Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.
статья
Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения целесообразно познакомиться с основными идеями, заложенными в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_raznourovnevogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальная траектория обучения слабоуспевающих детей на уроках начальной школы »
Косолапова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов, высшая категория,
МБОУ Лицей № 6, г. Химки, Московская область, РФ
Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.
1. Введение (актуальность темы)
2. Основное содержание
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы
1. Введение
Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но социально - практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет изучить такие свойства личности, как задатки предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. [1] В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.
Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, высоко оценивая возможности каждого ребенка, писал, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он может взойти на самую высокую ступень «лестницы образования». В конце XIX - начале XX века проблемой индивидуализации и дифференциации обучения занимались Э. Мейман, А. Бине, О. Декроли, Э.Л. Торндайк, П.П. Блонский и другие известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Их поиски привели к созданию различных форм организации учебно-воспитательного процесса, где идея дифференцированного обучения в той или иной степени получила свое практическое воплощение.
Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения целесообразно познакомиться с основными идеями, заложенными в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях.
2. Технология разноуровневого обучения
В основе образования начальных классов лежит идея: «От умений, навыков и знаний, стало возможным сдвинуть образование с мертвой точки для подготовки к реальной жизни, подготовить для того, чтобы ребенок занял достойное место в жизни. Он должен быть готовым к тому, чтобы работать в группе, сотрудничать с коллективом, быстро переучиваться и обновлять свои знания и требования рынка труда.»[2]
Данная мысль является актуальной на современном этапе, так как жизнь меняется мгновенно, меняется самосознание и ценности детей. Хорошее образование было востребовано всегда, но сейчас кроме него необходимо, чтобы дети были творческими, целеустремленными, коммуникабельными, они должны уметь быстро ориентироваться в огромном объеме информации, находить необходимую, быстро переучиваться, решать жизненные и профессиональные задачи. Учителя, которые работают в школе, должны дать не только знания, но и помочь развить и раскрыть личность ребенка, чтобы он был гармонично развит, а также сформировать необходимые в жизни качества личности. В данном случае одинаково важны умения, знания и навыки, которые формируются в традиционной школе, но при этом не менее важно развитие личностных и метапредметных результатов образования. Таким образом, актуальным становится начальное образование в России, которое входит в новый стандарт образования.
Обучаемость – это общая способность, восприимчивость к обучению. Существуют различные точки зрения по определению сущности обучаемости. [3] Сегодня доказано, что обучаемость не сводится к умственному развитию и является многокомпонентным свойством личности, включающим в себя:
а) восприимчивость, готовность к умственному труду:
сформированность умственных действий, степень развития таких характеристик мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, обобщенность, экономичность и других;
готовность к ориентировке в новых условиях, к принятию дозированной помощи взрослых, к самоорганизации;
б) фонд действенных знаний (тезаурус);
в) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний);
г) познавательная активность, интересы и склонности (мотивация учения);
д) работоспособность, выносливость.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. [4]
Психологи утверждают, что для определения обучаемости в начальной школе необходима комплексная диагностика, которую учитель должен проводить совместно с психологической службой школы. Педагоги-исследователи предлагают наиболее упрощенные способы, которые помогают осуществить первичную диагностику. Приводим один из них (по материалам П.И. Третьякова). [5]
- Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.
- Учитель перед изучением нового повторяет материал, необходимый для усвоения новых знаний.
- Учитель объясняет новый материал.
- Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
- Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.
- Задания для самостоятельной работы учащихся:
- Напишите, что вы узнали нового.
- Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
- Выполните задания по образцу.
- Выполните задание в измененной ситуации.
Ключ к определению уровня обучаемости:
Как только 3-4 ученика из класса выполнят задания - собрать рабочие записи у всех, если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с тремя заданиями - второй уровень обучаемости. Если выполнены два и менее заданий - первый уровень. Измерение нужно проводить по конкретному предмету нескольким учителям предоставленного класса для того, чтобы итог был более объективным.
Таким образом, мы можем определить, что такое обученность в школе. [6]
Обученность - это уровень и степень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Раскроем более подробно содержание уровней усвоения:
1. Первый уровень - различение. Характеризует низшую ступень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями - в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.
2. Второй уровень - запоминание. Учащийся может пересказать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.
3. Третий уровень - понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.
4. Четвертый уровень – применение с использованием простейших умений и навыков. Характеризуется тем, что умения проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведенные до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных умений и навыков - показатель довольно высокой степени обученности.
5. Пятый уровень – перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения новых задач. Обладающие этой наивысшей степенью обученности умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности. Ученик дает ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему проблемных ситуаций.
Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. [7]
Главным средством определения обученности учащегося являются тесты, составленные по уровням сложности учебного материала на основе соблюдения необходимых правил к их разработке. [8]
Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. [9]
Тест состоит из 5 видов вопросов:
- вид - вопросы на воспроизведение (типа «дай определение», «назови правило», «опиши...»;
- вид - вопросы на понимание (тина «докажи», «почему», «сравни»);
- вид - вопрос-задание по принципу «сделай по образцу»;
- вид - вопрос-задание но принципу «выполни в новой ситуации»;
- вид - задание повышенного уровня сложности (для выполнения которого необходимо знание, понимание и свободное владение изучаемым материалом).
II. Количество вопросов в каждом виде должно быть одинаковым.
- Время теста не ограничено.
- Существует два варианта выполнения теста:
а) испытуемый должен последовательно работать над заданиями (с 1 по 4), пятое задание является дополнительным (необязательным),
б) испытуемый работает только над пятым заданием.
