Программа внеурочной деятельности для 2-4 классов "Экологические исследования"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Программа не только предоставляет знания об окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к окружающей среде, что в целом способствует формированию экологической культуры личности.Также она способствует формированию навыков исследовательской деятельности и развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа групповых занятий по экологии в начальной школе "Экологические исследования"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
Программа «Экологические исследования» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 10 летних детей и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Программа интегрирована с курсом «Мы и окружающий мир» Дмитриевой Н. А. и Казакова А. Н., поэтому ее целесообразно использовать в классах, занимающихся по системе обучения Л. Занкова.
Актуальность программы.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Большое наследие в области воспитания детей образами - картинами окружающей среды оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на эмоциональное и нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а только активно влияет на взаимодействие с ней. Но, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Высокие темпы развития научно - технического прогресса, к сожалению, усиливают отчуждённость человека от природы.
Необходим комплекс специальных мер, направленных на формирование нового экологического мышления у детей. К числу таких мер относится пробуждение у детей познавательного интереса к жизни животных и растений, воспитание на этой основе позитивного отношения к окружающей природе.
Однако любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной. Она конкретна и возникает лишь в результате его непосредственного эмоционального положительного контакта с природными объектами и их активного исследования.
Не отрицая важности постоянных наблюдений для понимания детьми причинно-следственных связей в природе, я считаю необходимым применять в педагогической практике задания исследовательского характера, которые помогают формировать у учащихся целостное представление о строении, образе жизни, развитии живых существ и растений.
Для формирования экологической культуры младших школьников и их родителей мною была разработана образовательная программа "Экологические исследования". Она не только предоставляет знания об окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к окружающей среде, что в целом способствует формированию экологической культуры личности.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание и формирование экологического мировоззрения имеет особое значение. Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии.
Кроме того, в современном динамичном обществе каждому необходимы умения и навыки исследовательского поиска. Детская потребность в исследованиях обусловлена биологически. Ребенок настроен на познание окружающего мира, стремится творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Направить его действия, снабдить знаниями и умениями исследовательского поиска, позволяющими проводить и презентовать самостоятельное исследование – еще одна важная задача внеурочной деятельности в данной программе.
Цель программы:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, ее понимание и уважение ; отражение данного отношения в исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- Углублять и расширять представления в области экологии,
- Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды,
- Развивать познавательные потребности и способности младших школьников.
Программа включает два направления:
- экологическое;
- исследовательская деятельность.
Особенности экологического направления.
Особенность данного направления состоит в том, что в ней
- расширяется кругозор обучающихся;
- пополняются знания об окружающем мире;
во 2-3 классах
- раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
- расширяются представления о природных связях Земли,
- выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни,
в 4 классе
- развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;
- раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
- акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Связь с курсом “Мы и окружающий мир” под авторством Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова.
Во 2 классе:
блок тем “Понятие “экология” является пропедевтической аналогичной теме из курса “Мы и окружающий мир”; тема “Роль неживой природы в жизни живого” изучается параллельно теме “Взаимодействие сил природы”; блок тем “Многообразие флоры и фауны. Их охрана” изучается параллельно блоку тем “Живая природа”.
В 3 классе:
тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы “Природные зоны” из курса “Мы и окружающий мир”, так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир; расширяют представления о природных связях Земли.
В 4 классе:
Темы этого года тесно связаны с темами “Человек и мир, созданный им” и “Человек и природа” из курса “Мы и окружающий мир”.
Особенности направления “исследовательская деятельность”.
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:
- тренинговые занятия,
- исследовательская практика,
- мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В третьей части “Мониторинг” организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
Образовательная программа реализуется в течение 3-х лет и адаптирована для учащихся 2-4 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий с учащимися: теоретические, практикум – исследовательская работа в лабораторных условиях, практические занятия на природе, учебные экскурсии в природу.
Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, конференции, семинара, продолжительностью 35 минут.
Практические занятия проводятся либо в помещении (исследования в лаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в форме биологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.
Продолжительность практических занятий в помещении не более 35 минут часов, практических занятий на природе, экскурсий не более 2 часов. Изучение родного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местных водоемов, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон – выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразование природы родного края. В связи с этим для проведения практических занятий используются территории расположенных в Пролетарском районе города Твери парка Текстильщиков, Первомайской рощи.
