Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
статья

Уткина Ольга Владимировна

Проблема развития у детей фонематического восприятия является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Уткина Ольга Владимировна, МБОУ СОШ № 92, учитель начальных классов.

Проблема развития у детей фонематического восприятия является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ. Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция. Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь. Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие». Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова: определение наличия или отсутствия звуков в слове; местоположение звуков в слове; определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте и письму. [6, с. 107]

Несформированность фонематического слуха ведет за собой такие нарушения как дислексия и дисграфия и как следствие неуспеваемость. Воспитанник, идущий в школу, должен обладать навыком распознавать отдельные звуки в словах, также минимальное условие обучение чтению – это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. образно представить себе, как звук и слово могут быть выражены на бумаге и, в обратном направлении, привыкнуть к тому, что произношение их отличное чем написанное на бумаге.

Отличительными особенностями нарушения фонематического слуха будут являться: · нарушение звукопроизношения (замена и смешение звука); · нарушение звукового построения слова, следующее выделяется при ошибках звукового анализа (пропуск согласных и гласных букв, слогов; перестановка букв, слогов; вставка букв); · нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, обозначающееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

В работе по формированию фонематического восприятия можно определить следующие стадии : 

1 стадия – узнавание неречевых звуков; 

2 стадия – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; 

3 стадия – различение слов, близких по своему звуковому составу; 

4 стадия – дифференциация слогов; 

5 стадия – дифференциация фонем; 

6 стадия – развитие навыков элементарного звукового анализа. 

Остановимся более подробно на каждой стадии. [1]

1 стадия.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). И т. д.

2 стадия.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко(тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: "близко" или "далеко".

3 стадия.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши". Затем он произносит: "Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом" и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: "Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака". И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

4 стадия.

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

1.    Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

5 стадия.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

3.    Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, уууу, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется.

6 стадия.

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому и разрабатываются и создаются разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике. Применение небуквенных средств передачи звучания слова помогает зафиксировать выделенный звук, осознать различие между звуком и буквой.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВУКОВЫЕ МАТРЁШКИ»

Цель: Формировать навыки элементарного звукового анализа. Упражнять в различении твёрдых и мягких согласных. Материал: Две матрёшки с прозрачными кармашками; два фартука - синий и зелёный; предметные картинки-мячики на закрепляемый звук; кружки синего и зелёного цвета. Ход: Предлагаю дидактическую игру по обучению грамоте «Звуковые матрёшки». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Применяется в образовательной области «Коммуникация». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные, определять позицию звука в слове. А также идёт процесс автоматизации поставленных звуков. Варианты игр: «В гостях у Лолы и Лили» - Сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи! - Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом фартучков. - И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую Лиля. - Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля - Как вы догадались? - Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л] - Назовите первый звук в слове Лиля? Звук [Ль] - Расскажите о звуках [Л], [Ль] (дети дают характеристику звуков). Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом. Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом. - Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий звук [Ль]. Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 262-264.Шрейдер Е.А. Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста [Текст] // XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум:педагогика и психология» // nauchforum.ru

3. Демященкова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста / Научно-практический журнал «Ребенок и общество»// 2016, №3.

4. Левина Е.Р.  Основы теории и практики логопедии. / Левина Р.Е. – М.: Просвещение, 1968. –367 с.

5. Левченко Е. В. Развитие фонематического восприятия младших школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 117-123.

6.  Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин / Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107-110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

ПРОЕКТ «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – формирование у детей дошкольного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы.Задачи проекта:Образовательные:- формировать основы экологической культуры дошко...

"Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Практические рекомендации для родителей по формированию временных представлений, чувства времени у детей....

Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях....

«Особенности формирования фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Данный материал будет интересен педагогам-дефектологам, логопедам. В работе освещены теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью,...