Статья "Организация дискуссии на внеурочных занятиях"
статья

Прокофьева Юлия Александровна

Эта статья будет интересна учителям ,воспитателям,которые хотят применять нетрадиционные формы работы,одной из которых является дискуссия.Это такая форма проведения занятия,урока,которая используется в качестве мощного метода обучения и развития,что соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokofeva_yu_diskussiya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Прокофьева Ю.А., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №385 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Организация дискуссии на внеурочных занятиях.

     Нетрадиционные формы- это формы работы, которые позволяют учащемуся мыслить и не боятся высказаться, это все, что необычно и ново, это те уроки или внеурочные занятия, которые способствуют оптимизации и эффективности обучения в несколько раз.

     Нетрадиционные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
    Дискуссия как форма организации учебного занятия активно используется в качестве мощного метода обучения и развития, что соответствует требованиям ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования» (п.7 ФГОС НОО). Как известно, результаты образования по ФГОС складываются из личностных, предметных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) результатов. И дискуссия, как универсальная форма организации учебных занятий, помогает добиваться одновременно предметных (без опоры на фактические знания невозможно сформулировать свое мнение и аргументированно его доказать), личностных (дискуссия помогает выявить ценностно-смысловые установки учащихся, отразить их индивидуально-личностные позиции) и метапредметных - и прежде всего коммуникативных - результатов (при подготовке к дискуссии – использование различных способов поиска, сбора, обработки информации, во время дискуссии – умение передать и интерпретировать информацию, «строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и создавать тексты в устной форме», «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий») (п.11 ФГОС НОО).
    Итак, методическая ценность занятия-дискуссии не вызывает сомнений. Вопрос в другом: как организовать и провести занятие в данной форме таким образом, чтобы он принес образовательные и воспитательные плоды, а также оставил "эмоциональный след" в душах наших учеников?
    Предлагаем несколько методических рекомендаций.
1. Как организовать рабочее пространство? Парты лучше всего выстроить по кругу, чтобы участники дискуссии видели лица своих оппонентов. При этом воспитатель занимает место рядом с учащимися, что психологически уравнивает его со всеми другими участниками. На первых порах  педагог, конечно же, направляет ход дискуссии; в дальнейшем бразды правления могут быть переданы кому-либо из числа учащихся.
2. Как сформулировать тему дискуссии? В теме дискуссии могут быть обозначены две полярные точки зрения на обсуждаемый вопрос, например: «Чтение – роскошь или необходимость?» (русский язык, 2 класс), «Котька-лентяй или труженик?» (литературное чтение 2 класс), «Рябина-дерево или кустарник?» (окружающий мир, 2 класс) и т.д. При такой формулировке учащиеся выбирают близкую им позицию и аргументируют ее. Именно таким провокационным образом организатор дискуссии быстро добьется цели: смотивирует присутствующих начать «живой» спор.

     Часто предлагаю детям на отдельном листке написать тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Обсуждению самых интересных из них мы посвящаем следующее внеурочное занятие.

Примеры тем для дискуссии:

«На чем лучше отправиться в путешествие: на корабле или самолете?»

«Хорошему или плохому учит нас телевидение?»
3. Можно ли дискуссию как форму организации учебного занятия совместить с другими технологиями?
 Наш ответ - да! И прежде всего - с игровыми технологиями, в частности с ролевыми играми. Так, при подготовке к дискуссии учащиеся получают (или сами выказывают желание исполнить) определенные социальные роли, как-то: юриста (разрабатывает правила дискуссии), лингвиста (дает рекомендации по речевому этикету во время дискуссии), историка (совершает экскурс в историю данного явления, а также этимологию слова), социолога (проводит различного рода исследования по поставленной проблеме) и т.д. На заключительном этапе занятия-дискуссии целесообразно организовать групповую работу: учащиеся каждой группы, выступая в определенной роли (например, директора школы, мэра города, президента РФ, родителя, учителя, владельца рекламного агентства, поэта и т.д.) и подводя итоги занятия, создают творческий продукт по поводу решения поставленной проблемы (например, в виде указов, приказов, рекомендаций, советов, рекламы, стихотворения и т.д.). 
4. Какова роль педагога при проведении дискуссии? Воспитатель должен заранее продумать ход дискуссии, подготовить интересные материалы (высказывания великих людей, факты, данные исследований и т.п.), а также провокационные вопросы, которые, если пламя дискуссии угасает, он будет подбрасывать аудитории, как в костер подкидывают дрова, чтобы тот не потух.
5. Что делать, если точка зрения, высказанная одним из учащихся, не совпадает с точкой зрения взрослого? Чтобы первое занятие-дискуссия не стало последним, надо говорить, что любая точка зрения имеет право на существование, не подвергается моментальной агрессивной критике и что отметка за точку зрения, не совпадающую с точкой зрения педагога и, возможно, большинства класса, не снижается; самое ценное в любой позиции – умение привести веские аргументы. Если точка зрения, высказанная одним из учащихся, противоречит моральным, этическим нормам, взрослому  надо проявить выдержку, такт: «уничтожать» нежелательную позицию нужно не психологическими методами (оскорблениями, унижением), а интеллектуальными (привести неоспоримые факты, противоречащие утверждаемому, довести точку зрения, высказанную учащимся, до абсурда и т.д.).

     Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживаемся следующих правил:

     Всегда помним о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждаем только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерываю. Не даю обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекаю попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремимся не к победе, а к истине. С уважением отношусь к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения. Даже отличаясь от моей точки зрения она имеет право на существование. Не обижаю ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи. Придерживаюсь дружелюбного тона. Обращаюсь к ученику по имени или другим уважительным способом.
 Как оценивать данное занятие? Как известно, ФГОС требует оценки деятельности учащегося и ее результатов не только со стороны педагога, но и со стороны самого учащегося (самооценки) и одноклассников (взаимооценки). Предлагаем вам примерный лист самооценки:
Лист самооценки
Оцените свою работу на уроке (обведите кружком нужную цифру и допишите утверждения):
1. Я сегодня молодец! У меня все получилось. Я держался (держалась) уверенно. Мои высказывания были логичны, убедительны, грамотно построены. Я хорошо подготовился (подготовилась) и получил(а) отличный результат!
2. В общем-то я неплохо показал(а) себя на сегодняшнем уроке. У меня многое получилось: -____________________________________________.
Однако я не смог _____________________________________________________________.
Так что мне есть над чем работать!
3. Я не очень доволен (довольна) своей работой на уроке. Я не смог (смогла)_______________________________________________________________________________________________________________________________, потому что я __________________________________________________. В следующий раз я лучше подготовлюсь, и у меня все получится!


Кроме этого, воспитателю необходимо подготовить оценочный лист, в котором против фамилии ученика он будет отмечать плюсом каждое его выступление. (Кстати, до начала дискуссии обговаривается, что тот учащийся, который ни разу не вступил в дискуссии, получает отметку «два», за что все голосуют). По завершении дискуссии педагог предлагает каждому ученику оценить выступление одноклассников и "подарить" 1 балл самому активному, интересному и грамотному участнику дискуссии. Так по итогам взаимооценки выстраивается рейтинг. Далее аудитория заслушивает юриста, который называет тех, кто нарушил правила и кому даются штрафные баллы. После всех этих операций выставляются отметки каждому участнику всем классом. 
7.Какие психологические настройки необходимо использовать? Важно настроить ребят на доброжелательное отношение друг к другу и создать психологический комфорт. Поэтому в начале дискуссии все участники поворачиваются сначала к соседу слева, затем к соседу справа, жмут руки и говорят: «Удачи!» В конце дискуссии участники повторяют тот же самый обряд, но уже со словами: «Спасибо за интересное общение!».

Дискуссия как метод проведения  внеурочного занятия увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности, повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможно проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении.

В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов дискуссии, т. к она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеурочной коллективно творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников.

На начальном этапе необходимо объяснить учащимся, в чем разница между спором и дискуссией.

Это принципиально разные понятия. Во-первых, в споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного.

При обучении младших школьников правилам ведения дискуссии использую такие методики как «Пустое кресло» и «Ковёр идей».

«Пустое кресло». Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей.

Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии. На 3-4 стульях раскладываю карточки с мнениями на поставленную проблему разных людей и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (воспитатель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только ведущий услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.

Методика «Ковёр идей»- один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей.

Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Применять данные методики не обязательно все на одном занятии.

На занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы ввожу постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Опыт школьных учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков (дискуссия в том числе) поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Причем, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...