Доклад по теме "Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся"
учебно-методический материал (4 класс)

Данный доклад содержит задания по оценке креативного мышления у учащихся 4-х классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный с еминар МО учителей начальных классов Купинского района Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся Учитель начальных классов МБОУ Лицея №2 Коляденко В.Н . 17.04.2021

Слайд 2

ЗАДАНИЯ НА ВЕРБАЛЬНОЕ ПИСЬМЕННОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ Задание «Необычная картина »

Слайд 3

Задание «Необычная картина» Учительница показала вам необычную картину и предложила поразмышлять, к какой истории она может быть иллюстрацией. Вы решили написать сказку по этой картине. Последующие задания будут связаны с выполнением этой задачи.

Слайд 4

Задание «Необычная картина» 1 . Придумайте не менее трёх различных названий для такой сказки. Каждое название должно быть связано с тем, что изображено на картине. Запишите названия. Убедитесь, что названия отличаются друг от друга. Название 1: Название 2: Название 3:

Слайд 5

Задание «Необычная картина» 2. Большинство ребят в классе решили, что самое оригинальное название для сказки – «Повелитель воздуха». Вы решили придумать сказку с таким названием, для которой эта картина была бы иллюстрацией. Запишите несколько предложений, с которых могла бы начинаться эта сказка. Важно, чтобы уже с самого начала сказки было понятно, как она связана с изображённым на картине. Также важно, чтобы сказка была необычной (немногие люди могли бы придумать такую историю). Повелитель воздуха Запишите начало сказки в нескольких предложениях:__ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 6

Задание «Необычная картина» 3. Ваша подруга начала писать сказку, но не может придумать, как будут развиваться события дальше. Помогите ей – придумайте и запишите продолжение сказки, подходящее началу сказки подруги. Повелитель воздуха Начало сказки вашей подруги: На краю земли, там, где прячется луна, когда восходит солнце, жил маленький повелитель воздуха. Его друзьями были существа, которые умеют летать: птицы и насекомые. Но он очень хотел подружиться с другими детьми. Запишите продолжение сказки в нескольких предложениях: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 7

ЗАДАНИЯ НА ВИЗУАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ Задание «Глаза разбежались»

Слайд 8

Задание «Глаза разбежались» 1. Создайте две различные иллюстрации к выражению «Глаза разбежались». Вы можете нарисовать иллюстрации с помощью цветных карандашей или фломастеров. Рисунки должны привлекать внимание, иметь интересный сюжет и оригинальное оформление. Опишите ваш замысел. Убедитесь, что второй рисунок отличается от первого!

Слайд 9

Задание «Глаза разбежались» 2 . Рассмотрите рисунки, которые создали ученики. Укажите наиболее и наименее креативный рисунок идеи. Помните, что креативный рисунок должен: – привлекать внимание, – иметь интересный сюжет, – иметь оригинальное оформление. Наиболее креативным является рисунок:________________ Наименее креативным является рисунок:________________

Слайд 10

Задание «Глаза разбежались» 3. Учительница из начальной школы попросила вас доработать рисунок, представленный ниже, чтобы с его помощью можно было познакомить детей со значением выражения «Глаза разбежались». Важно создать более креативный рисунок: • сохранить сюжет и композицию рисунка, • дополнить рисунок так, чтобы была понятна причина растерянности котёнка. Доработайте этот рисунок в соответствии с новыми требованиями Опишите ваш замысел. Описание:_______________________ ____________________________________ _________________________________

Слайд 11

ЗАДАНИЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Задание «Новичок в классе»

Слайд 12

Задание «Новичок в классе» 1.Подумайте, почему новичку поначалу может быть трудно влиться в коллектив. Что может мешать? Чего не хватать? Запишите коротко три разные причины. Причина 1: Причина 2: Причина 3:

Слайд 13

Задание «Новичок в классе» 2. Подумайте и запишите три разные идеи о том, как можно помочь новичку влиться в ваш коллектив. Постарайтесь предложить такие идеи, которые действительно могут помочь и которые придут в голову не каждому . Идея 1: Идея 2: Идея 3:

