Мастер-класс "Проектная деятельность учащихся"
статья

Осина Марина Владимировна

Статья представляет мастер класс для педагогов начальных классов. В статье рассказывается о технологии поектной деятельности на уроках в начальной школе с проведением мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс " Проектная деятельность младших школьников" (Мастер класс - «Можно ли воспитать свой характер?»

Форма проведения: мастер-класс с проведением внеклассного занятия.

Цели и задачи:

  1. Показать роль проектного метода в повышении качества образования.
  2. Рассмотреть теоретические основы проектной работы на уроке и во внеурочной деятельности.
  3. Показать на конкретных примерах, как учителя начальных классов могут проводить проекты на практике.

Оборудование: мультимедийная презентация,  модель ромашки, листы из толкового словаря, модель футболки, ведерко, карточки по теме: характер, мальчик, куклы-игрушки, рабочие листы.

План:1.Вступление.

2.Теоретическая часть.

3.Практическая часть.

4.Подведение итогов мастер-класса.

Ход мастер-класса

Шаг 1. Обоснование актуальности темы.

Слайд 1-   В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.    

  Ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Современное обучение ориентировано на интересы и потребности учеников и основывается на личном опыте ребенка.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю методу проектов на уроках и во внеурочной деятельности.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Я активно  использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

  Слайд 2-(фото)  На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку.

Слайд 3- Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний». Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования.

Слайд 4-  Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

        Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);

  • числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены

                 в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  • необходимостью привлечения взрослых.

   Проектная деятельность младших школьников, будучи основной                   структурной единицей процесса обучения, способствует:    

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

         Важно отметить, что работа над проектом осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Слайд -5-                       Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Слайд-  6-   Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ученик


Учитель


Определяет цель деятельности.


Помогает определить

 цель деятельности


Открывает новые знания.


Рекомендует источник

получения информации.


Экспериментирует


Раскрывает возможные формы работы.


Выбирает пути решения


Содействует прогнозированию результата.


Активен


Создаёт условия для активности школьника.


Субъект обучения


Партнер ученика.


Несет ответственность за свою деятельность.


Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, ее интерпретации, представления своих проектов. В нашей копилке имеются такие проекты, как : «Футболка моего характера», «Добро в твоем сердце», « По следам зверей и птиц», «Веселая азбука», « Есть ли рыцари в наше время?»  « Мир профессий».  « Моя родословная», «Какие бывают виды птиц», «Домик дружбы», «Школа моей мечты»…,  на уроке математики работали над проектами : « Игры с числами», « Магические квадраты», « Логические задачи».; «Мама-самое главное слово», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие.

Слайд 7- Попробую сформулировать некоторые советы - принципы работы на которые я ориентируюсь в своей работе:
- не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути

их преодоления;
-не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;- не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет «разбудить»

познавательную активность и самостоятельность детей.

        Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

-В начальной школе к проектам можно привлекать  родителей,  но важно, чтобы они не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

 С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю  родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю  об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Создаю «Памятки для родителей, по выполнению  проекта».

Слайд -8- В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Одним из ярких проектов, который мы готовили с детьми во 2 классе, это был социальный проект , посвященный птицам и назывался « Птичья столовая».

Однажды, на классном часу, который был посвящен нашим домашним питомцам, один ученик высказался о том, что на улицах много бездомных животных. Он интересовался, почему так происходит. Так появилась проблема, над которой я предложила поработать этому ученику. И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название « Мы в ответе за тех, кого приручили» Найденный материал мы вместе просматривали, попутно выясняли, что нужно провести ещё анкетирование, подбирали фотографии, проводили интервью, проводили подсчет бездомных животных, наблюдали за их поведением, местами скопления ит.д. Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации.

Активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Примеры.-Слайды-   ИКТ 

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме. Важно мотивировать учащихся к творчеству. Сегодня я хотела бы предложить вам практическое занятие по мотивированию детей к созданию проекта.

В ходе нашей с вами  работы, я надеюсь, что вы увидите  все этапы формирования УУД при работе над проектом.

Шаг 2. Система занятий мастера. - Мастер-класс  по внеурочной деятельности по теме: «Можно ли воспитать свой характер?»

 Особенность организации проектной  деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим.  

Шаг 4. Рефлексия.

В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы. Это метод незаконченного предложения:

Как Вы думаете,  были ли здесь этапы проектной деятельности? Назовите их. (проблема, гипотеза, работа с информацией, создание футболки со своими чертами характера).

« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - один из самых эффективных видов деятельности учащихся.

Эффективное усвоение знаний  я обеспечиваю организацией исследовательской  деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических дейст...

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Организация деятельности учащихся по развитию одаренности у учащихся на уроках.

Цели, основные задачи в работе с одаренными детьми. Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности одаренных детей. Проектирование индивидуальной программы развития одаренности. Роль учителя, услов...


 

Комментарии

Осина Марина Владимировна

Данный мастер класс полезен для педагогов.