V. Тест готовится для каждого уровня в отдельности.
Ключ к определению уровня обученности:
Если работа велась по варианту А: если выполнены все задания, можно говорить о пятом, очень высоком уровне обученности школьника. Если справился с тремя заданиями - четвертый уровень обученности. Если выполнены два - третий уровень, одно - второй уровень обученности. Если ученик с тестом не справился, то при личной беседе возможно диагностирование первого уровня обученности. [10]
Если работа велась по варианту Б: при выполнении испытуемым пятого задания можно говорить о пятом уровне обученности, но если задание не выполнено, то тест считается не пройденным и учащийся должен выполнить его по варианту А.
В качестве примера приведем тест для определения уровня обученности по теме «Разноуровневое обучение в начальной школе». [11]
- Что такое разноуровневое обучение? Дайте определение.
- Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного подхода к учащимся?
- Разработайте тест для определения уровня обученности конкретно для Вашего предмета по любой выбранной Вами теме.
- Составьте развернутый план Вашего выступления на педагогическом совете по теме «Разноуровневое обучение».
- Какие элементы разноуровневого обучения можно внести в классно-урочную систему для повышения ее эффективности?
Преимущества разноуровневого обучения в условиях внутренней дифференциации заключаются в следующем.
- Предлагая всем учащимся одинаковый объем материала по своему предмету, педагог устанавливает различные уровни требовании к его усвоению, а следовательно, создает условия для продвижения в соответствующем каждой группе учащихся темпе.
- Каждый учащийся сам выбирает свой уровень обучения на каждом уроке, иногда не совсем объективно, но всегда переживая чувство ответственности за сделанный выбор и постоянно ощущая зону ближайшего развития - возможность работать на следующем, более высоком уровне, что создает мотивацию к обучению, постепенно формирует адекватную самооценку и способность к самоопределению.
- Изложение материала учителем всегда ведется, на высоком уровне (не ниже второго), что поддерживает учебный процесс на высоком интеллектуальном уровне и создает зону ближайшего развития для учащихся, которые учатся на минимально допустимом уровне.
- Поскольку уровень обучения выбирается учеником самостоятельно, а не навязывается педагогом, организуемая им дифференцированная работа воспринимается учащимися безболезненно для их самолюбия.
Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках учитель должен осуществлять дифференцированный подход обучения в работе с учащимися. [12]
Недостатки при реализации ТРО связаны прежде всего с ее недостаточной разработанностью на уровне конкретных предметных технологий: [13]
- не определено содержание разноуровневого обучения по каждому предмету;
- недостаточно разработана система разноуровневых заданий, определены общие и специфичные для каждого предмета принципы их построения, необходимые учителю для владения технологией и методикой их конструирования ТРО по предмету;
- недостаточно разработаны формы и методы разноуровневого обучения, способы конструирования разноуровневого урока по разным предметам;
- требуется дальнейшая разработка форм и методов контроля в условиях разноуровневого обучения, в частности, тестов, позволяющих объединить педагогические (тесты достижений) и психологические (тесты интеллекта), способы диагностики уровня обученности и развития учащихся.
Образовательная система, предоставляющая всем обучающимся одинаковые временные, содержательные и образовательные условия, приводит к созданию неравенства между учащимися. Наличие же различных по способностям, интересам, проектируемым профессиям детей ставит вопрос создания адаптивной среды для каждого учащегося - разноуровневого обучения.
Внедрение индивидуализации в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный подход к учащимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня. [14]
3.Заключение
Таким образом, можем подвести итоги изученного материала:
- Важным элементом образования в современном обществе, формирующим у ребёнка базовые знания и навыки является начальное школьное образование.
- Школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новейших жизненных установок личности.
- Современное начальное школьное образование выступает подлинно индивидуальным (персонифицированным), а главное одной из универсальных человеческих надобностей.
- Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
- Основными ценностями личностно-ориентированного обучения являются самобытность ученика, неповторимость его субъективного опыта являются.
- Изученные мною методы и приемы работы позволяют реализовать технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
- В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения приобретают приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом.
- В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию. [15]
Дифференциация обучения является залогом предоставления каждому учащемуся равного высокого шанса достичь высот культуры. Залог максимального развития учащихся с самыми разными способностями и интересами. Дифференцированное обучение должно быть гибким и подвижным, позволяющим учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Дифференцированное обучение предполагает учебную деятельность учащихся на разном уровне для овладения единым программным материалом.
4. Список использованной литературы
1. Алексеева А.В. Применение новых педагогических технологий //начальная школа. 2014. №2. С. 13-17.
2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 2011. – 332 с
3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.: Феникс, 2008. – 474 с. – С.222-229.
4. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования. Психологическое обозрение. № 2 (5). 2007. С. 6.
5. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 2009 – 327 с.
6. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 2010 – 381с.
7. Луданская Н.Л. Пути использования новых технологий в начальных классах // Нач. школа. 2012. №4. С. 44-48.
8. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвящение. 2016. – 510 с.
9. Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд. М.: Академия, 2008. – 176 с.
10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия, 2009. – 192 с.
11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. 4-е изд. / Под ред. Смирнова С.А. М.: Академия, 2000. – 512 с.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008 – 368 с. 266-297.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 2000 – 280с.
14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 2014. – 318с.
15. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Шамова Т.И. Белова С.И., Ильина И.В. и др. М.: Академия, 2015. – 192 с.
16. Уит И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Просвещение, 2010. – 355 с.
17. Формирования мотивации учения. / Коллектив авторов. М.: Просвещение, 2010. – 432 с
18. Якиманская И.С. Разноуровневое обучение в современной школе.- М.: РАГС, 2009. – 289с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы)
Из опыта работы на уроке русского языка...
Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе
правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"
Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...
Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...
Технология разноуровневого обучения в начальной школе
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...
Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. ...