан с определенным объектом, поэтому восприятие звучания предметов должно сочетаться с другими видами восприятия.

            -Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребенком их значения необходимо обеспечить прежде всего в повседневной жизни- в быту, на прогулках. Родитель, учитель может предложить детям послушать звуки вокруг: шум транспорта, стук и скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел и др.

-Важное познавательное значение имеет уточнение звучаний бытовых приборов: пылесоса, кофемолки, чайника и др. Важно не только послушать эти звуки вместе с детьми и рассмотреть приборы, но и уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка, дети собираются пить чай).

-Важным условием развитий слухового восприятия речи является соблюдение норм русского языка. Кроме того, взрослый не должен говорить очень громко, и, наоборот, очень тихо, так как длительное сосредоточенное прислушивание утомляет детей. Следует помнить: речь взрослого является образцом для подражания.

III. -С целью развития восприятия интенсивности звучания можно организовать игры: «Найди игрушку», «Громко-тихо», «Солнце или дождик»,. «Ветер и птицы», в которых в зависимости от интенсивности звучания изменяется характер движения детей(например, в ответ на громкие звуки дети бегают, громко хлопают, прыгают; на тихие- идут на носочках).

-Для формирования ориентировки на длительность звучания может быть предложен ряд игр и упражнений, в ходе которых дети учатся различать длительные и краткие звучания, воспринимать сигнал с учетом его временной характеристики, например, в ответ на краткое звучание музыкальных игрушек дети рисуют короткие полоски, в ответ на длительное звучание- длинные(поднимают короткие и длинные полоски бумаги, ведут автомобили к ближней или дальней стоянке и т.д.).

-На формирование восприятия темпа звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа звучания музыкальных инструментов(барабана, бубна, металлофона и др.), а также игры:»Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка», «Три медведя» и прослушивание различных музыкальных произведений.

-Для формирования восприятия звука как  одного из свойств предмета могут быть приведены игры: «Узнай по звуку», «Что звучало», «Кто как поет(говорит)», «Угадай, кто это», «Жмурки с голосом» и др.

-Можно предложить детям на слух учиться различать, как «звучат» различные крупы (рис, горох, фасоль, пшено и др.), насыпанные в одинаковые коробки.

-Важное значение для ознакомления с окружающим имеет знакомство с голосами животных и птиц. После рассматривания картинок с изображением различных птиц и уточнения особенностей их пения, уместно предложить детям послушать пластинку с записями голосов птиц, попросить назвать их, показать изображение, так дети познакомятся с голосом соловья, иволги, кукушки.

-Педагогическая работа должна включать игры по развитию речевого слуха. Их цель- углубить слуховое восприятие речи, научить воспринимать смысл сказанного, видеть за словами и фразами реальные предметы и явления, понимать и чувствовать интонационно- мелодическую сторону речи, реагировать на нее.

-Игры и упражнения по развитию речевого слуха могут включаться почти во все бытовые и игровые ситуации, а также занятия, особенно по развитию речи. Такие, как: «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Угадай, кто это», «Кто внимательный».

-Для формирования умения соотносить звуковой и зрительный образ реального предмета или действия направлены игры: «Лото», «Домино»и др. В ходе их дети слушают название предметов или действий и подбирают соответствующие картинки.

-Внимание к содержанию слов и фраз развивается в процессе игры: «Бывает -не бывает». Взрослый говорит детям: «Я буду произносить фразы, а вы отвечать: «Так бывает» или «Так не бывает» (например, волк испугался зайца, машина летит по воздуху, на светофоре горит синий свет и др.)

-Большими возможностями для овладения интонационно- мелодической стороны речи и обучения ее восприятию обладают игры-драматизации.

-Существенное значение для речевого развития, и прежде всего для формирования звуковой стороны речи, имеет углубление фонематического слуха: умение воспринимать звуки в слове, их количество, последовательность- «Кто больше назовет слов со звуком….», «Поймай рыбку», «Кто в домике живет»; определение места и роли ударения- «Найди пару»; количества и последовательности слогов-«Магазин», «Телеграф» и др.

 -Подведем итоги вышесказанному: необходима ли целенаправленная   работа педагога по развитию слухового восприятия у детей?

( Целенаправленная  систематическая работа по развитию слухового восприятия у детей может стать средством их умственного воспитания, способствовать развитию представлений об окружающем, формированию речи и коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны жизни).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование правильного звукопроизношения

Представлены игры на шипящие, свистящие и сонорные звуки. каждая игра оформлена ввиде карточки и имееи свою цель....

Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная  гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема: «Дифференциация звука [л] и [л\']». «Приключения маленьких шалунов в волшебном лесу!»

Цель: учить детей различать звуки [л] и [л\'] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях на слух. Задачи:         - совершенствование артикуляционной...

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.        Тема: «Автоматизация звуков [р] - [р']в словах, словосочетаниях, ...

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков

В работе «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» уделяется внимание трудностям звуковой стороны речи. Коррекцию звукопроизношения предлагается ...