«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья
Предварительный просмотр:
Компетентность – умение индивида объединять знания и навыки для решения проблемы.
Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями: речевое и социально-коммуникативное развитие.
Конечной целью дошкольного образования в данном направлении является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений, что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарный запас (обогащение, закрепление и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову – решаются на протяжении всего дошкольного детства, усложняясь на каждом возрастном этапе.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями.
Практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативной компетентности у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.
Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию.
По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов,качественно преобразовываясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.
Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.
Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.
Коммуникативная компетентность развивается во времени и пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.
Что включает в себя коммуникативная компетентность?
- умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,
- умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,
- владение невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,
- умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,
- знание норм и правил речевого этикета и умение использования их в зависимости от ситуации,
- владение навыками разрешения конфликтных ситуаций.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода
развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....
Советы родителям детей младшего школьного возраста
Рекомендации психологов, как сделать так, чтобы ребенок гордился своей семьей....
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....
Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения. Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...
«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».
Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...