Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе
В своей работе на протяжении многих лет я использую технологию перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой, когда возможно одновременное обучение детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. Идею опережения, положенную в основу обучения С. Лысенковой, С. Соловейчик назвал гениальной. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обучения, опережающая технология имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая для дидактики система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение - в пределах урока, среднее - в пределах системы уроков, дальнее - в пределах учебного курса, межпредметные опережения).
Способный и опытный учитель видит будущее, знает не только свой предмет, каким-то шестым чувством чувствует, как настроены его ученики, стремится работать по опережающей системе.
Концептуальные положения технологии:
• Личностный подход педагогики сотрудничества .
• Успех - главное условие развития детей в обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
• Через знающего ученика учить незнающего.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему я начинаю не в заданные программой часы, а немного раньше- по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5-10 минут урока. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Важно каждого спросить в его время, и тогда отметки у всех будут хорошими, а к тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все, всем хватит времени и внимания учителя. На уроках закрепления мы работаем «по цепочке», то есть все дети без моего вызова отвечают на вопросы .Этот прием хорош тем, что в работе участвуют все, а также экономится время из-за того, что не надо называть конкретного ученика.
Программный материал, который обязателен для изучения, мой класс осваивает в начале апреля. У нас остается много времени (почти 2 месяца). Это время используется для закрепления, создания навыка - для развития быстроты реакции в устных ответах и в выполнении письменных упражнений. Конечно же в это время продолжается работа на перспективу, то есть я начинаю вводить изучение тем из программы следующего класса.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых порций будущих знаний,
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение ;
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива ; ею оканчивается и начинается каждый учебный год .
Вторым базисом, на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Каждый мой выпускной класс-это «говорящие»дети. Это отмечают учителя-предметники старших классов. Я считаю, что это большая «заслуга» и комментируемого управления.
Лысенкова объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
С самых первых уроков дети у меня начинают комментировать свои действия. Например, выходит к доске первоклассник и получает задание выбрать из нескольких фигур треугольник. Но делает он это не молча, он проговаривает свое решение : «Я беру эту фигуру, потому что у нее 3 угла».
Даже когда ещё не записываем предложение, то есть в начале букварного периода, при составлении предложений мы, записывая схему предложения, проговариваем «Начало предложения пишу с большой буквы, в конце ставлю точку». Дети быстро усваивают это правило и уже в 1 классе они никогда не допускают в оформлении предложений ошибки. Когда начинаем писать- ни одного урока без комментирования. Когда начинаем изучать орфограммы, при комментировании проговариваем правила. В итоге дети хорошо усваивают правила письма, им нет необходимости их зубрить, так как они эти правила применяют осознанно, проговаривая при письме.
Третий базис системы С.Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой , снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Когда у нас в классе появилась интерактивная доска, стало больше возможности красочно оформлять опорные схемы.
На протяжении многих лет я использую технологию перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой , мои классы показывают хорошие результаты на выпуске и в дальнейшей учебе в старшей школе. Считаю, что использование этой технологии прививает детям желание учиться, самостоятельность и желание добиваться успеха. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы). Так осуществляется дифференцированный подход у нас на уроках.
И в заключении добавлю: при тестировании детей психологом, мои ученики показывают большое желание посещать школу, отмечают, что им нравится учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение учебного процесса на основе инновационных технологий
В докладе объясняется смысл"инновации", показано использование инновационных технологий в начальной школе, типы уроков...
ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных п...
Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников
В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...
Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы
В СКОУ приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нар...