Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни — это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?
Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон никое, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.
1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.
Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на' две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.
Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромны спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.
Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в .мире и обществе себе подобных (самосознание).
Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
- совокупность социально значимых свойств человека;
- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; -система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;
- осознание окружающего мира и себя в нем;
- система потребностей;
- совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д.
Все это образует содержательное обобщение «личность».
1.2. Структура качеств личности
В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).
4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).
Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно - СЭН).
Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека.
Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.
По локализации отражения выделяют:
индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;
общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;
- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.
По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, - воспроизведение, - понимание, — применение, - автоматические действия, — отношение и знание - потребность.
По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.
Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие — не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык -это автоматизированное умение.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности - способам умственных действий.
1.4. Способы умственных действий (СУД)
Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию - синтез науки, техники, культуры, искусства.
Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации - это мышление.
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи -являются базой, средством для мышления.
Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:
1)по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;
2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент и др.
3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;
4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классическилогические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В.Давыдову). Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (Якиманская И.О.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.
Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются:
I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учеб ной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.
II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.
III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.
IV. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.
V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в расширительном значении, включающем и внешние действия, и общеучебные умения).
На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемая «обучаемость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (в данном случае -учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления - ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.
Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъектом управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.
Человек - весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления - одна из главных характеристик личностного развития.
Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три интегральных качества (психогенные факторы развития): потребности, направленность, Я-концепция (рис. 1).
Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.
Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.
Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес - основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.
Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.
Рис. 1. Самоуправляющие механизмы личности
Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.
Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них .
Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и других).
Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.
Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.
Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы -приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.
Рис. 2. Структура качеств действенно-практической сферы личности 1.7. 1.7 Действенно-практическая сфера личности (СДП)
Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности человека.
Структура качеств СДП может быть представлена (по В.П.Беспалько) следующей схемой (рис. 2).
В действенно-практической сфере функционируют системы знаний, отражающих законы природы, законы техники, закономерности деятельности человека в производстве, в том числе и психологические закономерности. В практической деятельности широко реализуются обобщенные умения и проявляются межпредметные и межличностные отношения.
Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого личностью трудового опыта, степень мастерства в трудовой области: широту, основательность, освоенность умений. Основной канал приобретения трудовых умений и навыков -трудовое обучение, построенное на основе определенной теории усвоения. Навыки эти основываются на естественнонаучных, политехнических и специальных технических, экономических, психологических знаниях.
Трудолюбие - качество личности, которое определяет степень ее морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. Это - одно из сложных свойств, чрезвычайно индивидуальное, имеющее, по-видимому, в своей основе определенные врожденные задатки типа социального инстинкта, проявляющегося в детстве в склонности к игровой деятельности, у школьника - к учебной общественно полезной, а у взрослого человека к трудовой активности, прилежности, потребности в труде и готовности трудиться.
Готовность к трудовой деятельности составляет одно из центральных качеств действенно-практической сферы. В зависимости от степени его сформированности человек с большим или меньшим эффектом включается в трудовую деятельность, проявляет психологическую готовность к труду.
Трудовая нравственность характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам.
Для развития СДП ничем не заменима сама трудовая, общественная, художественно-прикладная деятельность, ориентированная на получение полезного для людей, для общества результата.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
2. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
3. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков / В.М. школьников Коротов и др. Воспитание ученика. - М., 1990.
4. Немое Р.С. Психология: В 3-х т. - М.: Просвещение, 1995.
5. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М., 1969.
6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984.
7. Платонов К.К, Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977.
8. Селевко Г.К Накопление и систематизация профессиональных знаний //Формирование личности учителя. - М., 1980
9. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье
Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье...
Педагогическое управление развитием гражданственно-правовой компетенции субъектов вариативного образовательного процесса в школе
Задачи исследования· Своевременно осуществлять диагностику и мониторинг творческих способностей учащихся;·...
Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок во время от рождения и до поступления в школу. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и ф...
Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся
Использование приемов и методов современных образовательных технологий...
Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии.
Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценит...
ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».
В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...