Технология проектного обучения
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Этапы работы над проектом в начальной школе:
I этап – мотивационный.
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта;
формулируются и уточняются задачи;
уточняется информация (источники);
вырабатывается план действий;
определяются средства достижения цели;
устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
согласовываются способы совместной деятельности.
III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)
Ученики:
- собирают материал;
- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
- проводят исследование;
- работают с литературой и другими источниками;
- непосредственно выполняют проект;
- оформляют проект;
- составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный.
Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта, рефлексируют;
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности
переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания
Роль учителя как руководителя проекта.
При работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
- личностно-ориентирована;
- использует множество дидактических подходов;
- мотивирует обучающихся;
- позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
В своей педагогической практике я использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.
В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.
Первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну сказку рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.
Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают сказку, определяют героев сказки, делают иллюстрацию.
Ученики творчески подходят к выполнению задания.
Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о сказке на листах А3 или А4.
В результате работы над этим проектом дети учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда
Ученикам второго класса, можно предложить поработать с пословицами в виде проекта: «Объясни пословицу»
Обучающиеся, работая со словарем, объясняют значение пословицы, которую они выбрали, находят историю её происхождения, подбирают примеры использования пословицы в речи, делают рисунки.
Результаты своей работы ученики оформляют на листах А4. Презентация данного проекта проходит в виде выступления перед классом.
В 3-м классе ребята работают над темой «Происхождение моей фамилии»или «Моя родословная» . Ученики, работая вместе с родителями, находят информацию о происхождении своей фамилии, приводя возможные версии ее появления.
В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков по литературному чтению, обобщая материал по народным и авторским сказкам, детям предлагается проект «Сочини свою сказку», стихи.
Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...
Технология проектного обучения.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это н...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».
Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.
laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...