Ключевые понятия:
Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. | Темы занятий | Кол-во часов | Контроль за ЗУН | |||
теория | практика | всего | ||||
2 класс | ||||||
1 | Понятие “экология”. Понятие “исследование”. | 6 | - | 6 | Беседа на тему “Почему детеныши животных любят играть”. | |
2 | Методы исследовательской деятельности. | 3 | 3 | 6 | “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”. | |
3 | Угроза исчезновения. | 3 | 2 | 5 | коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | |
4 | Роль неживой природы в жизни живого. | 3 | 7 | 10 | тренировочное занятие “Я – исследователь”. | |
5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана. | 2 | 5 | 7 | участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | |
3 класс | ||||||
1 | Экологические связи в живой природе. | 6 | 4 | 10 | Беседа “Защитные приспособления у растений и животных”. | |
2 | Вода. Охрана воды. | 4 | 3 | 7 | семинар “Как подготовиться к защите”. | |
3 | Почвы. Охрана почв. | 4 | 2 | 6 | конференция “В защиту экологического проекта”. | |
4 | Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. | 3 | 1 | 4 | мозговой штурм “Способы охраны воздуха” | |
5 | Способы охраны природы. | 4 | 3 | 7 | защита исследовательских работ и творческих проектов | |
4 класс | ||||||
1 | Здоровье человека и окружающая среда. | 6 | 3 | 9 | тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | |
2 | Влияние человека на окружающую среду. | на основе защит исследовательских работ | 7 | защита исследовательских работ | ||
3 | Мини-курс “Я – юный исследователь”. | 6 | 4 | 10 | коллективная игра “Умею видеть проблемы”. | |
4 | Природные катаклизмы. | 5 | 3 | 8 | защита исследовательских работ и творческих проектов |
Содержание учебной программы.
№Темы занятия | Содержание | Задачи темы | ||
экология | исследовательская деятельность | |||
2 класс | ||||
1 | Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. | Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? | 1,2 | |
2 | Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1,2 | |
3 | Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 1,2 | |
4 | Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Что такое парадоксы. Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1,2 | |
5 | Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 1,2 | |
3 класс | ||||
1 | Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). | Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”. “Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”. | 1,2 | |
2 | Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. | Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”. | 1,2 | |
3 | Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. | “Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1,2 | |
4 | Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”. | Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1,2 | |
5 | Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.). | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1,2 | |
4 класс | ||||
1 | “Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1,2 | |
2 | Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. | 1,2 | |
3 | На экологическом материале. | “Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра). | 2 | |
4 | Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1 |
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия:
Личностные -
– положительное отношение к школе и учебной деятельности
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения
Регулятивные –
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения_
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Познавательные –
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи
– производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные –
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
Предметные:
К концу 4 класса учащиеся должны:
Направление курса | Знать | Уметь |
Экологическое | ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края | Владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края |
Исследовательское | ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ. | видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения. |
Список использованной литературы:
- Г. В. Буковская. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников.- М., 2004
- Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня.- Сост. И. В. Курбеко.-Волгоград, 2011
Мачалова Ю. В. Программа групповых занятий по экологии в начальной школе (2–4-й классы) "Экологические исследования" http://festival.1september.ru/articles/511221/
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2015
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» 2013-2014г
№ урока | Дата | Тема урока | Вид деятельности |
1 | 3.09 | Экологические связи в живой природе. Понятия «прямые, косвенные связи» | Беседа, през-я |
