«Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе"
методическая разработка (2 класс)
Мастер-класс для учителей начальной школы по использованию кроссен-технологии на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_krossens-texnologii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 845.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Учитель: Синёва О. Г., МАОУ СОШ №28 г. Балаково
Тема: «Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе"
Цель: Продемонстрировать использование кроссенс-технологии на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию я хочу представить мастер - класс по теме: «Использование кроссенс-теxнологии на уроках в начальной школе"
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня я попрошу Вас быть моими помощниками.Этот метод развивает, логическое и творческое мышления, а так же познавательную инициативу. Это является требованием ФГОС.
Сейчас попрошу Вас хором ответить на мои вопросы:
- Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)
- Какого цвета падающий снег? (Белого)
- Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду)
-Конечно, корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали «молоко», почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».
- Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием "Кроссенс"
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»?
- Что же такое "Кроссенс"?
Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят,,заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием "Кроссенс"
- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей практике? (Ответы).
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Значимый аспект урока – это его тема. Тема урока – главный предмет излагаемых знаний. Она предполагает постановку проблемы, предопределяет отбор учебного материала. На современном уроке тема, как правило, формулируется самими обучающими. В арсенале учителя есть множество методов и приемов, позволяющих «подвести» ребенка к формулировке темы урока. Один из них – прием кроссенс. С помощью данного приема можно «зашифровать» тему урока. Приём хорош тем, что служит средством развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся. А это значит, помогает формировать все виды универсальных учебных действий. То есть, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». [2].
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
Изображения расставляются так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками (то есть имеющими общую сторону). Начать разгадывать кроссенс можно с любой картинки, но центральным является квадрат под номером девять. Картинка в девятом квадрате, по желанию, может быть связана по смыслу со всеми изображениями. Но обычно устанавливают связи по периметру между квадратами («основа»), а также по центральному кресту («крест»).
Для того чтобы составить кроссенс, нужно определить его тему (в нашем случае – это тема урока), выделить девять элементов, имеющих отношение к данной теме (среди них могут быть понятия, с которыми учащиеся знакомились на предыдущих уроках); найти связь между этими элементами и подобрать изображения, иллюстрирующие данные элементы.
Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.
Так, на уроке ОРКСЭ по теме «Дружба» ученикам четвертого класса было предложено разгадать кроссенс и определить тему урока. При этом использовалась фронтальная форма работы.
Кроссенс был составлен следующим образом:
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
Вот что у нас получилось:
1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.
2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).
3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.
4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.
5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.
7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.
8–собака – друг человека.
9 – у человека тоже есть друг.
Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик). Вероятно, на уроке речь пойдет о дружбе.
На уроке окружающего мира в четвертом классе по теме «Путь крови» обучающиеся составляли кроссенс, работая в парах.
Предлагаю фрагмент урока.
Учитель:
- Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы сегодняшнего урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса с соседом по парте.
Вот один из вариантов решения кроссенса:
1 | 2 | 3 |
8 | 9 ? | 4 |
7 | 6 | 5 |
Объяснения детей:
- Поезд. На нём отправляются в дорогу.
- Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.
- У реки тоже есть свой путь – русло.
- Из реки вода попадает в водопроводную трубу.
- Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей собирается в единый поток и бежит из крана.
- Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.
- Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.
- Сердце – орган человека.
Учитель:
- Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест? – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).
Учитель:
- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)
Учитель прикрепляет картинку, символизирующую тему урока. Например:
Четвероклассники располагали картинки и в другой последовательности, находя между ними связь. Но в итоге оказалось, что все они связаны с темой «Путь» (или движение) крови.
Использование приема кроссенс позволяет учителю показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью, установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами, активизировать знания детей по ранее изученным темам. При разгадывании кроссенса у обучающихся развиваются коммуникативные и регулятивные умения, навык работы с информацией, повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.
Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2-3 минутки.
1–2 – корону делают из золота;
2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;
3–6 – ворона и соловей – птицы;
4–7 – сосна тянется к Солнцу;
6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;
7–8 – топором рубят сосны;
8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.
2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю вам сейчас попробовать составить кроссенс на предложенную тему. Перед вами текст и необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограниченно. Прошу приступать.
Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы) Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
На каком этапе урока я применяю кроссенс? Я применяю кроссенс:
- при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Рефлексия.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема "Кроссенс"
Тем, кому понравился и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку.
Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку .
- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите зеленую карточку.
Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.
А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть сегодня каждый выберет свой путь к знанию!
Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...
Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.
В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....
Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»
Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...
Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)
Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....
Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.
Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на лицензионных дисках....