Работа воспитателя группы продленного дня с одаренными детьми
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В данный период игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеучебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
У ребенка уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в творчестве. Но данная потребность сама по себе вторична. Она представляет собой отклик на ту среду, которая окружает ребенка. Л.С. Выготский отметил: “Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества”.
В свою очередь, период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В данный период игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеучебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать.
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Цель организации работы с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи организации работы с одаренными детьми:
- Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
- Организация участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
- Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (музей, детская библиотека, проф. ориентационный центр).
- Развитие новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Организовывая внеучебную деятельность, необходимо исходить из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся.
Этапы организации работы с одаренными детьми:
- Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
- Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
- Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
- Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интеллектуального уровня учащихся.
- Творческая самореализация выпускника начальной школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей, формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов внеучебного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей. Поэтому 1 класс – подготовительный этап направлен на развитее теоретического мышления, развитее наглядно – образной и совестно – логической памяти.
Подготовительный этап (1класс).
- Формирование навыков эффективной организации труда.
- Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
- Формирование познавательного интереса.
- Выявление способных учащихся.
Виды деятельности:
Педагогическая диагностика по Л.Е.Журовой, Л.Е. Евдокимовой, А.О.Кочуровой, проводимая совместно со школьным психологом – залог обучения и развития детей. Проводя диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки творческих возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется мышление, восприятие, внимание, память, в какой помощи учителя нуждается ребенок. Диагностика дает возможность проанализировать развитие ребенка, она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.
Внеучебная работа на факультативе “Эрудит” по УМК «Развивающие задания» Е.В. Языкановой, А.Зак «Путешествие в Сообразилию, или как помочь ребенку стать смышленным» (2 часа в неделю). Факультатив – курс для 1 – 4 класса развивающих занятий, нацелен на решение задач и интеллектуально – личностно – деятельное развитие младших школьников. Анализируя выполнение ребятами каждого задания, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Задания служат прекрасной подготовкой к олимпиадам.
Портфолио – личных достижений. Составляется в 1 классе учащимися совместно с родителями. Каждое портфолио выполнено в творческом и индивидуальным стиле. Ребята сами участвуют в накоплении материала портфолио – анкетирование, тренинги, дипломы, грамоты за индивидуальное, семейное участие в народных праздниках, спортивных, литературных, конкурсах. Рубрики портфолио: деловая информация, творческие работы, диагностические обследования, мои достижения. Портфолио представляет ежегодный отчет по развитию ребенка. Что ребенок узнал, как он думает, подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует, производит, создает, как он взаимодействует на интеллектуальном уровне с другими детьми. Портфолио фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, носит накопительный характер поощрения творческой деятельности самого учащегося и всей семьи, обеспечивает непрерывность процесса развития ребенка от года к году. Возможно ежегодно проводить парады личных достижений « Школьные годы чудесные»
К 8 годам дети всячески демонстрируют свою избирательность, свое мнение, свою новую школьную, жизнь, стремятся занять более взрослую позицию. Именно в этот период дети начинают осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны ему в этом помочь. Поэтому 2 класс – творческий этап.
Творческий этап (2-й класс).
- Совершенствование навыков научной организации труда.
- Формирование познавательного интереса.
- Творческое развитие учащихся.
- Индивидуальная работа со способными школьниками.
Виды деятельности:
Продолжение внеучебной работы по всем видам деятельности 1 класса, а также самое серьезное внимание обращается на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки. Для этого ведется индивидуальная работа учащихся по выполнению тематических сообщений для уроков окружающего мира, для классных часов, на интересующие темы для школьных НОУ. Дети принимают участие в школьных олимпиадах, интеллектуальных играх, участвуют в школьных и районных художественных и прикладного творчества выставках. Во 2 классе необходимо помочь детям выбрать занятия в кружках, секциях по интересам в центре дополнительного образования, детской спортивной школе, в музыкальной и художественной школе. Все это способствует развитию творческих способностей детей.
Внеклассная работа с детской библиотекой по совместному ежегодному плану работы “Информационная культура читателя” помогает детям хорошо ориентироваться в художественной и познавательной литературе, находить ответы на интересующие вопросы, а также участвовать в интеллектуальных литературных конкурсах и КТД.
Сотрудничество с Этнографическим музеем по совместно составленной программе “Традиционный народный календарь”.
Совместная творческая деятельность поможет детям быть участниками народных праздников, собирать материал о играх, обычаям родного края, проводимым во время праздника. Разучивание закличек, пословиц, поговорок, русских народных песен, обрядов необходимы для проведения народных праздников. Благодаря такой программе восприятие становится думающим, происходит осознания личного отношения к миру к родному краю к традициям и культуре русского народа и тесной взаимосвязи поколений.
К окончанию обучения в начальной школе дети должны научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Это способствует формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) Поэтому 3 – 4 класс – развивающий этап.
Развивающий этап (3 – 4-й класс).
- Совершенствование навыков научной организации труда.
- Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
- Формирование исследовательских навыков.
- Развитие информационной культуры учащихся.
Виды деятельности:
Продолжается внеучебная работа по всем видам деятельности начатой в 1 и 2 классе. На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой, а затем и на другие сферы деятельности ребенка.
Предусматривается активное участие детей не только в школьных районных, но и областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах, а так же в районных научно – практических конференциях, всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты внеучебной деятельности; качественно новый, более “взрослый” тип взаимоотношений со взрослыми и одноклассниками.
Способствуют этому:
- Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся
- Коллективно творческие дела совместно с центрами дополнительного образования и родителями
- Предметные недели
- Организация научного общества учащихся
- Факультатив “Эрудит”
- Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные проекты
- Диагностические обследования
- Портфолио – дневник личных достижений.
Высокая эффективность достигается при условии систематической работы. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Эффект работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей в которых вложена частичка учительского труда. Очень важно, чтобы наши ученики превосходили нас – своих учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассуждение о работе воспитателя группы продленного дня.
Часто люди не хотят работать в группе продленного дня. Бытует мнение, что это неблагодарный труд. Дети не умеют себя вести и если в первой половине дня они как-то ...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня
Статья посвящена применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...
План работы воспитателя группы продленного дня для речевой школы - 1класс
Главная задача воспитателя – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокой...
Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня.
Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня. Обязанности воспитателя группы продлённого дня могут быть разделены на две группы: повседневные и...
Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра
В статье рассматриваются особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД) С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Как построить работу воспитателя группы продленного дня, если в группе есть ребенок с СДВГ....
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....