2 | 10.09 | Экологические связи в живой природе. Экологическая пирамида. | -,,- |
3 | 17.09 | Экологические связи в живой природе. Экосистема. | беседа |
4 | 24.09 | Экологические связи в живой природе. Семинар «Защитные приспособления у животных» | семинар |
5 | 1.10 | Экологические связи в живой природе. Наблюдение и его роль в исследовании. Интуиция и создание гипотез. | Беседа, през-я |
6 | 8.10 | Экологические связи в живой природе. | Мультфильм |
7 | 15.10 | Экологические связи в живой природе. | учеб.игра |
8 | 22.10 | Экологические связи в живой природе. | Экскурсия в рощу. |
9 | 5.11 | Экологические связи в живой природе. | Выбор темы иссл-я |
10 | 12.11 | Экологические связи в живой природе. | Беседа |
11 | 19.11 | Вода. Охрана воды. | Экскурсия на берег реки. |
12 | 26.11 | Вода. Охрана воды. | Беседа. |
13 | 3.12 | Вода. Охрана воды. | Презентация. |
14 | 10.12 | Вода. Охрана воды. | Беседа, мультфильм. |
15 | 17.12 | Вода. Охрана воды. | Беседа. |
16 | 24.12 | Вода. Охрана воды. | семинар |
17 | 14.01 | Вода. Охрана воды. | Пр.занятие «Проведение экспериментов» |
18 | 21.01 | Почвы. Охрана почв. | Просмотр видеоурока |
19 | 28.01 | Почвы. Охрана почв. | Работа со справочной литературой |
20 | 4.02 | Почвы. Охрана почв. | Беседа |
21 | 11.02 | Почвы. Охрана почв. | Беседа, опыт |
22 | 18.02 | Почвы. Охрана почв. | конференция |
23 | 25.02 | Почвы. Охрана почв. | Беседа, работа с комнатными растениями, мультфильм |
24 | 4.03 | Воздух. Охрана воздуха. | Беседа, мини-сочинение. |
25 | 11.03 | Воздух. Охрана воздуха. | Прогулка в парк |
26 | 18.03 | Воздух. Охрана воздуха. | беседа |
27 | 1.04 | Воздух. Охрана воздуха. | Мозговой штурм. |
28 | 8.04 | Способы охраны природы. | беседа |
29 | 15.04 | Способы охраны природы. | Просмотр фильма |
30 | 22.04 | Способы охраны природы. | Подготовка к защите проектов |
31 | 29.04 | Способы охраны природы. | Подготовка к защите проектов |
32 | 6.05 | Способы охраны природы. | Подготовка к защите проектов |
33 | 13.05 | Способы охраны природы. | Защита проектов |
34 | 20.05 | Способы охраны природы. | Работа на пришкольном участке. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» 2012-20013г
№ урока | Дата | Тема урока | Вид деятельности |
1 | 4.09 | Организм и окр. среда. | Беседа, през-я |
2 | 10.09 | Как человек исследует окр. мир. | -,,- |
3 | 17.09 | Как животные исследуют окр.мир. | беседа |
4 | 24.09 | Методы исследования. | -,,- |
5 | 1.10 | Что такое экология. | Беседа, през-я |
6 | 8.10 | Что такое экология. | Мультфильм |
7 | 15.10 | Наблюдение – метод исследования природы. | Беседа, учеб.игра |
8 | 22.10 | Осенняя экскурсия. | Экскурсия в рощу |
9 | 5.11 | Изготовление гербария из собранных на экскурсии растений. | |
10 | 12.11 | Осенняя прогулка. | Экскурсия на берег реки. |
11 | 19.11 | Мини-семинар «Кто самый наблюдательный». | |
12 | 26.11 | Эксперимент – что это? | Беседа. |
13 | 3.12 | Спасенные животные. | Презентация. |
14 | 10.12 | Под угрозой исчезновения. | Беседа, мультфильм. |
15 | 17.12 | Красная книга. | Беседа. |
16 | 24.12 | Экологические знаки. | Изготовление эскизов |
17 | 14.01 | Учебная игра «Анализируем, предлагаем, делаем выводы» | |
19 | 28.01 | Практическая работа «Опыты со снегом и льдом». | |
20 | 4.02 | Тренировочное занятие «Я-исследователь» | |
21 | 11.02 | Значение света в жизни живых организмов. | Беседа, опыт |
22 | 18.02 | Роль воздуха в жизни животных и растений. | беседа |
23 | 25.02 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Беседа, работа с комнатными растениями, мультфильм |
24 | 4.03 | Обобщающее занятие «Связь живого и неживого» | Беседа, мини-сочинение. |
25 | 11.03 | Экскурсия «Весна в лесу» | Прогулка в парк |
26 | 18.03 | Обсуждение результатов, полученных на весенней экскурсии. | беседа |
27 | 1.04 | Начало работы над проектом «Царство живой природы»-выбор темы. | |
28 | 8.04 | Подготовка проекта. | |
29 | 15.04 | Экскурсия на водоем (р. Волга) | |
30 | 22.04 | Обсуждение результатов экскурсии. | |
31 | 29.04 | Защита проектов. | |
32 | 6.05 | Подготовка к экологической неделе. | |
33 | 13.05 | Неделя Экологии. | Сценки, устный журнал, экол.акции |
34 | 20.05 | Озеленение территории. | Работа на пришкольном участке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/04/picture-27094-1493895331.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-269336-1565786748.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС. Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-1140806-1556511199.png)
Программа внеурочной деятельности "Мои первые исследования" УМК Школа России 2-4 классы
Программа общеинтеллектуального направления составлена на основе УМК «Школа России», ФГОС НОО, ФГОС ООО. Идеей для составления данной программы является концепция развивающего обучения Д. ...