Визуализация этапов урока при помощи ЭОР
материал

Лим Наталья Викторовна

Доклад, в котором раскрывается применение технологии визуализации в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualizatsiya_etapov_uroka_pri_pomoshchi_eor.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Визуализация этапов урока при помощи ЭОР

1 сл

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Термин «визуализация» происходит от латинского «visualis» – воспринимаемый зрительно, наглядный.

2 сл

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

В современном мире визуализация — неотъемлемый элемент обработки сложной информации.

XX век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. В XXI веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений.

3 сл

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей города), карты, пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это — наглядное представление информации.

В образовательной области визуализация открывает широкие возможности для повышения качества обучения.

Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики.

Поэтому в школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды визуализации (наглядности). Роль их в процессе обучения исключительна.

Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала

Таким образом, обеспечивается успеваемость, реализация программы, дисциплина, плодотворность работы учителя и дальнейший рост и развитие возможностей ученика.

Визуализация организует и направляет мыслительный процесс, позволяя проникнуть и понять тему обучающимся с разным уровнем знаний и способностей. Особенно актуальна для неуспевающих учеников.

Педагог и обучающийся ориентируются не только на усвоение знаний, но и на приемы этого усвоения, на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, а значит, связать отдельное в единое целое.

Развитие компьютерных технологий кардинально расширили применение технологии визуализации в образовательной деятельности.

Современный учитель в образовательном процессе активно использует учебные материалы, воспроизводимые на электронных устройствах, т.е. электронные образовательные ресурсы (ЭОРы).

 Аудио-записи, видеофильмы, презентации, электронные тренажёры делают уроки более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, картинок, справочного материала.

        Творческого учителя не всегда могут устроить готовые ЭОРы. Сейчас появилось много сервисов в интернете, которые позволяют в достаточно короткие сроки создать собственный электронный образовательный ресурс с целью визуализации различных этапов урока.

С некоторыми из них я и хочу вас сегодня познакомить.

4 сл

1. Сервис «Гифовина» — бесплатный русскоязычный онлайн сервис

для создания анимированных баннеров и gif анимации со всевозможными настройками, добавлением эффектов и фигур к изображению.

Сервис позволяет создавать анимированные картинки в формате gif (так называемые гифки), анимированные аватарки, баннеры или мультфильмы.

Идеи использования сервиса Гифовина в урочной деятельности – покадровая анимация (мультфильм) из готовых кадров:

 для мотивации обучающихся на начальном этапе урока (занятия)

 при постановке темы урока;

 при формулировке основного вопроса урока (занятия).

5 сл  - По картинкам определите тему сегодняшнего урока

6 сл

2. Сервис imagechef.com – это русскоязычный бесплатный сервис,

созданный для визуализации информации.

Сервис позволяет создавать: мозаику из слов, поэтический калейдоскоп, альбомы, фоторамки, баннеры.

Идеи использования сервиса imagechef.com в урочной деятельности – создание "облака" из ключевых слов:

 

7 сл

 при постановке темы урока (занятия);

 при формулировке основного вопроса урока (занятия).

Пример: задание: Угадайте по картинке о чём  будем говорить сегодня на уроке?

Существуют десятки сервисов, которые позволяют создавать ментальные карты.

 8 сл

 Ментальные карты (которые также называют картами памяти, картами знаний, интеллект-картами, картами мышления, разума       9 сл

и ассоциативными картами) — это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.

3.  Мы рассмотрим сервис Popplet,                  10 сл 

где есть ряд интересных возможностей, которые позволяют создавать красивые мультимедийные ментальные карты.

Сервис Popplet – англоязычный онлайн сервис для создания ментальных карт со всевозможными настройками, включающими в себя не только добавление текста, но и других элементов, таких как изображения, ссылки и видео.

Элементы карты можно выделять различными цветами, менять их размер и перемещать. Можно приблизить тот или иной элемент, чтобы рассмотреть его в деталях, или уменьшить масштаб, чтобы увидеть всю карту целиком.

