Программа внеурочной деятельности для 2-4 классов "Экологические исследования"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Программа не только предоставляет знания об окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к окружающей среде, что в целом способствует формированию экологической культуры личности.Также она способствует формированию навыков исследовательской деятельности и развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа групповых занятий по экологии в начальной школе "Экологические исследования"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
Программа «Экологические исследования» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 10 летних детей и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Программа интегрирована с курсом «Мы и окружающий мир» Дмитриевой Н. А. и Казакова А. Н., поэтому ее целесообразно использовать в классах, занимающихся по системе обучения Л. Занкова.
Актуальность программы.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Большое наследие в области воспитания детей образами - картинами окружающей среды оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на эмоциональное и нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а только активно влияет на взаимодействие с ней. Но, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Высокие темпы развития научно - технического прогресса, к сожалению, усиливают отчуждённость человека от природы.
Необходим комплекс специальных мер, направленных на формирование нового экологического мышления у детей. К числу таких мер относится пробуждение у детей познавательного интереса к жизни животных и растений, воспитание на этой основе позитивного отношения к окружающей природе.
Однако любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной. Она конкретна и возникает лишь в результате его непосредственного эмоционального положительного контакта с природными объектами и их активного исследования.
Не отрицая важности постоянных наблюдений для понимания детьми причинно-следственных связей в природе, я считаю необходимым применять в педагогической практике задания исследовательского характера, которые помогают формировать у учащихся целостное представление о строении, образе жизни, развитии живых существ и растений.
Для формирования экологической культуры младших школьников и их родителей мною была разработана образовательная программа "Экологические исследования". Она не только предоставляет знания об окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к окружающей среде, что в целом способствует формированию экологической культуры личности.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание и формирование экологического мировоззрения имеет особое значение. Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии.
Кроме того, в современном динамичном обществе каждому необходимы умения и навыки исследовательского поиска. Детская потребность в исследованиях обусловлена биологически. Ребенок настроен на познание окружающего мира, стремится творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Направить его действия, снабдить знаниями и умениями исследовательского поиска, позволяющими проводить и презентовать самостоятельное исследование – еще одна важная задача внеурочной деятельности в данной программе.
Цель программы:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, ее понимание и уважение ; отражение данного отношения в исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- Углублять и расширять представления в области экологии,
- Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды,
- Развивать познавательные потребности и способности младших школьников.
Программа включает два направления:
- экологическое;
- исследовательская деятельность.
Особенности экологического направления.
Особенность данного направления состоит в том, что в ней
- расширяется кругозор обучающихся;
- пополняются знания об окружающем мире;
во 2-3 классах
- раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
- расширяются представления о природных связях Земли,
- выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни,
в 4 классе
- развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;
- раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
- акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Связь с курсом “Мы и окружающий мир” под авторством Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова.
Во 2 классе:
блок тем “Понятие “экология” является пропедевтической аналогичной теме из курса “Мы и окружающий мир”; тема “Роль неживой природы в жизни живого” изучается параллельно теме “Взаимодействие сил природы”; блок тем “Многообразие флоры и фауны. Их охрана” изучается параллельно блоку тем “Живая природа”.
В 3 классе:
тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы “Природные зоны” из курса “Мы и окружающий мир”, так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир; расширяют представления о природных связях Земли.
В 4 классе:
Темы этого года тесно связаны с темами “Человек и мир, созданный им” и “Человек и природа” из курса “Мы и окружающий мир”.
Особенности направления “исследовательская деятельность”.
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:
- тренинговые занятия,
- исследовательская практика,
- мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В третьей части “Мониторинг” организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
Образовательная программа реализуется в течение 3-х лет и адаптирована для учащихся 2-4 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий с учащимися: теоретические, практикум – исследовательская работа в лабораторных условиях, практические занятия на природе, учебные экскурсии в природу.
Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, конференции, семинара, продолжительностью 35 минут.
Практические занятия проводятся либо в помещении (исследования в лаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в форме биологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.
Продолжительность практических занятий в помещении не более 35 минут часов, практических занятий на природе, экскурсий не более 2 часов. Изучение родного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местных водоемов, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон – выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразование природы родного края. В связи с этим для проведения практических занятий используются территории расположенных в Пролетарском районе города Твери парка Текстильщиков, Первомайской рощи.
