Патриотическое воспитание в начальной школе во внеурочной деятельности
статья
В статье приведены примеры патриотического воспитания учащихся начальноых классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole_elizarova_e.m.docx | 105.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в начальной школе во внеурочной деятельности
Елизарова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ СШ № 33 г. Волгограда
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, её прошлому и настоящему.
Но, к сожалению, в последние годы внимание к патриотизму было ослаблено. В результате у многих молодых людей в дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей – от семьи до государства. Среди этих качеств – гражданственность, долг, любовь к Родине. В предыдущие годы была разрушена система работы по данному направлению. В результате чего среди молодых людей наблюдалось проявление духовной опустошенности и низкой культуры. резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.
В настоящее время затребованным в обществе становится новый социальный тип личности. Стране нужны люди, умеющие быстро ориентироваться в современной обстановке, быстро принимать решение, люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но нельзя списывать со счетов качества личности, которые во все времена отличали русского человека - высокую нравственность, порядочность, толерантность.
Конечно, мы не можем обойтись без патриотического воспитания подрастающего поколения. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у молодых людей любви к своей Родине.
Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ, механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это экскурсии по памятным местам, посещение музеев, проведение уроков мужества и классных часов.
В работе представлены два классных часа для учащихся начальных классов.
Классный час, посвящённый разгрому
немецко-фашистских войск под Сталинградом
«Помним подвиг твой, Сталинград»!
Педагогические цели: Углубить знания детей о событии Великой Отечественной войны – Сталинградской битве.
Планируемые результаты:
Предметные: Называют даты начала, завершения Великой Отечественной войны, начало и конец Сталинградской битвы. Имеют представление о событиях Сталинградской битвы, о героях Сталинграда.
Личностные: проявляют познавательный интерес к представленному материалу. Проявляют чувство уважения защитникам Родины времён Великой Отечественной войны. Осознают роль мирного населения страны в борьбе с врагом.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Получают новую информацию, используя различные источники информации. Составляют рассказы о героях Сталинграда.
Высказывают свою точку зрения, аргументируют, доносят свою позицию до других, готовят ответы на вопросы по рассказу С. Алексеева. Задают вопросы.
Оборудование
Плакаты о Сталинграде, мультимедийная презентация, ауди запись «Растёт в Волгограде берёзка» М. Агашиной и Г. Пономаренко, «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова.
Оформление доски:
1) Цитата
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград. (Александр Твардовский)
2) Рисунки детей, посвящённые разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Ход классного часа
1 ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Звучит песня "Священная война"
Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя нашему народу. Ровно 1418 дней продолжалась эта война. Более 40 тысяч жизней унесла она.
А 17 июля 1942 года, ___ года назад, началась Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне.
Битва включала в себя два периода. Первый - оборонительный - начался со Сталинградской стратегической оборонительной операции 17 июля и продолжался до 18 ноября 1942 года.
Тяжелые кровопролитные бои начались в большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду.
Начало Сталинградской битвы сотрудники Музея-панорамы "Сталинградская битва" описывают так: выжженная степь, палящее солнце, измученные советские солдаты, довольные немцы. Наши пешком, немцы на мотоциклах и танках.
Самоотверженно сражаясь, советские солдаты под нажимом превосходящих сил противника были вынуждены отойти на левый берег Дона. Целый месяц шли бои на внешнем оборонительном отводе. Попытка взять Сталинград сходу у немцев провалилась. Они смогли продвинуться всего на 60-80 км, но продолжали рваться к Волге, сжигая все на своем пути.
"Приказ под номером 277 "Ни шагу назад!", вышедший 27 июля, несмотря на свою жестокость, был правильным, - считают многие ветераны, - если бы не он, плохи были бы наши дела".
Гитлеровские танки при поддержке мотопехоты вышли на северную окраину Сталинграда 23 августа. Именно в этот день началась массированная бомбежка города. Самолеты противника совершали в день до 2 тысяч вылетов. На город обрушились тысячи бомб. Горел город, воздух, горела.
Второй период битвы - Сталинградская стратегическая наступательная операция - начался 19 ноября 1942 и закончился 2 февраля 1943 года. Операция проводилась войсками Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии. В ходе боевых действий в состав советских войск были дополнительно введены управления 1-й и 2-й гвардейских, 5-й ударной и 6-й армий, пять танковых и три механизированных корпуса, шесть бригад.
Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1, 5 миллионов человек - четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
Ровно 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Она внесла коренной перелом в ход войны. Мы не только выиграли битву, мы действительно поверили в то, что сможем выиграть войну и одолеть гитлеровцев.
Стихи (читают дети)
1. В свой срок – не поздно и не рано –
придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь второго февраля.
2. И там, у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло метели белой
положишь красные цветы.
3. И словно в первый раз заметишь,
каким он был, их ратный путь!
Февраль-февраль, солдатский месяц –
пурга в лицо, снега по грудь.
4. Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль-февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
5. На кургане, гремевшем боями,
не отдавшем своей высоты,
блиндажи поросли ковылями,
разрослись по траншеям цветы.
