Построение учебного процесса на основе инновационных технологий
методическая разработка на тему

Татьяна Валентиновна Каюшкина

В докладе объясняется смысл"инновации", показано использование инновационных технологий в начальной школе,  типы уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть:

2.1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе»

2.2.Формы уроков с использованием инновационных технологий  

  2.3.Использование инновационных технологий в усвоении  орфограмм по русскому языку в начальной школе.

          3. Заключение

          4. Список литературы                                

Введение.

Педагогика как наука насчитывает уже несколько столетий. Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современной требовательной и быстросменной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения, что обосновывается на новых методологических принципах, современных дидактичных принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельный подход к образованию.

Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: В. Безпалько, Б. Лихачевым, Г. Клариным, В. Монаховым, Г. Селевко.

Модернизация системы образования связывается, в первую очередь, с введением в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления.В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационный урок рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Основная часть

2.1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе»

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».

Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия:

• педагогическая технология совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);

•  педагогическая технология совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);

• педагогическая технология системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);

• педагогическая технология это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).

М.И. Махмутов раскрывает смысл понятия педагогической технологии:

«Технологию     можно     представить     как     более     или     менее     жестко запрограммированный     (алгоритмизированный)     процесс     взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели». Алгоритмизированный    процесс     взаимодействия    означает,     что     перед применением технологии учителю необходимо изучить все ее особенности: на что направлена технология, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям  соответствует,  какие  задачи  помогает  решить  в  определенных условиях. Учитель, освоивший педагогическую технологию, — это человек, владеющий педагогическим мастерством.

Признаками педагогической технологии являются:

-  целевая направленность;

-  опирается на научные идеи;

-  процессуальный      двусторонний      характер       взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, система  действий учителя и

ученика, позволяющая проектировать педагогический процесс;

-  система     средств     и     условий,     гарантирующих     достижение педагогических целей;

-  наличие  диагностических  средств,  средств  анализа   процесса   и результатов деятельности учителя и учащихся;

-  системность и воспроизводимость.

В структуру современной педагогической технологии входят:

-    концептуальная основа;

-    содержательная часть (цели, содержание);

-  процессуальная часть (организация образовательного  процесса, методы и формы деятельности учащихся, деятельность учителя – управление       образовательным       процессом,        диагностика

образовательного процесса).

Педагогическая технология будет оптимальной, если:

- ее применение способствует достижению каждым  школьником уровня  обученности,  развитости  и  воспитанности  в  зоне  его ближайшего развития;

-  ее   применение  не   превышает  научно  обоснованных   затрат времени   учителя   и   учащихся,   то   есть   дает    максимально

возможные   в   данных   условиях   результаты   за   промежутки

времени,    определенных    государственным    образовательным стандартом и уставом образовательного учреждения.

Технология деятельностного метода на уроках математики ориентирована на личностное развитие ребенка, где математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он учится учиться. В структуре урока, наряду с известными нам этапами, есть такие как: фиксация затруднения в деятельности, построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания), самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, рефлексия.

Технология работы с портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся, портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах.

Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии).                                                                                                       2.2.Формы уроков с использованием инновационных технологий  Основа моделирования инновационного урока                                    Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. В его основе могут быть:элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.                     Виды инновационных уроков: уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги, интегрированные уроки.• Уроки самостоятельной деятельности - форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков - формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные уроки играют большую воспитательную роль. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.        • Исследовательский урок - это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.В основе такого урока - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.                                                                                       • Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.                                                                                     • Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения - развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.Самый распространенный тип таких уроков - урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков: определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению; выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления; определение способов учения для каждого ученика; подготовка дидактического материала; подготовка блоков учебного материала; установление регламента для выполнения тех или иных заданий; определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения. Уровень знаний детей и их способности к обучению - главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно. Урок-тренинг - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии - приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной - для конкретного учащегося. Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания.  На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например: подбор необычных заданий, дидактического материала; организацию соревнований,  взаимного контроля и т. д. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.                              Интегрированные уроки 
Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой, которую изучают. Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории: 
а) вступительные - к изучению определенного раздела; 
б)изучение нового материала; 
в) итоговые. 
Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее удобной является
беседа. Она может происходить между учителями, которые рассматривают определенную проблему или явление из разных позиций, постепенно выясняют суть и закономерности.  Это творчество нахождения истины в дискуссии.  
Использование интегрированных уроков приносит пользу не только ученикам, но и самому учителю.

Уроки-презентации.
 Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Проведение урока с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.

На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала. Однако не любая презентация способствует повышению качества учебного процесса. Большинство ошибок, которые допускают при создании презентаций – это избыток текста на слайде, использование мелких объектов, увлечение анимационными эффектами без учета содержания слайдов. Все это снижает качество и ценность презентаций.

Известны критерии эффективного использования презентации на уроке. Учитель должен их знать и учить этому детей. Выполняя альтернативное домашнее задание, ученик может сам создать презентацию на 2-3 минуты, тем самым проиллюстрировать свое сообщение, привлекая внимание одноклассников к своему выступлению.

2.3.Использование инновационных технологий в усвоении орфограмм по русскому языку в начальной школе.

Анализ работы практической деятельности учителя начальных классов позволяет утверждать, что использование инновационных технологий, что приемы занимательности, система увлекательных дидактических игр и упражнений способствуют формированию орфографических навыков в начальной школе, повышает качество.   
Как сделать язык интересным, занимательным, любимым предметом для ребенка? Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись.
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряли своего значения в начальном звене. Л.С. Выготский писал: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности.
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и производительностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Игра способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности.
Также существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Ребёнок не может сразу же освоить новую для него роль – роль ученика. Игра во многом способствует преодолению этих трудностей. 
Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. И особенно коллективная игра. На каждом уроке ждут с нетерпением дети заветных слов учителя: «А теперь давайте поиграем».  
Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть спокойно на уроке и пяти – десяти минут. У них повышенная утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Неустойчивое внимание надо заинтересовать интересным материалом, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. 
Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребёнка материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить. 
Важной является и воспитательная сторона. В результате изучения лингвистической и методической литературы ( С.Н.Лысенкова, Эльконин-Давыдов), наблюдения опыта учителей и его анализа пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. 
Если играми, кроссвордами, ребусами, загадками можно закрепить изучаемый материал, то как же интересно и увлекательно подать материал, познакомить с той или иной орфограммой. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Заключение

Кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Сегодня становится актуальной подготовка учителя начальных классов нового типа - учителя, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, умеющего организовать общение в учебной деятельности, владеющего специальными знаниями и умениями  для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике. В то же время эти технологии…

 - стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.

Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет. 

Список литературы

1. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma mater . - 2000 г. - 6. 
2. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989. 
3. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988. . 
4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с. 
5. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д., 2002. 
6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии Уч.пос. – М.: - 2003 г. 
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8.    Николаева      Л.П.      Инновационные      педагогические      технологии.

http://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

9.   Новиков А.М.  Введение  в  методологию  игровой  деятельности  –  М.:

Эгвес, 2006. 23.     Особенности проблемного обучения

http://dls.vspu.ac.ru/wiki/%22%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0

%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0% BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B

E_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»

Актуализация проекта.Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы

В СКОУ приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нар...

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....

Совершенствование учебного процесса на основе здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии – это современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. В статье пойдет речь о при...