Слайд 14

Задание «Новичок в классе» 3. Прочтите идеи, предложенные одноклассниками. Отметьте идею, которая лучше всего поможет новичку влиться в ваш коллектив. Постарайтесь выбрать такую идею, которая действительно может помочь и которая придёт в голову не каждому . 1. Нужно помогать тем, кому нужна помощь. 2. Нужно узнать, когда у кого день рождения. 3. Можно чем-то поделиться. 4. Пойти смело первым познакомиться, а потом познакомить с ним весь класс. 5. Пригласить новичка после школы поиграть в футбол. 6. Подарить всем, и новенькому тоже, необычные подарки. 7. Посадить к нему самого умного ученика или ученицу. 8. Рассказать о своих хороших качествах, сказать, что я хорошо разбираюсь в чём-то и что я самый сильный и умный.

Слайд 15

Задание «Новичок в классе» 4. Ваш друг решил, что с новеньким надо познакомиться и предложить ему что-то сделать вместе. Он придумал начало разговора: Привет! Меня зовут Андрей, а тебя? Помоги своему другу продолжить знакомство с новеньким и предложить ему что-то интересное. Продолжение начатого разговора: _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 16

ЗАДАНИЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ Задание «Мяч будущего»

Слайд 17

Задание «Мяч будущего» Всем известен обычный мяч, с которым можно проводить самые разные подвижные игры. Используйте своё воображение для того, чтобы представить, каким может стать мяч в будущем. Каким образом можно было бы усовершенствовать мяч, чтобы расширить возможности его использования для хобби, игр и спорта?

Слайд 18

Задание «Мяч будущего» 1. Предложите 3 изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать мяч и по-новому его использовать. Запишите свои предложения ниже . Усовершенствование 1 :_________________________________________________________________________________________________________________ Усовершенствование 2 :_________________________________________________________________________________________________________________ Усовершенствование 3 :_________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 19

Задание «Мяч будущего» 2.Пятиклассники играли в игру, в которой мяча можно было касаться только ракеткой и запрещалось отбивать его рукой. Один из пятиклассников предложил такое усовершенствование мяча: Встроить в мяч датчик температуры и сделать его таким, чтобы при контакте с тёплой рукой мяч сразу лопался. - Какой недостаток есть у этого предложения? Запишите свой ответ:_________________________________ - Каким образом можно изменить предложение пятиклассника, чтобы устранить его недостаток? Запишите в ответе своё улучшенное предложение :___________________________________________



Предварительный просмотр:

Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся

Зачем оценивать креативное мышление?

   В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение?

Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы.

Что понимается под креативным мышлением?

   Под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и нового знания, и эффектного выражения воображения.

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы — знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия. Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

   

   Сформированность креативного мышления определяется на основе оценки владения учащимися исследуемыми компетентностями в четырёх тематических областях:

а) письменное самовыражение,

б) визуальное самовыражение,

в) решение социальных проблем

г) решение естественнонаучных проблем.

   Далее я расскажу о заданиях, которые проверяют сформированность креативного мышления у учащихся 4 классов.

    Во всех предлагаемых заданиях креативное мышление понимается как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения.

   

ЗАДАНИЯ НА ВЕРБАЛЬНОЕ ПИСЬМЕННОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

   В заданиях на вербальное письменное самовыражение используются понятные, интересные и доступные младшим школьникам сюжеты: придумать и описать сценарий игры, создать текст рекламы, составить диалог между литературными героями или героями мультиков и т.п.

 

  Задание «Необычная картина»

 Учащимся предлагается сочинить сказку, для которой предложенное изображение было бы иллюстрацией. Используемое изображение имеет фантастический сюжет и обладает потенциалом для множества трактовок. Таким образом, задание может стимулировать детскую фантазию для сочинения сказочной истории.