6. Бродит женщина берегом Волги.
И на том, дорогом, берегу
Не цветы собирает – осколки,
Замирая на каждом шагу.
7. Остановится, голову склонит,
и над каждым осколком вздохнёт,
и подержит его на ладони,
и песок не спеша отряхнёт.
8. Вспоминает ли юность былую,
вновь ли видят ушедшего в бой…
Поднимает осколки. Целует.
И навеки уносит с собой.
Учитель.
Ребята, вы прочитали стихи замечательной поэтессы Маргариты Агашиной, которая жила в нашем городе многие свои произведения посвящала любимому городу и мужественным защитникам города-героя.
И песню "Растёт в Волгограде берёзка" она посвятила героям Сталинградской битвы, Мамаеву Кургану.
Звучит песня "Растёт в Волгограде берёзка".
Учитель.
Многие писатели также посвящали свои произведения нашему городу. Так, например, писатель С. Алексеев, который многого рассказов написал о Сталинградской битве.
Вот послушайте его рассказ "Мамаев Курган". Учитель читает рассказ
Вопросы к рассказу
- Как вы понимаете предложение "Как лунь, в седине голова Чернышова".
- Почему так произошло?
Учитель. В тяжёлых условиях люди самоотверженно сражались с фашизмом. Сегодня мы вспомним поимённо некоторых из них. (Сообщения детей, дети готовят сообщения самостоятельно по заданию классного руководителя, портреты героев демонстрируются на слайдах презентации)
Паникаха Михаил Аверьянович
(1918 – 2.10.1942)
Михаил Александрович родился на Украине. Призван в ряды Красной Армии в Днепропетровской области в 1939 г. На защиту Сталинграда прибыл в составе бойцов Тихоокеанского флота. Рядовой (командир отделения 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии). Беспартийный. 2 октября 1942 г. в районе завода «Красный Октябрь» Паникаха и его фронтовой товарищ Бедеров находились в окопе, выдвинутым к позициям противника. Со стороны Мамаева кургана немецкие танки перешли в наступление. Бой завязался неравный. У бойца остались только две бутылки с горючей жидкостью «КС». Тогда М.А. Паникаха, взяв их, пополз вперед. Вражеская пуля попала в поднятую матросом бутылку и жидкость, растекшись по солдату, воспламенила его. Превозмогая боль, Михаил вскочил на головной танк и вместе с его экипажем сгорел. Советский боец пал смертью храбрых. Остальные немецкие танки и пехотинцы повернули назад. Михаила похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь». Подвиг Михаила Паникахи стал известен всей стране. Паникаха был награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Василий Григорьевич Зайцев
(23.03.2015 – 15.12.1991)
Василий Григорьевич Зайцев родился 23 марта 1915 года в Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1930 году окончил строительный техникум в городе Магнитогорске, где получил специальность арматурщика.
С 1937 года служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учёбы в Военно-хозяйственной школе его назначили начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображение. В этой должности его и застала война.
К лету 1942 года старшина 1-й статьи Зайцев подал пять рапортов с просьбой направить его на фронт. Наконец командир удовлетворил его просьбу и Зайцев уехал в действующую армию. Сентябрьской ночью 1942 года, вместе с другими тихоокеанцами, Зайцев переправился через Волгу и начал участвовать в боях за город Сталинград.
Он умел выбирать самые лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от вражеских солдат там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В. Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, а его товарищи по оружию в 62-й армии — 6000. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках.
Яков Павлов
(4.10 1917 – 28.09.1981)
Вечером 27 сентября 1942 г. Я. Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание, телефонную линию. Вместе со взводом лейтенанта И.Афанасьева численность защитников дошла до 24 человек.
Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Я. Ф. Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге.
25 ноября во время атаки Я. Ф. Павлов был ранен в ногу. Лежал в госпитале, затем воевал наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. Вскоре после окончания войны (17 июня 1945 г.) младшему лейтенанту Я. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Филиппов Александр Александрович
(26.06.1925 – 23.12.1942)
Саша родился в 1925 году в городе Сталинграде. Когда началась война, четыре его брата ушли на фронт. Летом же 1942 года на второй год тяжелой войны Саше было 16 лет, и он уже имел специальность слесаря и сапожника. Немецкие солдаты прорвались в Ворошиловский район, заняли район, где жила семья Филипповых. Ночью Саша связался с воинской частью старшего лейтенанта Семинихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так, Саша стал разведчиком под кличкой «школьник». С сумкой через плечо, с сапожным инструментом ходил Саша по немецким штабам чинить сапоги немцам. Днем работает, все высматривает, а ночью пробивается к штабу, и в окно летят гранаты. Немцы после взрыва бегают, ищут партизан, а Саша на улице с детьми в «классы» играет. Много раз ходил Саша в тыл противника. 23 декабря 1942 года после выполнения задания возвращался вместе с разведчицей Марией Усковой. При переходе линии фронта они были схвачены немецкими солдатами. После долгих пыток фашисты повесили Сашу вместе с Усковой и еще неизвестным юношей-партизаном недалеко от дома на глазах матери. Перед своей смертью Саша успел крикнуть: «Все равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак!» Посмертно Саша награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен в сквере Ворошиловского района, на могиле установлен ему памятник. Его именем в Волгограде названы улица, где жил, школа, в которой учился и сквер, где похоронен.