 Идеи использования сервиса Popplet в урочной деятельности – составление метальных карт:   11 сл

 при объяснении нового материала;

 для проведения мозгового штурма;

 при закреплении нового материала;

 при повторении пройденного материала.

        При изучении нового дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

        При закреплении изученного можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелётные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте.

        Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.


Основные правила построения ментальных карт (рис. 1)

 Главная тема помещается в центре листа;

 Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом

 Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания, изображаем расходящимися от центрального образа, обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами

Связывайте мысли! Использование связующих линий помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Используйте не больше 5–7 ответвлений от каждого объекта, т.к. такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек;

 Сделайте карту более эффективной и привлекательной с помощью использования множества цветов;

 Добавьте рисунки, символы, и другую графику

4. Какой бы ни была структура урока (занятия), в каждом из них есть этап «Подведение итогов» – он должен быть ярким завершающим аккордом всей работы педагога и обучающихся во время урока (занятия). Этап «Подведение итогов» обычно проходит 5-7 минут и проводится в конце урока. Это дает детям возможность осознать и проанализировать содержание пройденного материала, а в дальнейшем оценить эффективность собственной работы на уроке.

12 сл

Рассмотрим сервис для составления кроссвордов cross.highcat.org, с помощью которого этап урока (занятия) «подведение итогов усвоения содержания материала» можно сделать нагляднее, ярче и интереснее.

13 сл

Сервис cross.highcat.org – бесплатный русскоязычный сервис, для генерации кроссвордов, не требующий регистрации. Сервис позволяет создавать кроссворды по списку ваших слов. Созданный вами кроссворд можно скачать в формате Word.

Идеи использования сервиса cross.highcat.org в урочной деятельности – визуализация ключевых понятий темы урока (занятия):

  • составление кроссворда для подведения итогов урока (занятия).
  • При определении темы урока (отгадав кроссворд, определите ключевое слово, которое и будет темой урока);
  • На этапе актуализации знаний.

ЭОРы можно создавать не только при помощи интернет -ресурсов, но и с помощью хорошо знакомых программ. Например, в программе PowerPoint.

 Хочу показать вам электронный плакат, который был создан недавно в программе PowerPoint.

Электронные плакаты – это новая форма учебных бумажных плакатов. Они наглядно передают любую информацию в виде статичных или динамических изображений и могут использоваться в качестве дополнительных пособий при обучении. Данная форма подачи информации позволяет организовать как индивидуальное обучение при помощи персонального компьютера, так и массовое – при помощи проектора или интерактивной доски. Электронный плакат может быть мультимедийным, т.е. на плакате может размещаться информация в разной форме: текст, изображения, графика, анимация, видео, аудио. (показ 1ч)

А если при этом появляется возможность обратной связи, то плакат становится интерактивным.

Именно такой плакат я и представляю вам. Обратную связь можно обеспечить с помощью специальных элементов, которые можно активировать по щелчку мыши — просмотреть текст, увеличить изображение, перейти по ссылке на внешний ресурс, послушать аудио или посмотреть видео, дать ответ на вопрос. (показ 2 ч)

Использование интерактивного плаката предполагает обязательные активные действия со стороны пользователя. Интерактивные плакаты используют не только для повышения наглядности процесса обучения, но и с целью вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.  

Данная работа участвовала в краевом конкурсе интерактивных плакатов и была удостоена почётного 1 места.

        Средства современных информационных технологий существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее, позволяет объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов, становится возможным создание «наглядной абстракции», то есть разнообразных моделей, явлений, процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

Автор работы:  Суркина Л.Н.                       Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...

Выступление на педагогическом совете "Роль этапов урока (организационного момента и заключительного этапа) в повышении качества обученности"

Значение, особенности проведения организационного момента и заключительного этапа на уроке....

Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.

Для того  чтобы  ученик включился  в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат....

Приемы визуализации на уроках в начальной школе

В разработке описываются разные приемы визуализации, которыми можно применять на уроках в начальной школе...

Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...