   

ЗАДАНИЯ НА ВИЗУАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

 

 Задания на визуальное самовыражение могут помочь учителю выявить понимание (или, напротив, непонинимание) учащимися смысла изучаемого учебного материала. С этой целью учащихся можно попросить сделать иллюстрацию к какому-либо утверждению или призыву, абстрактному понятию, математическому выражению, формуле, фразеологизму,

многозначному слову и т.п. Этот приём, позволяющий учителю выяснить, понимают ли дети смысл того, что они изучают, способны ли «совершить восхождение от абстрактного к конкретному».

Задание «Глаза разбежались»

   Данное задание относится к тематической области «Визуальное самовыражение» и предполагает диагностику проявления креативного мышления в области художественного и символического самовыражения.

Учащимся предлагается изобразить фразеологизм «глаза разбежались» так, чтобы по рисунку был понятен его смысл.

    При оценке принимается во внимание не качество художественного исполнения рисунка, а его идея, а также подписи, поясняющие смысл изображаемого. Поясняющие подписи в схематичном рисунке просто необходимы. Поскольку оценивается не умение хорошо рисовать, или выдерживать композицию и учитывать сочетание цветов в работе, а умение схематически передать смысл с помощью изображения (а не словами), подписи должны пояснять именно рисунок, а не раскрывать смысл фразеологизма.

    Данное задание может быть предложено, как на уроках русского языка или литературного чтения, так и во внеурочной работе.

   

   

 

   ЗАДАНИЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

В заданиях на решение социальных проблем обычно используются

− ситуации социального проектирования (как преобразовать социальную систему, как привлечь общественное внимание к какой-либо социально значимой проблеме и т.п.),

− ситуации социальной эмпатии (как помочь нуждающимся) и социальной ответственности (например, ответственность за поведение в природе),

ситуации, связанные с социальными и межличностными отношениями (например, с отношением к новому ученику в классе),

− ситуации, связанные с проблемами в учении (как помочь отстающему, как выбрать нужный предмет и т.п.).

    Задание «Новичок в классе»

   Данное комплексное задание относится к тематической области «Социальное решение проблем» и предполагает диагностику проявления креативного мышления в этой области. От учащихся требуется предложить реалистичные и выполнимые, но неординарные решений.

При выполнении ситуации «Новичок в классе» учащимся необходимо проявить эмпатию, или представив себя в этой роли, или почувствовав состояние другого в такой ситуации. Далее на основе жизненного опыта и погружения в это состояние ответить на предложенные вопросы и выдвинуть идеи решений, которые помогают новому ученику адаптироваться в незнакомом коллективе.

   Выполняя задания, детям приходится проявить способность выдвигать разнообразные идеи, оценивать их и отбирать наиболее действенные и оригинальные, дорабатывать идею, опираясь на своё видение проблемы. От учащихся требуется умение прислушиваться к себе и лучше себя понимать и находить, что наиболее оптимально в такой ситуации для другого.

   Умение адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу очень важно в жизни.

   

ЗАДАНИЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ

   В заданиях на генерацию естественно-научного знания и разрешение естественно-научных проблем обычно используются

− ситуации, связанные с методами научного исследования: выдвижение и проверка гипотез, постановка и проведение эксперимента, анализ и интерпретация данных, представление результатов, получение нового знания и другие,

− ситуации технического творчества, рационализаторства и изобретательства, связанные с использованием имеющихся естественно-научных знаний для совершенствования инструментов, приборов и механизмов, наделение устройств новыми функциями и т.п.,

− ситуации, связанные с поиском новых сфер применения научного знания,

− ситуации взаимоотношения человека и окружающей среды.

   

Задание «Мяч будущего»

   Учащимся предлагается придумать и оценить различные изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать мяч и расширить область его использования.

   Во всех предлагаемых заданиях креативное мышление понимается как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

Развитие креативного мышления учащихся на уроках окружающего мира.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым,...

Развитие креативного мышления учащихся на уроках окружающего мира.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым,...

01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...

Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...

Мастер-класс «Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр».

В начальной школе крайне важна мотивация детей. Использование развивающих игр, методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей учебным процессом, но и помогает учащимся прочно овладе...

Комплексный подход к оценке результатов образования учащихся в рамках внедрения ФГОС НОО.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...