Развитие информационной культуры учащихся на занятиях оригами.
статья (2 класс)
Реализовывая программу ФГОС НОО, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые необходимо решить. Как сделать так чтобы мир, окружающий ребенка был понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы ученик захотел открыть этот мир для себя? Как современный мир информации сделать доступным пониманию ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_informatsionnoy_kultury_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие информационной культуры учащихся начальной школы.
Реализовывая программу ФГОС НОО, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые необходимо решить. Как сделать так чтобы мир, окружающий ребенка был понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы ученик захотел открыть этот мир для себя? Как современный мир информации сделать доступным пониманию ребенка? Как научить его выбирать и применять именно ту информацию, которая будет ему полезна? Наше время – это век информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько средств для ее получения: книги, газеты, журналы, интернет, телевидение и радио. Ежедневно на взрослых и детей обрушивается поток информации. Это поток постоянно растет. Школа, в соответствии с существующим законодательством, призвана научить детей ориентироваться в информационных потоках, учащиеся начальной школы должны уметь искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Ученики должны уметь оценить достоверность полученной информации. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях. Современная школа обязана сформировать у младшего школьника информационную культуру. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся. В начальной школе особое внимание необходимо уделять созданию условий для освоения таких понятий как «информация», «документ», «информационный ресурс», «поиск информации». Школьникам необходимо знать: виды информации, адресный поиск информации и алгоритм его выполнения.
В школе навыки работы с информацией формируются не только при изучении школьных дисциплин, но и на факультативах, кружках, в том числе на занятиях оригами в ходе выполнения самостоятельной, исследовательской работы, при подготовке конкурсных работ.
На своих занятиях я стараюсь познакомить ребят с самыми разнообразными источниками информации. Основными источниками информации младших школьников являются: книга, слово как символ понятия, наблюдение, компьютер, межличностное общение.
Книга – основной источник знаний для детей в начальной школе. Книги раскрывают перед детьми весь мир. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум. На занятиях, оригами школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность. С помощью книг ученики осмысливают полученную учебную информацию, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление; учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, схемами, делать выводы, осуществляют библиографический поиск, выполняют самостоятельную работу.
Слово как символ понятия - следующий важный источник информации. Это работа с различными соответствующими возрасту словарями. С помощью словарей учащиеся получают новые знания, обогащают свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов. На занятиях оригами часто используются различные энциклопедические словари и тематические справочники.
Следующим источником информации является наблюдение. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (например, умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). В начальных классах непосредственные наблюдения детей должны быть доступными, увлекательными и интересными. На занятиях оригами ребенок увлеченный любимым делом с удовольствием пополняет свои знания об окружающем мире. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Через наблюдение идёт извлечение информации: например условные знаки на схеме оригами, выполнение творческих работ на различные темы.
Сегодня дети быстро осваивают новую технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которыми они могут пользоваться как в классе, так и дома, прежде всего, оживляет процесс обучения. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. А здесь важно то, что школьник может сделать это самостоятельно. С помощью компьютеров можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся начальных классов и высвободить время для их творческого развития. Приобщение младших школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). При использовании компьютерной презентации, занятие становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе занятия, – это изображения (слайды), видеофрагменты, фотографии, схемы, диаграммы, фильмы, мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Использование ИКТ на занятиях оригами помогает развивать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учит рационально использовать своё время. Всем известно, что огромнейший запас информации.
Всем известно, что огромнейший запас информации имеет Интернет. Интернет - это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Интернет открывает совершенно новые возможности для обучения, понимания и изучения материала, так как доступ к точным и детальным данным по изучаемой теме становится почти мгновенным. В ходе любого занятия педагог, направляя детей к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на занятиях оригами в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание оригами, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к обучению.
Следующим источником информации является межличностное общение. Общение учащихся между собой, общение с педагогом, общение с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Педагог должен учить детей общаться, обмениваться информацией, формировать умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем. Нужно научить детей использовать приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста и ассоциацией. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо. Типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа. Тематика разговора детей друг с другом такова что, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры, игрушки, кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события. Межличностное общение дает человеку возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользование речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. В ее решении учреждения дополнительного образования должны занять ведущее место. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку с толком воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Информация, которую получает школьник, должна быть интересна, полезна, затрагивать ум, сердце и душу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках и во внеурочное деятельности
Опыт работы...
Эффективность работы учителя по развитию информационной грамотности учащихся.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов (март 2012г) по теме "Эффективность работы учителя по развитию информационной грамотности учащихся»....
Развитие информационной культуры младших школьников через курс«Образ и мысль»
Развитие информационной культуры младших школьников через курс«Образ и мысль»Культура – это человеческий капитал, который позволяет чувствовать свою причастность к жизни на более высоком уровне.В осно...
Развитие информационной культуры личности младшего школьника
Мой выбро методического комплекта УМК "Песпективная начальная школа"...
педагогический проект " Развитие информационной культуры младших школьников в процессе проектной деятельности"
Ключевой идеей проекта является использование проектной деятельности в качестве средства развития универсальных учебных действий...
Информационно - образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ как условие развития информационной культуры младшего школьника
Карта мастер-класса...
Представление опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования "Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования, направленных на развитие информационной культуры младшего школьник
В основе работы - книга «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора со...