Проектная деятельность учащихся
статья (2, 3, 4 класс)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые средства, наметить план действий и после его осуществления, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. «Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд». Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся
В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Но творчество немыслимо без познавательной активности, а значит, современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся.
Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно, – творец.
Поэтому проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов.
Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В ФГОС нового поколения под проектом понимается форма организации совместной деятельности учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного творческого продукта.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Основные цели, которые преследует метод проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований;
сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Учебные проекты подразделяются на следующие виды:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые;
- по учебной направленности: монопредметные, межпредметные;
- по длительности: краткосрочные (1-2 урока), среднесрочные (до одного месяца), долгосрочные;
-по характеру деятельности: информационные, игровые, творческие, практико-ориентированные, исследовательские.
Структура проекта:
- Теоретическое обоснование
выбор темы проекта
актуальность
цель
задачи проекта
гипотеза
- Практическая часть
авторская разработка
реализация разработки
результаты исследования
- Приложения
анкеты
диаграммы
таблицы
фотографии
Критерии оценивания работы над проектом
- актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);
- самостоятельность (уровень самостоятельной работы , планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия);
- проблемность (наличие и характер проблемы в проектной деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию);
- содержательность (уровень информативности, смысловой емкости проекта);
- научность (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими)
- работа с информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа);
- системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности, выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе);
- интегративность (связь различных областей знаний);
- коммуникативность .
Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности
- полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены);
- соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции воспитания, складывавшиеся годами);
- соответствие культурному аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте.);
- социальная (практическая, теоретическая) значимость;
- эстетичность;
- потребность дальнейшего развития проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин).
Критерии оценивания оформления проектной работы
- правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии);
- композиционная стройность, логичность изложения (единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда, Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов);
- качество оформления (рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков);
- наглядность (видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия);
- самостоятельность.
Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта):
- качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);
- объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей);
- полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
- представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории);
- ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность, убежденность, дружелюбие);
- деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность);
- правильно оформленная презентация.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. Учитель является помощником в самостоятельной деятельности учащихся.
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Для направления деятельности учеников можно использовать памятку:
- Выбери тему проекта
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
- Сделай выводы
- Оформи результаты своей работы
- Подготовь краткое выступление по представлению своего проекта
Памятка поможет ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По моим наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что-то заинтересовывает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках и во внеурочной работе исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка.
Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Все проекты оцениваются классом по следующим критериям:
- Раскрытие темы
- Связность, последовательность изложения материала
- Простота и ясность изложения
- Художественно-графическое качество схем, рисунков; доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей
- Уверенность, владение собой; удержание внимания аудитории
- Адекватность ответов поставленным вопросам
Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникации. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
Трудно представить в наше время проектную деятельность без использования ИКТ. Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
Список литературы
- Величко В. М. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе (ФГОС). Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...
Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...
Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...
Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...