доклад на тему: "Основные затруднения педагогических работников в системе ФГОС»
материал

С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода? 

Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, инновации, образовательный процесс, универсальные учебные действия 
                  Самое ценное, что есть у любого профессионала - это опыт. Опыт нарабатывается годами, «набиваются шишки», профессионал (а точнее, работник) растет и развивается, пока наконец не достигает того уровня, когда его действительно можно назвать профессионалом. Теперь он точно знает всю технологию: что именно и как нужно делать, в какой последовательности, каких результатов стоит ожидать. Он может обучать сам - и вдруг сталкивается с тем, что кто-то начинает обучать его, произнося при этом неприятное слово «инновация». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Чулатская СОШ»

Доклад  на секции классных руководителей на тему:

«Основные затруднения педагогических работников

в системе ФГОС»

Подготовила учитель начальных классов

Маграмова З.А.

с.Чулат 2017 год

С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода? 

Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, инновации, образовательный процесс, универсальные учебные действия 
                  Самое ценное, что есть у любого профессионала - это опыт. Опыт нарабатывается годами, «набиваются шишки», профессионал (а точнее, работник) растет и развивается, пока наконец не достигает того уровня, когда его действительно можно назвать профессионалом. Теперь он точно знает всю технологию: что именно и как нужно делать, в какой последовательности, каких результатов стоит ожидать. Он может обучать сам - и вдруг сталкивается с тем, что кто-то начинает обучать его, произнося при этом неприятное слово «инновация». Это вызывает протест, отрицание, сопротивление. Ведь лучшее- враг хорошего. Зачем менять что-либо, дающее стабильные результаты, тем более, когда и так все хорошо, когда работает знаток своего дела и все стабильно? Мы и без всяких инноваций даем превосходный результат, да и не инновации это вовсе, что тут нового? Мы всегда так и работали, только называли это по-другому, без новомодных словечек. Все новое - хорошо забытое старое, а в нашем случае - даже не забытое, а активно воплощаемое в жизнь. Знакомая картина? Приблизительно так происходит внедрение любой инновации в повседневную практику, и сфера образования- не исключение. 
                 Переход на ФГОС поставил педагогическую общественность перед фактом. ФГОС - это факт. А вот то, что вы по-прежнему будете работать в школе, если не будете внедрять ФГОС - совсем не факт. И хочешь - не хочешь, а приходится действовать. Но действия могут быть разные. Можно изображать активность, «внедряя» только по бумагам, отчетам и прочим формальным показателям. И можно действительно «внедрять»- по крайней мере, пытаться. 
И вот тут педагог сталкивается с рядом проблем, которые могут помешать перейти на ФГОС даже самому заинтересованному в инновациях работнику образования. 
Первая проблема - упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС. Для начала вспомним, что такое системно-деятельностный подход. 
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности ученика и позволяет выделить основные результаты обучения в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся
Универсальные учебные действия выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания.

