Тема: "Весна - утро года!"
план-конспект урока (2 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

ИНТЕГРИРОВАНЫЙ УРОК  литературного чтения и окружающего мира по теме: "Весна - утро года!"

Цель темы:  познакомить учащихся с весенними изменениями в природе через литературные и музыкальные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme_vesna.utro_goda.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАНЫЙ УРОК

 литературного чтения и окружающего мира

Учитель: Бронникова М.Г.

Тема урока: Весна - утро года!

Цель темы:  познакомить учащихся с весенними изменениями в природе через литературные и музыкальные произведения.

Задачи:

1)предметные: изучить материал по разделу «Весна, весна красная…»; формировать навыкичтения; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2) метапредметные: развивать внимательность и познавательную активность; развивать умение работать самостоятельно; развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать логическое мышление и способность анализировать предложенный материал; развивать навыки устной;

3) личностные: формировать потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группах, парах и индивидуально; воспитывать бережное отношение ко всему живому;уметь оценивать работы одноклассников и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Тип урока:урок общеметодологической направленности

Планируемый результат:

УУД:

Личностные 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

формирование мотивации и ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, оценивание усваиваемого содержания.

Постановка и определение цели, осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на русском и  окружающем мире

Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, освоение ознакомительного, поискового чтения;  самостоятельное создание способов решения проблем.

речевая деятельность, навыки сотрудничества, способы взаимодействия, уметь участвовать в беседе, понимать точку зрения собеседника.

Методы: коммуникативный, интерактивный, личностно-ориентированный

Основные понятия: эпитеты, олицетворение, приметы весны

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

Ресурсы:  индивидуальные карточки, учебная презентация, аудио и видеозаписи, планшеты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Этап мотивации.

Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности.

Приветствие учителя  

- Доброе утро, девочки и мальчики. Поделитесь своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

 - Я надеюсь, что ваше хорошее настроение будет с вами все наше занятие.

-

Приветствуют учителей.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Этап целеполагания.

Цель этапа: Постановка цели урока и выведение темы учащимися.

1. Виртуальная экскурсия в лес  (просмотра видеоролика)

 - Сегодня, мы с вами в очередной раз отправимся в гости к природе, откроем некоторые ее тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать.

 Зажурчал ручей в овражке,

 Прилетели с юга пташки,

 Греет солнышко с утра –

 В гости к нам пришла …(Весна)

- Приметы  весны, весеннее настроение отражают в своих произведениях поэты, а также и писатели.

- Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

- Какую картину вы представляете, слушая это стихотворение?

Здесь нет слова «весна». Каким образным выражением заменил поэт это слово? (утро года)

- Почему утро? (просыпается, происходят изменения в неживой и живой природе)

- Значит о чём мы сейчас поговорим?

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответ сегодня на уроке?

Вывод: познакомимся  с весенними изменениями в живой и неживой природе через литературные и музыкальные произведения.

Слушают учителя,  смотрят видеоролик про весну.Описывают признаки весны в природе опираясь на изображения и свой жизненный опыт

Дети читают стихи о весне

Дети выводят тему урока,  формулируют вопросы

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника.

Умение выражать свои мысли и оценивать действия.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: открытие нового  материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Поэтическая пяти минутка.

- Какое настроение передают поэты в этих произведениях. Назовите эпитеты, которые использовали поэты для передачи настроения.

2. Работа с текстом.

Отрывок рассказа Чехова А.П. «Весна»

Постарайтесь увидеть нарисованным А.П. Чеховым картины.

- хоровое чтение

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь под снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

       Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

      Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат…

- Какие картины нарисовало ваше воображение? Какие предметы и явления описывает Чехов?

- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми? (снег не сошёл, весна просится, лучи его играя и улыбаясь, купаются). Это литературный приём – олицетворение (присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым).

Физминутка:

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт-торопит улица

Шагаем дружно: ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят

Букашки пробудились

Деревья листьями шумят

Все звери оживились

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся!

- Молодцы, садитесь.

Дети отвечают на общие вопросы, вспоминают основные понятия: эпитеты, олицетворение.  

Дети шагают, припадают на  одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны,  изображают зверей и птиц.

Поиск информации, подведение под понятие, выражение собственного мнения, аргументация, участвовать в коллективном обсуждении

III. Этап первичного контроля.

Цель: Первичный контроль теоретических знаний.

- Какие изменения происходят в неживой природе мы вспомним, выполнив следующее задание.

 - Выберите те приметы, которые относятся к весне.

Тест Игра: «Приметы Весны»  (использование мобильного приложения – «Кахут»)

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Победитель…

 Вспоминают правила работы в группе.

По окончании работы учащиеся  анализируют  свои знания.

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся.

Развитие познавательного интереса к окружающему миру, расширение кругозора учащихся.

IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: закрепить  полученные знания

Беседа о жизни животных весной.

- Не только растения, но и птицы радуются началу весны.

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?(холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары).

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (перелётные)

      - Ребята, к нам урок пришла девушка-весна (кукла-шкатулка) и принесла вам факты о живой и неживой природе весной.

- В Америке, какой будет весна предсказывают сурки

-В Китае приход весны совпадает с празднованием Нового года

- Хвоя опадает у ели ранней весной

- Перелетая птицы преодолевают расстояния, сравнимые с расстоянием до Луны

- Весной дети растут быстрее

- С каждым годом подснежников в лесу всё меньше

- Аисты в процессе перелёта способны засыпать, не опускаясь при этом на землю

- Сбор сока приносит вред берёзам

Звери

- А сейчас узнаем, как провели зиму и встречают весну звери.

Разыгрывается заранее подготовленная сценка.

Ёж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов было много. Не голодала. Сейчас себя чувствую замечательно – будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась. Иногда удавалось кур в деревне похватать. А ты кум, что такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой –

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня,

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда.

Лиса. Миша, а ты как чуть весну не проспал, расскажи.

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

- Спасибо!

Учащиеся  вспоминают изменения в живой природе, вытягивают из шкатулки факты живой и неживой природы, читают их, если надо объясняют.

Разыгрывают заранее подготовленную сценку о животных

Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, освоение ознакомительного, поискового чтения;  самостоятельное создание способов решения проблем.

V.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?

- Что особенно понравилось и поразило?

- Сейчас вы оцените свою работу на уроке: выберите капельку (если довольны работой), снежинку (если получалось не все),  цветочек (если работать было неинтересно).

Под песню «Весенняя капель» дети прикрепляют выбранные картинки на доску.

 Ребята поют песню «Весенняя капель»

Рефлексия способов и условий действия

Самооценка на основе успешности.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI. Домашнее задание

- Послушайте, как композитор П. И. Чайковский выразил в музыке красоту весенней природы. (Учащиеся слушают пьесу «Март» из цикла «Времена года»,  выписывают себе в тетрадь приметы весны).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Весна-утро года"

Весна – самая долгожданная пора. Это пробуждение после долгой и затяжной зимы, Она приносит с собой много радостных моментов, свежий ветерок и тёплое солнышко. Как приятно ощущать действие весеннего н...

Воспитательное мероприятие "Весна - утро года".

Воспитательное  мероприятие ....

Презентация к внеклассному чтению на тему:"Весна! Времена года. С.Я.Маршак"

Красочная презентация поможет Вам, дорогие коллеги, интересно провести занятие, урок....

УМК "ПНШ" 2 класс. Весна – утро года

Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман. Планируемые результаты:Предметные:- знать символическое п...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"...

Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

laquo;Весна-утро года»Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года; Планируемые...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»

Тема входит в  систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...