Ключевые понятия:
Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. | Темы занятий | Кол-во часов | Контроль за ЗУН | |||
теория | практика | всего | ||||
2 класс | ||||||
1 | Понятие “экология”. Понятие “исследование”. | 6 | - | 6 | Беседа на тему “Почему детеныши животных любят играть”. | |
2 | Методы исследовательской деятельности. | 3 | 3 | 6 | “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”. | |
3 | Угроза исчезновения. | 3 | 2 | 5 | коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | |
4 | Роль неживой природы в жизни живого. | 3 | 7 | 10 | тренировочное занятие “Я – исследователь”. | |
5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана. | 2 | 5 | 7 | участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | |
3 класс | ||||||
1 | Экологические связи в живой природе. | 6 | 4 | 10 | Беседа “Защитные приспособления у растений и животных”. | |
2 | Вода. Охрана воды. | 4 | 3 | 7 | семинар “Как подготовиться к защите”. | |
3 | Почвы. Охрана почв. | 4 | 2 | 6 | конференция “В защиту экологического проекта”. | |
4 | Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. | 3 | 1 | 4 | мозговой штурм “Способы охраны воздуха” | |
5 | Способы охраны природы. | 4 | 3 | 7 | защита исследовательских работ и творческих проектов | |
4 класс | ||||||
1 | Здоровье человека и окружающая среда. | 6 | 3 | 9 | тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | |
2 | Влияние человека на окружающую среду. | на основе защит исследовательских работ | 7 | защита исследовательских работ | ||
3 | Мини-курс “Я – юный исследователь”. | 6 | 4 | 10 | коллективная игра “Умею видеть проблемы”. | |
4 | Природные катаклизмы. | 5 | 3 | 8 | защита исследовательских работ и творческих проектов |
Содержание учебной программы.
№Темы занятия | Содержание | Задачи темы | ||
экология | исследовательская деятельность | |||
2 класс | ||||
1 | Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. | Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? | 1,2 | |
2 | Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1,2 | |
3 | Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 1,2 | |
4 | Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Что такое парадоксы. Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1,2 | |
5 | Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 1,2 | |
3 класс | ||||
1 | Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). | Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”. “Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”. | 1,2 | |
2 | Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. | Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”. | 1,2 | |
3 | Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. | “Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1,2 | |
4 | Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”. | Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1,2 | |
5 | Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.). | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1,2 | |
4 класс | ||||
1 | “Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1,2 | |
2 | Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. | 1,2 | |
3 | На экологическом материале. | “Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра). | 2 | |
4 | Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1 |
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия:
Личностные -
– положительное отношение к школе и учебной деятельности
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения
Регулятивные –
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения_
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Познавательные –
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи
– производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные –
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
Предметные:
К концу 4 класса учащиеся должны:
Направление курса | Знать | Уметь |
Экологическое | ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края | Владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края |
Исследовательское | ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ. | видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения. |
Список использованной литературы:
- Г. В. Буковская. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников.- М., 2004
- Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня.- Сост. И. В. Курбеко.-Волгоград, 2011
Мачалова Ю. В. Программа групповых занятий по экологии в начальной школе (2–4-й классы) "Экологические исследования" http://festival.1september.ru/articles/511221/
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2015
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» 2013-2014г
№ урока | Дата | Тема урока | Вид деятельности |