Функции универсальных учебных действий включают: 
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, 
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания .
               Итак, в чем же трудность реализации системно- деятельностного подхода в обучении? Системно - деятельностный подход предполагает, что знания обучающихся являются результатом их собственных поисков, а не передаются в готовом виде педагогом . А для того, чтобы знания были добыты самими учащимися, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы развивать познавательную деятельность детей. Но как это сделать? 
Сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы - все это затрудняет и без того непростую ситуацию. Ведь внедрение любой инновационной парадигмы требует в первую очередь времени на ее изучение, а времени как раз у педагогов мало. Опять же, цитируя ученический КВН: «Что делает учитель в свободное время? В свободное время учитель ведет уроки». 
Переход к любой инновации сопровождается стрессом, потому что отказ от сложившейся практики в пользу инновационной деятельности неизбежно сопровождается временным падением качества образовательного процесса. Инновацию надо изучить, апробировать, «присвоить». Пока этого не произошло, она будет даваться с трудом и у учителя будет большое искушение вернуться к прежним способам работы, привычным и не раз проверенным. 
А еще помимо затруднений, которые испытывает педагог при переходе на ФГОС, существует ряд трудностей на уровне образовательного учреждения в целом. Например, отсутствие готовности руководителей образовательного учреждения к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Руководителям тоже проще придерживаться старой парадигмы и ничего не менять -ведь и так «работает». Переход на новые требования, связанные со стандартом, предполагает проведение анализа урока и оценку деятельности педагогического коллектива в соответствии с этими требованиями. Но у руководителей образовательных учреждений нет такого опыта. Как оценить, «по стандарту» ведет учитель урок или не «по стандарту»? А если - да, то как узнать, какой урок успешен, а какой нуждается в серьезной доработке? ФГОС предполагает принципиальную новизну вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), и в связи с этим руководителю в случае проведения оценки качества образовательного процесса необходимо разработать критериальную базу, в соответствии с которой он будет эту оценку производить. А поскольку ФГОС - инновация, полностью готовой критериальной базы пока не существует. Точно такие же затруднения 
испытывает руководитель, когда дело касается разделов основной образовательной программы (базисного учебного плана (БУПа), части, формируемой участниками образовательного процесса; то есть, самими руководителями образовательных учреждений, а также программы отдельных учебных предметов). 
                    Обычно проблемы, связанные с внедрением инноваций, решаются с помощью курсов повышения квалификации. Но здесь снова можно столкнуться с ограниченностью времени. Объем необходимой для усвоения информации достаточно велик, педагогов, нуждающихся в обучении, много. Курсы нужно правильно организовать и спланировать. При этом не стоит забывать о том, что в образовательном учреждении существуют не только педагоги, но и психологи, завучи, и прочие субъекты образовательного процесса, которые тоже нуждаются в обучении на курсах по ФГОС . 
      Программы повышения квалификации педагогических кадров должны обеспечивать формирование : 
- компетентности педагогических кадров в мотивации учебной деятельности ученика (учитель должен уметь заинтересовать учащихся в самом процессе познания, исследования, в формировании «умения учиться»); 
- компетентности учителя в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока (учитель должен знать ответ на вопрос «а зачем мы это делаем»?); 
- компетентности в целеполагании учебной деятельности (учителю должен быть известен ответ на вопрос «чего я хочу достигнуть в результате этого урока, прохождения этой темы, в результате организованной мною учебной деятельности в целом»); 
- компетентности в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении (как эффективнее всего помочь именно данному учащемуся (группе учащихся) в образовательном процессе); 
- компетентности в предмете преподавания (предметная компетентность); 
- компетентности в принятии решений, связанных с постановкой и решением педагогических задач (планирование учебной деятельности, как своей в рамках повышения квалификации, так и учеников); 
- компетентности в разработке учебных и воспитательных программ (учитель должен уметь сам разрабатывать учебные программы, не полагаясь только на «методички»); 
- компетентности в организации учебной деятельности, а именно организации условий учебной деятельности, прежде всегоинформационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентности в достижении понимания учеником учебной задачи испособов ее решения (способов деятельности) и, наконец, компетентности в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. 
При этом ожидаемым результатом повышения квалификации можно считать принятие новой парадигмы отечественного образования всеми участниками образовательного процесса, а также профессиональную готовность работников образования к реализации ФГОС. 

Есть еще один вопрос, который хотелось бы рассмотреть. Мы много говорили о планируемых результатах. Это действительно очень важно - точно знать, чего именно ты хочешь достичь в результате своих усилий, иначе стоит ли вообще их прилагать. А чего же хотели разработчики стандарта? Кто он такой - педагог новой образовательной методики? Прежде всего, он - носитель традиционных ценностей России и гражданского общества. Что это значит? 
• патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, знающий и принимающий духовные и культурные традиции многонационального народа России; 
• личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; 
• профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в своей деятельности; 
• педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде; 
• личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями. 
Теперь, когда мы понимаем, что от нас ожидают, поговорим как раз о педагогических технологиях, лежащих в основе стандарта. Таким образом, мы вернулись к рассмотрению системно - деятельностного подхода. 
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего раз- 
вития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [4]. 
В заключении хотелось бы сказать, что внедрение ФГОС - это длинный путь, но пусть он не кажется слишком сложным, ведь дорогу осилит идущий! 
                                                             

                                                              Литература 
1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. 95 с. 
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. 
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: про-ект/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с. - (Стандарты второго поколения). 
4. Кудрявцева Н. Г Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС....

Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...

Доклад по теме: "Основные аспекты ИКТ-компетентности педагогов в условиях перехода на новые стандарты"

В докладе освещается как учитель в современных условиях использует ИКТ....

Доклад на тему: «Основные формы сотрудничества педагогов и родителей в системе дополнительного образования. "

к педсовету на тему:«Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями»...

Доклад по теме "Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся"

Данный доклад содержит задания по оценке креативного мышления у учащихся 4-х классов....