«Технологии игрового обучения в начальной школе».
статья
У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад.
«Технологии игрового обучения в начальной школе».
Подготовил: учитель
высшей квалификационной
категории
Степанова Е.А.
Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.
Какие существуют виды игр?
Опираясь на концепцию Д.Б.Эльконина, выявили наиболее характерные виды игр: игра – развлечение; игра – упражнение; сюжетная игра; процессуально – подражательная игра; традиционная игра.
По классификации О.С.Газмана игры бывают: подвижные; сюжетно – ролевые; компьютерные; дидактические.
Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто времяпровождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма воспитания.
Какие же функции выполняют игры, используемые мной?
Формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности.
Например, в игре «Лото» ребята в непринуждённой обстановке общаются друг с другом, учатся находить одинаковые предметы, сопоставлять их.
Игра «С какого дерева листок?». На доске картинки с изображеним деревьев (берёза, дуб, клён, ива и т. д.) Дети получают листочки и определяют, с какого дерева они.
Игра «Следопыт». Ученики определяют, какое животное оставило следы на снегу.
Способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и пр.)
Например, игра на развитие восприятия «Выложи сам». Детям показываю картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Необходимо выложить из них данное изображение.
Игра на развитие воображения. Ученикам раздаю шаблоны круга. Они обводят их на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы. (Получаются часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и др.)
Игра на развитие мышления, речи «Времена года». Показываю картинку с изображением времени года. Задания разные, в зависимости от темы урока: ответить на вопросы, придумать предложения, рассказ, сравнить и т. д.
Создают условия для освоения социальных ролей.
Эта функция реализовывается в большинстве игр, т. к. игры чаще всего носят коллективный характер и предлагают то или иное разделение ролей.
Активизируют мыслительную деятельность.
Примером таких игр являются сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, Составление примеров может быть представлено в игровой форме. Пришёл сказочный герой (Буратино, Незнайка, Чебурашка, Золотая рыбка и т.д.) и просит ребят выполнить задание.
Часто использую такие игры, как «Магазин», «Составим букет», «Найди свой цветок» и другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных предметных картинок, объединяют в заданную сюжетную игру.
Способствуют включению детей в учение.
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.
На уроках технологии изготавливаем карточки в виде перфокарт, пишем на них задания (примеры, слова с безударной гласной, слова с парными согласными и т. д.) Дети заполняют «окна», потом обмениваются и проверяют друг у друга.
В своей практике я активно использую игровую педагогическую технологию, как совокупность различных игр на разных предметах, с различными учебными задачами и содержанием.
Нельзя сказать, что игра выполняет одну какую – либо функцию, обычно она выполняет сразу несколько функций. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным и напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной работы.
При организации и проведении игр я придерживаюсь следующих требований: Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся.
Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.
Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
Данные обследования говорят, что выбранная мною технология эффективна на данном этапе, получены хорошие результаты, но остаётся много вопросов, над которыми нужно работать, чтобы интерес к учебной деятельности стал устойчивым, а учебная деятельность для младших школьников ведущей.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к обучению.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад.
Открытый урок-игра « Путешествие в Африку»
( с применением технологий: игровой, сотрудничества, здоровьесбережения)
1класс
Провела: учитель первой
квалификационной
категории
Есмагулова Т.В.
Тема: « Закрепление и повторение пройденного материала, числа от 1 до 5»
Цели: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета; повторить состав чисел 2,3,4,5; совершенствовать умение составлять и решать простые задачи; развивать логику и мышление.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Быстренько, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «Пять»!
- Сегодня на уроке мы будем повторять пройденный материал, и будет наш урок не совсем обычным.
- Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный остров, расположенный недалеко от жаркой Африки.
- А чтобы узнать, на чём мы отправимся, возьмите лист и простой карандаш и соедините по порядку все числа, начиная с самого маленького.
- Что получилось? (самолет)
- Раскрасьте картинку.
Физ. минутка « Самолет».
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолет.
- Кто же будет нас встречать на острове?
- Об этом мы узнаем, когда выполним следующее задание.
- Давайте вспомним состав чисел от 1 до 5.
Игра « Дополни» (пальцы- помощники)1,1,2
2- это 1 и
3- это 2 и
3- это 1 и
Как можно получить число 4 (на пальцах 3 и 1; 2 и 2)
Вспомните: состав числа 5, посмотрите на доску. Проверьте: всё правильно?
2+2 1+4 3+2 4+1 1+2 2+3
Глазки закройте. Посчитайте молча до 5 (собираю картинку)
- Вот мы очутились на этом чудесном острове, а живут тут весёлый слоненок Тони, любопытная обезьянка Чи-чи и два жирафа: жираф-мама и маленький жирафёнок - сынок.
- Наши герои нам будут сегодня не только помогать, но иногда и мешать, путать.
- Готовы дальше работать?
Цветок.
- Слоненок Тони подарил нам волшебный цветок, но он не простой, а математический.
Его надо решить.
Что будем делать? (отнимать один)
( отв. Показывать на числ. Веере).
- Встаньте, пожалуйста. Прыжком повернитесь в обратную сторону.
( Меняю «_» на «+»)
- Что изменилось? Давайте посчитаем.
- Молодцы! Мама Жирафа как-то узнала, что ваше самое любимое занятие на всех уроках - это отгадывать ребусы. УА ДА (задача)
Следующий этап нашего урока - решение задач.
Наши зверушки подготовили их для вас и даже решили их. Но вот правильно ли, нам предстоит выяснить. Готовы?
1) На песке 3 медвежонка
Играли в прятки у бочонка
Один в бочонок еле влез
А сколько убежало в лес? 3-1=2 3+1
2) Три ромашки- желтоглазки
Два весёлых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? 3+2=5 3-2
Физкультминутка «Чунга-Чанга» (Вместе с героями потанцуем)
- Садитесь. Здесь я для вас приготовила примеры, а хулиганка Чичи унесла некоторые цифры и знаки.
- Кто готов их назвать в 1-ом примере?
- Молодцы!
Задача на логическое мышление.
-Ну а сейчас наши друзья приготовили для нас супер сложное задание. Посмотрим, кто из вас окажется самым сообразительным и внимательным.
Обезьянка Чичи и слон Тони начертили вот такие фигуры. Назовите их.
Каждый из них начертил по одной фигуре.
Внимание! Чичи не стала чертить квадрат. Слон не стал чертить круг и квадрат.
Кто какие фигуры начертил?
( Слон- шестиугольник, Обезьяна-круг).
- Объясните.
- Физкультминутка.
Быстро встали
Тихо сели
Головами повертели
Сладко-сладко потянулись
Рот закрыли на замок
Продолжается урок.
Графический диктант.
- Вашу оценку за работу на уроке сегодня я зашифровала в графическом диктанте.
-Найдите точку.
-От точки:3,1,2123312123
Шифровка:4,6,7,8,5,2,1,молодцы
7+1=8 о
6-2=4 м
5+2=7 л
2-1=1 ы
3-1=2 ц
4+1=5 д
3+3=6 о
Раскрась самолет дальше.
Рефлексия:
- Наше путешествие подошло к концу.
- Где мы сегодня побывали?
- Кто наши новые друзья?
- Что понравилось больше всего на уроке?
- Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс
В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...
Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс
В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...
«Технологии игрового обучения в начальной школе».
Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспи...
Технология игрового обучения в начальной школе.
Технология игрового обучения в начальной школе позволяет решать многие воспитательные и учебные задачи. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. ...
Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...