1 | 3.09 | Экологические связи в живой природе. Понятия «прямые, косвенные связи» | Беседа, през-я |
2 | 10.09 | Экологические связи в живой природе. Экологическая пирамида. | -,,- |
3 | 17.09 | Экологические связи в живой природе. Экосистема. | беседа |
4 | 24.09 | Экологические связи в живой природе. Семинар «Защитные приспособления у животных» | семинар |
5 | 1.10 | Экологические связи в живой природе. Наблюдение и его роль в исследовании. Интуиция и создание гипотез. | Беседа, през-я |
6 | 8.10 | Экологические связи в живой природе. | Мультфильм |
7 | 15.10 | Экологические связи в живой природе. | учеб.игра |
8 | 22.10 | Экологические связи в живой природе. | Экскурсия в рощу. |
9 | 5.11 | Экологические связи в живой природе. | Выбор темы иссл-я |
10 | 12.11 | Экологические связи в живой природе. | Беседа |
11 | 19.11 | Вода. Охрана воды. | Экскурсия на берег реки. |
12 | 26.11 | Вода. Охрана воды. | Беседа. |
13 | 3.12 | Вода. Охрана воды. | Презентация. |
14 | 10.12 | Вода. Охрана воды. | Беседа, мультфильм. |
15 | 17.12 | Вода. Охрана воды. | Беседа. |
16 | 24.12 | Вода. Охрана воды. | семинар |
17 | 14.01 | Вода. Охрана воды. | Пр.занятие «Проведение экспериментов» |
18 | 21.01 | Почвы. Охрана почв. | Просмотр видеоурока |
19 | 28.01 | Почвы. Охрана почв. | Работа со справочной литературой |
20 | 4.02 | Почвы. Охрана почв. | Беседа |
21 | 11.02 | Почвы. Охрана почв. | Беседа, опыт |
22 | 18.02 | Почвы. Охрана почв. | конференция |
23 | 25.02 | Почвы. Охрана почв. | Беседа, работа с комнатными растениями, мультфильм |
24 | 4.03 | Воздух. Охрана воздуха. | Беседа, мини-сочинение. |
25 | 11.03 | Воздух. Охрана воздуха. | Прогулка в парк |
26 | 18.03 | Воздух. Охрана воздуха. | беседа |
27 | 1.04 | Воздух. Охрана воздуха. | Мозговой штурм. |
28 | 8.04 | Способы охраны природы. | беседа |
29 | 15.04 | Способы охраны природы. | Просмотр фильма |
30 | 22.04 | Способы охраны природы. | Подготовка к защите проектов |
31 | 29.04 | Способы охраны природы. | Подготовка к защите проектов |
32 | 6.05 | Способы охраны природы. | Подготовка к защите проектов |
33 | 13.05 | Способы охраны природы. | Защита проектов |
34 | 20.05 | Способы охраны природы. | Работа на пришкольном участке. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» 2012-20013г
№ урока | Дата | Тема урока | Вид деятельности |
1 | 4.09 | Организм и окр. среда. | Беседа, през-я |
2 | 10.09 | Как человек исследует окр. мир. | -,,- |
3 | 17.09 | Как животные исследуют окр.мир. | беседа |
4 | 24.09 | Методы исследования. | -,,- |
5 | 1.10 | Что такое экология. | Беседа, през-я |
6 | 8.10 | Что такое экология. | Мультфильм |
7 | 15.10 | Наблюдение – метод исследования природы. | Беседа, учеб.игра |
8 | 22.10 | Осенняя экскурсия. | Экскурсия в рощу |
9 | 5.11 | Изготовление гербария из собранных на экскурсии растений. | |
10 | 12.11 | Осенняя прогулка. | Экскурсия на берег реки. |
11 | 19.11 | Мини-семинар «Кто самый наблюдательный». | |
12 | 26.11 | Эксперимент – что это? | Беседа. |
13 | 3.12 | Спасенные животные. | Презентация. |
14 | 10.12 | Под угрозой исчезновения. | Беседа, мультфильм. |
15 | 17.12 | Красная книга. | Беседа. |
16 | 24.12 | Экологические знаки. | Изготовление эскизов |
17 | 14.01 | Учебная игра «Анализируем, предлагаем, делаем выводы» | |
19 | 28.01 | Практическая работа «Опыты со снегом и льдом». | |
20 | 4.02 | Тренировочное занятие «Я-исследователь» | |
21 | 11.02 | Значение света в жизни живых организмов. | Беседа, опыт |
22 | 18.02 | Роль воздуха в жизни животных и растений. | беседа |
23 | 25.02 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Беседа, работа с комнатными растениями, мультфильм |
24 | 4.03 | Обобщающее занятие «Связь живого и неживого» | Беседа, мини-сочинение. |
25 | 11.03 | Экскурсия «Весна в лесу» | Прогулка в парк |
26 | 18.03 | Обсуждение результатов, полученных на весенней экскурсии. | беседа |
27 | 1.04 | Начало работы над проектом «Царство живой природы»-выбор темы. | |
28 | 8.04 | Подготовка проекта. | |
29 | 15.04 | Экскурсия на водоем (р. Волга) | |
30 | 22.04 | Обсуждение результатов экскурсии. | |
31 | 29.04 | Защита проектов. | |
32 | 6.05 | Подготовка к экологической неделе. | |
33 | 13.05 | Неделя Экологии. | Сценки, устный журнал, экол.акции |
34 | 20.05 | Озеленение территории. | Работа на пришкольном участке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС. Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...
Программа внеурочной деятельности "Мои первые исследования" УМК Школа России 2-4 классы
Программа общеинтеллектуального направления составлена на основе УМК «Школа России», ФГОС НОО, ФГОС ООО. Идеей для составления данной программы является концепция развивающего обучения Д. ...