«Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе"
методическая разработка (2 класс)

Синёва Ольга Геннадьевна

Мастер-класс для учителей начальной школы по использованию кроссен-технологии на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

  Учитель: Синёва О. Г., МАОУ СОШ №28 г. Балаково

Тема: «Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе"

Цель: Продемонстрировать использование кроссенс-технологии на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Ожидаемые результаты мастер-класса

Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Ход мастер-класса

- Добрый  день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию я хочу представить мастер - класс  по теме: «Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе"

Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня я попрошу Вас  быть  моими помощниками.Этот метод  развивает, логическое и творческое мышления, а так же познавательную инициативу. Это является требованием ФГОС.

Сейчас попрошу Вас хором ответить на мои вопросы:

- Какого цвета чистый лист бумаги?   (Белого)

- Какого цвета падающий снег?   (Белого)

- Что пьёт корова?   ( Молоко) ( Воду)

-Конечно, корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали  «молоко», почему же так произошло?  У Вас возникла ассоциация со словом «белый».

- Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием "Кроссенс"

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»?

- Что же такое "Кроссенс"?

Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят,,заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".  Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для  "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием "Кроссенс"

- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей практике? (Ответы).

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Значимый аспект урока – это его тема. Тема урока – главный предмет излагаемых знаний. Она предполагает постановку проблемы, предопределяет отбор учебного материала. На современном уроке тема, как правило, формулируется самими обучающими. В арсенале учителя есть множество методов и приемов, позволяющих «подвести» ребенка к формулировке темы урока. Один из них – прием кроссенс. С помощью данного приема можно «зашифровать» тему урока. Приём хорош тем, что служит средством развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся. А это значит, помогает формировать все виды универсальных учебных действий. То есть, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». [2].

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Изображения расставляются так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками (то есть имеющими общую сторону). Начать разгадывать кроссенс можно с любой картинки, но центральным является квадрат под номером девять. Картинка в девятом квадрате, по желанию, может быть связана по смыслу со всеми изображениями. Но обычно устанавливают связи по периметру между квадратами («основа»), а также по центральному кресту («крест»).

Для того чтобы составить кроссенс, нужно определить его тему (в нашем случае – это тема урока), выделить девять элементов, имеющих отношение к данной теме (среди них могут быть понятия, с которыми учащиеся знакомились на предыдущих уроках); найти связь между этими элементами и подобрать изображения, иллюстрирующие данные элементы.

Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.

Так, на уроке ОРКСЭ по теме «Дружба» ученикам четвертого класса было предложено разгадать кроссенс и определить тему урока. При этом использовалась фронтальная форма работы.

Кроссенс был составлен следующим образом:

1https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_1.png

2https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_2.jpeg

3https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_3.jpeg

8https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_4.png

9https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_5.jpeg

4https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_6.png

7https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_7.png

6https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_8.jpeg

5https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_9.png

Вот что у нас получилось:

1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик). Вероятно, на уроке речь пойдет о дружбе.

На уроке окружающего мира в четвертом классе по теме «Путь крови» обучающиеся составляли кроссенс, работая в парах.

Предлагаю фрагмент урока.

Учитель:

- Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы сегодняшнего урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса с соседом по парте.

Вот один из вариантов решения кроссенса:

1https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_10.jpeg

2

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_11.jpeg

3

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_12.png

8

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_13.png

9

?

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_14.jpeg

7

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_15.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_16.jpeg

5

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_17.jpeg

Объяснения детей:

  1. Поезд. На нём отправляются в дорогу.
  2. Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.
  3. У реки тоже есть свой путь – русло.
  4. Из реки вода попадает в водопроводную трубу.
  5. Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей собирается в единый поток и бежит из крана.
  6. Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.
  7. Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.
  8. Сердце – орган человека.

Учитель:

- Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест? – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).

Учитель:

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)

Учитель прикрепляет картинку, символизирующую тему урока. Например:

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/4/f/34f7f63b3ba07b57487ba00a5d259a4cb6c6544c/stat-ia-formulirovka-tiemy-uroka-v-nachal-noi-shko_18.png

Четвероклассники располагали картинки и в другой последовательности, находя между ними связь. Но в итоге оказалось, что все они связаны с темой «Путь» (или движение) крови.

Использование приема кроссенс позволяет учителю показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью, установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами, активизировать знания детей по ранее изученным темам. При разгадывании кроссенса у обучающихся развиваются коммуникативные и регулятивные умения, навык работы с информацией, повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.

Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.  На выполнение я даю 2-3 минутки.

1–2 – корону делают из золота;

2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;

1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;

3–6 – ворона и соловей – птицы;

4–7 – сосна тянется к Солнцу;

6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;

7–8 – топором рубят сосны;

8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.

2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».

Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Я предлагаю вам  сейчас попробовать составить кроссенс на предложенную тему. Перед вами текст и необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограниченно. Прошу приступать.

Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы.  (Представление работы)  Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

На каком этапе урока я применяю кроссенс? Я применяю кроссенс:

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Рефлексия.

В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось  узнать ваше мнение о применении приема "Кроссенс"

Тем, кому понравился и  кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку.

Тем, кто будет  применять данный метод , возьмите желтую  карточку .

- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите  зеленую карточку.

Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.

А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». У китайского народа есть пословица:

«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».

И пусть сегодня каждый выберет свой путь к знанию!

Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...

Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.

В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....