Проведение викторины.
Викторина, посвящённая разгрому
немецко-фашистских войск под Сталинградом.
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 г.)
2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г.)
3. Назовите самый страшный для города день. (23 августа 1943 г. фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолётов-вылетов.)
4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)
5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)
6. Где находилось то место, которое защитники Сталинграда называли главной высотой России? (Мамаев Курган)
7. Назовите высоту Мамаева Кургана. (102 метра)
8. Назовите самые большие памятники защитникам Сталинграда в нашем городе. (Мамаев Курган, Музей-панорама Сталинградской битвы и др.)
9. Какое здание осталось невосстановленным со времён Сталинградской битвы. Для чего это сделано? (Мельница)
10. Чем награждён город за эту битву? (Орден Ленина и Золотая звезда героя.)
Подведение итогов викторины.
ИТОГ
Итак, ребята наш классный час закончен. Я надеюсь, что он не прошёл для вас бесследно. Вы узнали много нового об историческом прошлом города Волгограда.
Что Вам особенно запомнилось?
Праздник «День Великой Победы». 1 класс
Клип «9 Мая – День Победы»
Сегодня мы вспомним о страшных событиях в истории нашей Родины и о тех людях, которые смогли отстоять мир на нашей земле. Много было разных героев и полководцев в России. Но еще ни одна война не оставляла столько горя, как Великая Отечественна война. В этом году мы отмечаем ____ лет Великой Победы. А почему День Победы называют главным праздником в нашей стране? Почему не Новый год? Или 8 марта?
Ответы детей и гостей.
Ведущий: Наши ребята тоже знают об этом празднике и прочитают для всех стихи.
- Ребята, давайте будем помнить о войне!
Давайте будем помнить тех героев!
Кто жизнь не пожалел, отдал стране
За мир, за жизнь, за нас с тобою!
- Мой дед, он был там в свои годы
И бил жестокого врага.
Он пережил войны невзгоды,
Его не дрогнула рука.
- Он говорил, что в 41
Все люди были как один.
Они делили кусок хлеба
И страх, и ужас тех годин.
- Они боролись за Россию
И за детей, и за семью,
И за любимую Отчизну,
Чтоб не отдать её врагу!
Песня «Прадедушка»
- Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
- Мы будем храбрыми, как деды,
Родную землю защитим,
И солнце яркое Победы
Мы никому не отдадим.
- Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май.
Песня «Катюша»
- Был великий День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
- О прекрасном Дне Победы
Любим слушать мы рассказ,
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
Ведущий: Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала, до велика… в тылу трудились женщины и дети: выпускали снаряды. Шили одежду, лечили раненых. «Все для фронта, все для победы» - звучал лозунг военных лет!
На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточенные бои.
Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушали и жгли города, деревни, школы. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Многие не вернулись с той страшной войны.
Стихи (читают дети)
Тихо постоим, постоим,
Просто помолчим, помолчим.
Увела их с собою война,
Оставив нам лишь имена…
1. Помните! Через века, через года…
2 Помните! О тех, кто уже не придет никогда…
3 Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
4 Памяти павших будьте достойны!
Дети (все): Вечно достойны!
Ведущий: Почтим память погибших минутой молчания.
Дни весны наступающей им не даны,
На минуту встаньте, ребята,
В память всех не пришедших с войны.
Минута молчания.
Ведущий: Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники, а у братских могил всегда лежат живые цветы – это знак благодарности тем, кто не вернулся и погиб за Родину. Никто не забыт, ничто не забыто.
Стихи
- Отстояли наши деды
Труд и счастье на Земле.
Ярко светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле.
- За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
Ведущий: Великая Отечественная война закончилась победой добра и все теперь знают, что МИР надо беречь. Все мы хотим жить в своей стране и радостно встречать каждое утро солнечной улыбкой.
Мы никогда не забудем самую важную дату нашей истории – День Победы. За то, что мы с вами радуемся, ликуем, смеемся, танцуем – мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный мир и попросили нас никогда не забывать об этом. Четыре года страшной войны позади. Так будем же, дети, радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.
Дети читают стихи
- Пусть пулеметы не строчат
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
- Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила.
Чтобы в мире не было войны!
Ведущий: Дорогие дети, наш праздник закончился. 9 мая с мамами и папами сходите к памятнику нашим воинам – землякам, погибшим за Родину. Возложите цветы и обязательно поздравьте ветеранов, которые живут рядом с вами. Все они сражались и приближали эту Победу!
А закончить наш классный час предлагаю песней о мире «Дорогою добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе во внеурочной деятельности при подготовке «Книги памяти»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...
Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"
Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...
Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...
«Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности.»
Цель патриотического воспитания заключается в том, чтобы граждане стали не просто достойными своего общества, а стали патриотами своей страны, поэтому эта деятельность включает в ...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...